Образовательная политика РФ на современном этапе

Образовательная политика – фактор национальной безопасности

И. Л. Ляпин

Понятие “национальная безопасность” достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства. Национальная безопасность – это сложная многоуровневая система. Ее образует ряд подсистем, каждая из которых своеобразна и самоценна, имеет собственную структуру и логику развития. В свою очередь система национальной безопасности является элементом макросистемы более высокого порядка: региональных и глобальных взаимосвязей народов и государств [1]. Решающую роль в формировании, обеспечении эффективного функционирования системы безопасности играет, с одной стороны, адекватное материальному и духовному потенциалу России осознание национальных интересов и целей, с другой – их закрепление в нормативно-правовых актах.

Скорейшее осознание ценностей, интересов и целей новой России всеми субъектами безопасности важно, поскольку порядок XX века рушится по всей планете, идет процесс выработки новой парадигмы безопасности человечества. В этих условиях следование парадигме устойчивого развития объективно необходимо для России, оно подталкивается целой совокупностью факторов мирового развития. Однако при этом нельзя не отметить, что на пути устойчивого развития личности, общества и государства возникают угрозы [2]. Рассмотрим их на примере образования – важнейшего фактора национальной безопасности. Социально интегрирующая роль образования обусловлена не только реформой в экономике, а затрагивает все сферы жизнедеятельности общества. Значение его постоянно растет, что обусловлено ростом влияния человеческого капитала. Выделим главные, на наш взгляд, факторы оказывающие влияние на развитие образовательной отрасли сегодня:

- ускорение темпов развития общества и как следствие – необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- рост ценности человеческого капитала (в развитых странах этот показатель составляет 70-80 процентов национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования молодежи, а так же взрослого населения).

Анализ действующей системы образования и вызовов, которые стоят перед отраслью, показывает существенное отставание от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ. Вместе с тем школа еще не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), иностранных языков и базовых дисциплин (экономики и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему “кадрового голода”, обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить собственную “нишу” в современной экономической жизни.

Сегодня образовательные учреждения обеспечены бюджетным финансированием только на 25-40% от расчетной нормативной потребности. В профессиональном образовании (особенно высшем) это частично дополняется внебюджетными поступлениями от платных услуг, общеобразовательные же школы практически не имеют возможности привлечь дополнительные средства. Реальное недофинансирование образовательных учреждений составляет 50-60%. В соответствии с имеющимся прогнозом число учащихся общеобразовательной школы к 2008-2010 гг. сократится по сравнению с 1999 г. на 30% [3].

Комплексная и глубокая модернизация системы образования – это императив социальной политики России, ее главное стратегическое направление. Как отмечено в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию (апрель 2002 г.), сегодня должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий это не просто социальная сфера. Это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, а также все заинтересованные в качественном образовании. В связи с этим государство уже в ближайшее время должно повысить долю бюджетных расходов на образование в структуре ВВП с 3,5% до 4,5% (1), обеспечить опережающий рост затрат на образование по отношению к другим сферам бюджетного финансирования, конкурентоспособность образования на рынке труда, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

1. По новой – вводимой в 2001 году Правительством России – методологии расчета ВВП (более увязанной с международными нормами) доля образования составляет сейчас даже не 3,5%, а только 3%.

Новые цивилизованные вызовы закономерно приводят многие страны к новому “образовательному буму”, к волне глубоких реформ систем образования – это происходит в таких разных странах, как США и Великобритания, Китай, страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки и т.п. Проводимые за рубежом образовательные реформы ориентированы на текущие и перспективные потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования [4].

Цель модернизации системы образования в России состоит в создании механизма устойчивого развития обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства [5]. Для достижения указанной цели необходимо решение в первую очередь следующих приоритетных и взаимосвязанных задач:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Одной из основ современной образовательной политики должны стать как социальная адресность, так и сбалансированность интересов личности, общества и государства[6]. При определении задач модернизации образования и этапов ее осуществления надо, в частности, определить, в чьих интересах осуществляются те или иные изменения (самих обучающихся, семьи, педагогов, образовательных учреждений, корпораций, государства, общества) и какие ответные меры потребуются со стороны заинтересованных субъектов и структур.

Система образования должна быть ориентирована не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения в систему образования дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. Последнее особенно актуально, поскольку в ближайшее исторической время Россия должна будет сохранять и развивать высокий образовательный потенциал, сопоставимый с потенциалом образования развитых стран, в условиях относительно низкого среднедушевого уровня ВВП и бюджетных доходов. Следует при этом учитывать, что призывы к инвесторам и благотворителям о поддержке образования не получат адекватного ответа без введения системы разумных налоговых льгот и преференций (от лат. praeferre – предпочитать (2)), без создания механизма влияния тех, кто вкладывает средства в образование (от крупных инвесторов до родителей школьников), на принимаемые здесь решения, в частности, через систему попечительских и иных общественных советов. По отношению же к самим образовательным учреждениям необходимо принять дополнения и изменения в бюджетное и налоговое законодательство РФ, особенно в части реализации налоговых льгот, необходимых для ресурсного обеспечения образования.

2. Внутри страны – льготы, предоставляемые либо предприятию, либо определенному виду деятельности в форме снижения налогов, освобождения от ряда платежей в бюджет или вышестоящим организациям, возможности получения льготного кредита и т.п.

Ориентиры и стратегические цели модернизации образования должны вырабатываться и достигаться в процессе широкого постоянного взаимодействия специалистов образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций. Модернизацию образования, выстраивая новые образовательные модели, необходимо проводить с учетом регионального опыта и местных условий развития образования.

В ходе модернизации предстоит обеспечить в первую очередь открытость образования как государственно-общественной системы и во вторую – переход от патерналистской (3) модели к модели взаимной ответственности в этой сфере, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействию.

3. От латинского paternus – отец, покровительство, опека старших по отношению к младшим, подчиненным некоторых государствах П. в трудовых отношениях называют систему доп. льгот и выплат на предприятиях за счет предпринимателей. Нацелен на закрепление кадров, на смягчение трудовых конфликтов. В международных отношениях термин «П» использовался для обозначения опеки крупных держав над более слабыми государствами, колониями, подопечными территориями.

Сегодня обучающиеся, их родители, представители научных и деловых кругов общественности в малой степени включены в решение проблем образования конкретных образовательных учреждений. Развитие образования должно идти в режиме диалога всех субъектов образовательной политики, четкого распределения и координации их полномочий и ответственности. Необходимо неуклонно расширять участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений в образовании. Это должно обеспечиваться как соответствующей нормативно-правой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования (расширение функций и полномочий попечительских и общественных советов, ассоциаций и т.д.).

К числу приоритетных следует отнести и задачу модернизации модели управления отраслью. Чтобы осуществить это, необходимо перейти от административного принципа управления к нормативным и экономическим методам, создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования. Без этого не может быть качественного управления развитием системы образования.

Кроме того важно четко распределить и согласовать компетенцию и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики. Необходимо выделить и согласовать государственную и общественную составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования, определить компетенцию общественных и экспертных советов, обеспечить гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений.

В свете формирования новой модели государственно-общественного управления образовательной отраслью имеет смысл воссоздать на качественно новом уровне опыт дореволюционной России, мы имеем в виду учебные округа. На современном этапе задачи подобных округов, создаваемых в различных организационно-правовых формах, могут состоять во взаимообогащении регионального и местного опыта концентрации образовательных, экономических, материально-технических, кадровых, интеллектуальных и прочих ресурсов территорий, в выработке новой системы управленческого мышления и деятельности в образовании – системы сотрудничества и координации. При этом очевидно, что в условиях образовательных округов и вертикальная составляющая управления (именно как управление процессом развития образования) должна становиться более действенной и эффективной. Создание учебных округов – важного инновационного ресурса развития отечественной системы образования, позволит объективно оценивать состояние образования на уровне субъектов Федерации, а со стороны государства позволит эффективно управлять процессом, вести объективную образовательную статистику.

Начиная с 90-х годов мы наблюдаем необоснованное распыление бюджетных средств на развитие образования. В первую очередь это относится к расширению сети филиалов, что происходит, во-первых, при отсутствии профессионального кадрового состава образовательных учреждений на региональном уровне, во-вторых, при общем демографическом спаде в Российской Федерации. Так, к 2017 году население России (по данным Госкомстата, при оптимистическом раскладе) будет достигать 140 млн. чел. Вот почему не откладывая на завтра необходимо задуматься: «А какие будут учебные округа и сколько образовательных учреждений будет находиться в муниципалитете, области и округе?». Учитывая все факторы, в том числе и кадровую политику воздействия на систему образования, можно будет выстраивать образовательную политику РФ на уровне мировых стандартов.

Российская система образования, как свидетельствуют факты, способна конкурировать с системами образования передовых стран мира. Однако преимущества могут быть утрачены, если не будет сформирована общенациональная образовательная политика. На наш взгляд, государство должно восстановить свою ответственность и активную роль в этой сфере, проведя всестороннюю модернизацию образования, выделив для этого необходимые ресурсы, создав механизмы их эффективного использования. Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Вот почему важно, чтобы коренные цели и задачи развития образования были не только установлены, но и реализованы на основе общественного согласия.

Наши рекомендации