Моторная (экспрессивная) алалия
Алалия. Определение. Причины, виды алалий, их характеристика.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Термин «алалия» (от греч. а — отрицание, lalio — говорю, речь) — в переводе отсутствие речи, безречье. В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения. Это наиболее тяжелый дефект речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется. Серьёзные исследования появились в 1877 году – классификация, разработанная Кусмаулем. Было выделено 10 видов речевых нарушений, среди которых была выделена Алалия. Тем не менее, точное описание детей с Алалией появилось в 1888 году. Немецкий врач Коэн заложил основы первого направления в изучении этих детей. Это направление называлось КЛИНИЧЕСКИМ. Коэн впервые описал ребёнка, который не только не мог произносить слова, но не произносил даже звуки и слоги. Такое состояние автор охарактеризовал как СЛУХОНЕМОТУ.
Коэн считается родоначальником моторной теории. Он сделал предположение, что у такого ребёнка не сформированы те функц-е системы, которые отвечают за моторику речи, но рассматривал причину этого нарушения как функциональную. Это позволило наметить программу работу с таким ребёнком (медикаментозную и пед-ю).
Определяя пути медицинской помощи такому ребёнку, он выделил физиотерапию, гидротерапию и медикаментозное лечение. В качестве педагогического воздействия он выделил необходимость повторения слогов и слов за логопедом и работу над звукопроизношением.
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900), М. В. Богданов-Березовский (1909), Э. Фрешельс (1931), а в более позднее время М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина, Л. В. Мелехова, Г. В. Мациевская, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьева и другие исследователи.
В изучении доминирующим является психолингвистический аспект изучения, представленный в работах Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова, Б. М. Гриншпуна и других исследователей.
ПРИЧИНЫ
Речевые движения организуются определёнными зонами коры головного мозга.
Иванов (болгарский врач) написал, что с его точки зрения апраксия обусловлена недоразвитием лобных отделов коры головного мозга (1972).
Всегда волновал вопрос об этиологии нарушения. Большинство исследователей считают основной причиной наследственность-снижение речевой функции по многим поколения.
Причины:
-пренатальный период (токсикоз, асфиксия и др)
Клиническое направление представлено и работами русских врачей.
Богданов-Березовский до революции в Москве организовал стационар по изучению таких детей. В 1909 году вышла его книга «Изучение неговорящих детей-алаликов». Это изучение привело его к мысли о том, что часто причиной отсутствия речи является интеллектуальное нарушение. Такой позиции придерживались Трошин и Р.А.Белова-Давид.
В основном, в советской логопедии считается, что у этих детей иная причина. Г.В.Горовец (врач) долгие годы изучала этих детей и пришла к выводу, что моторная алалия неоднозначна.
В течение длительного периода изучения алалии высказывались разные предположения по поводу причин ее возникновения. Так, Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924), Э. Фрешельс (1931), М. Зееман (1962) и другие утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Р. Лухзингер (1970), М. Берри(1957), М. Б. Эйдинова(1961), В. А. Ковшиков (1985) и другие – с природовыми черепно-мозговыми травмами и асфиксией новорожденных. Родовые травмы и асфиксии в ряде случаев являются следствием внутриутробной патологии.
Среди этиологических факторов выделяются также внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.
Е. М. Мастюкова (1981), характеризуя алалию, с позиций нейроонтогенеза, подчеркивает, что при действии любого вредного фактора в пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится еще в стадии формирования, трудно точно определить наличие локального дефекта, ибо поражение чаще носит более распространенный, диффузный характер. У ребенка в таком случае отмечается ММД — минимальная мозговая дисфункция.
Некоторые авторы (Р. Коэн, 1888; М. Зееман, 1961; Р. Лухзингер, А. Салей, 1977, и др.) подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в этиологии алалии. Однако убедительных научных данных о роли наследственности в происхождении алалии в литературе не приводится. В последние годы в возникновении алалии подчеркивается значительная роль минимальных мозговых повреждений (минимальной мозговой дисфункции). В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется, как правило, не один, а целый комплекс патологических факторов.
Изучение электрической активности мозга у детей с алалией выявило четкие локальные изменения биопотенциалов преимущественно в височно-теменно-затылочных отделах, в лобно-височном и височном ответвлениях доминантного полушария (Л. А. Белогруд, 1971; А. Л. Линденбаум, 1971; Е. М. Мастюкова, 1972).
Последние исследования показывают, что при алалии имеют место нерезко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий, т. е. билатеральные поражения. По-видимому, при односторонних повреждениях мозга речевое развитие осуществляется за счет компенсаторных возможностей здорового, нормально развивающегося и функционирующего полушария. При билатеральных повреждениях компенсация становится невозможной или резко затруднительной. Таким образом, не подтверждается ранее существовавшая точка зрения об узколокальном характере повреждения речевых зон головного мозга (коркового конца речеслухового и речедвигательного анализаторов).
Виды алалий
Алалияпредставляет собой системное недоразвитие речи,при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологическиесимптомы.
В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока ) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.
По В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивные (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии. Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозможности грамматических, лексических и фонематических операций при относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций.
В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной алалии, и сенсорной алалии.
В 60-х г.г. прошлого столетия большое исследование провела Вера Константиновна Орфинская. Исследовав большую группу детей, она пришла выводу, что нельзя разделить детей и по клинической, ни по педагогической классификации. Выделила 10 форм алалии. Можно разделить на 2 группы. Первую группу составили нарушения речи, которые названы автором ПЕРВИЧНЫМИ. Вторую группу составили ВТОРИЧНЫЕ.
Первичное недоразвитие языковой системы объединяет 6 форм алалии (3 моторных и 3 сенсорных):
МОТОРНЫЕ:
1. Моторно-морфемная (морфологическая) – проявляется в том, что ребёнок пользуется речью и его речь состоит в основном из корневых слов. Существенные трудности проявляются при различении и образовании производных слов. Как следствие, ребёнок не овладевает морфемной системой языка.
2. У ребёнка нарушены произвольные речевые движения. Не может произвести намеренных артикуляционных движений. Как следствие, у ребёнка нарушена фонетическая систем языка.
3. В моторный компонент добавляется сенсорный компонент. Реб. не усваивает слова, поскольку у него существенное затруднение фонематического анализа.
СЕНСОРНЫЕ:
1. Смешанные вид. Ребёнок не воспринимает речь и сам не говорит (грубо нарушен фонематический слух)
2. Ребёнок не дифференцирует звуковые ряды (слова, которые похожи по общему звучании), не может овладеть значениями слова. Как следствие – нарушены все языковые системы.
3. Характеризуется тем, что ребёнок не дифференцирует звуки, похожие по акустическим признакам (не дифференц.фонетические паронимы –мишка-миска)
Вторичные недоразвития речи. Первично у детей нарушены другие процессы. Как следствие, не развивается речь.
Различают формы алалии:
1. Моторно-синтаксическая (у ребёнка есть отдельные слова, но он не может объединить их во фразу). Ещё называют моторно-динамическая (Гриншпун). В.К.Орфинская считала, что первопричиной является нарушение пространственных и временных ориентировок. Как следствие, нарушается программирование речевого высказывания.
2. Оптическая. Орфинская за Левиной выделили детей, которые не дифференцировали по форме, величине, количеству. В связи с этим у них не формировались языковые понятия и это приводило к нарушению всех языковых систем. (нарушена функция зрительного анализатора)
3. Сопряжена с тем, что у ребёнка в недостаточной мере сформирована память – мнестическая недостаточность. Различают две формы: 1. сенсомоторная амнестическая (ребёнок не может даже отражённо повторить предложения) – наблюдается нарушение слухового и речедвигательного анализаторов. И
4. сенсорно-амнестическая (нарушены связи между слуховыми и зрительными анализаторами)- ребёнок не различает, какой звуковой комплекс к какому предмету относится.
Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.
МОТОРНАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ) АЛАЛИЯ
Моторная алалия(a. motoria; лат. motor двигательный) — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
В основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей.
Сторонники данной концепции объясняют речевую несформированность моторной недостаточностью (Р. Коэн, Г. Гутцман, Р. А. Белова-Давид, Н. Н. Трауготт, Ф. К. Орфинская и др.) Большинство авторов связывают алалию с кинетической или кинестетической апраксией и выделяют в связи с этим эфферентную и афферентную формы.
При афферентной алалии механизм нарушения речи сводится к кинестетической апраксии (ребенок не ощущает движения органов артикуляции и не может их контролировать. Сигнал проходит по афферентным путям),
при эфферентной — к кинетической апраксии (не дает возможности ребенку организовать серийные движения, переключиться с одного артикуляционного уклада на другой. Ребенок не может овладеть минимальной технической единицей речи- слогом. У него грубо нарушена слоговая структура слова).
У одних имеет место несформированность целевых установок при сохранности операционных возможностей, у других — недостатки в операционном звене деятельности при наличии достаточно стойкой мотивации. Страдает и контрольное звено за исполнительской деятельностью; нет возможности сличения результатов с исходными установками.
Современный психолингвистический подход нашел отражение в языковых концепциях (Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, Б. М. Гриншпун, В. К. Воробьева и др.).
В. А. Ковшиков (1985) полагает, что ядром нарушения при этой форме алалии является несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения высказывания. Это дает основание интерпретировать алалию как преимущественно языковое нарушение (первично нарушена речевая деятельность говорения.
При моторной алалии может отмечаться и нарушение внутреннего программирования (глубинных синтаксических структур) в сочетании с несформированностью отбора слов, словосочетаний, с несформированностью речевых действий по построению фраз и текста.
Оказываются несформированными операции порождения, оформления высказывания, в частности, наряду с отбором фонем, нарушается внутрислоговое и межслоговое программирование (т. е. артикуляторная программа), и операции, реализующие глубинно-синтаксический и глубинно-семантический уровень, т. е. уровень внутренней речи.