Эмоции и чувства, их природа, особенности и основные функции

Взаимодействуя с окружающим миром, познавая и изменяя его, человек не является бесстрастным автоматом и созерцателем. Действуя, он переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает. В познании проявляет себя отношение, которое в свою очередь есть результат познания. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Процессы познания и эмоциональные процессы связаны и дополняют друг друга.

Переживание – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.

Эмоции и чувства – взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простые, непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, удивление, радость) на какие-то внешние его особенности.

По мнению некоторых авторов эмоции сохранились и развились у человека в ходе эволюции психики именно потому, что они помогают ему успешно ориентироваться в информационно неопределенной среде. Когда человек не располагает достаточной информацией для рациональной оценки ситуации, возникающее переживание помогает оценить её по принципу: «Да» – «Нет», т.е., возникающие положительные эмоции как будто говорят ему «Да» или «Ситуация не опасна», а отрицательные «Нет» или «Здесь что-то не так».

Чувство – это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, они могут продолжаться месяцы и даже годы. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер (например, испытываемое человеком чувство любви может стать причиной появления многих ситуативных эмоций: гордости любимым человеком, огорчения из-за его неудач, ревности, страха и т.п.).

Эмоции можно охарактеризовать следующими признаками. Во-первых, в отличие от других познавательных процессов, например, восприятия, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. имеют положительный или отрицательный знак, например: радость – печаль, веселье – грусть, надежда – разочарование, удовольствие – неудовольствие.

Следовательно, можно сказать, что эмоции – это психологические процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

При этом эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое человек производит, или воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам.

Эмоциональная жизнь человека наполнена разнообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям (надежда, разочарование). Характер и динамика ситуативных эмоций определяется как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются.

Эмоции и чувства выполняют две основные функции: сигнальную и регулятивную. Во-первых, они есть сигналы о том, что из происходящего в мире имеет значение для конкретного человека, что имеет отношение к его потребностям. И действительно, все, что не значимо для человека, не вызывает у него никаких чувств и эмоций. Во-вторых, эмоции и чувства выполняют еще и регулятивную функцию, т.е., они определяют в известной мере поведение человека, становясь длительными или кратковременными мотивами человеческой деятельности, порождая влечения, стремления к представляемой и мыслимой цели.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

· эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для человека, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и восстановительных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться;

· знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оценивается как негативное. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события, отрицательные – побуждают действия, направленные на устранение контакта с негативным событием;

· степень контроля эмоции. Различают два состояния: сильного эмоционального возбуждения (страх, гнев, радость), при котором еще сохраняется ориентация и контроль, и крайнего возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.

Эмоциональные процессы-переживания всегда сопровождаются у человека рядом непроизвольных и сознательных движений и отражаются в его мимике, жестикуляции, изменениях голоса, ряде физиологических реакций: сердцебиении, изменении дыхания, сужении или расширении кровеносных сосудов и т.п.

Эмоции человека различаются степенью осознанности, достаточно часто причины возникающих переживаний осознаются недостаточно отчетливо, либо совсем не осознаются. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов.

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (например, страха, гнева, радости и др.), и сопровождающиеся неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов (работе сердца, дыхании, сужении или расширении кровеносных сосудов, выбросе определенных гормонов и т.п.), а также специфическими двигательными реакциями (мимикой, жестикуляцией и др.)

Эмоции и чувства субъективны, они не могут возникнуть и существовать вне определенного субъекта.

Эмоции бывают стеническими и астеническими. Стеническиеотличаются действенностью, они побуждают человека к поступкам, увеличивают напряжение сил, активизируют организм, поднимают настроение. Астеническиеэмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, они расслабляют человека, подавляют его активность. При этом одна и та же эмоция, например «страх», в разных ситуациях может быть как стенической, так и астенической. Во многом это зависит от личностных особенностей человека.

Особенности эмоций и чувств человека обобщены и приведены в виде схемы на рис. 5.1, а основные характеристики эмоций – на рис. 5.2

Эмоции и чувства человека имеют общественно-историческую природу. Это означает, что у человека они связаны с его многочисленными потребностями, которые развиваются и изменяются в ходе общественно-исторического развития.

Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Эмоции испытывают и животные, но у них они непосредственно обусловлены естественными потребностями и связаны с инстинктами. У человека различные направления общественно-трудовой деятельности продолжают или развивают различные направления и стороны эмоциональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются. Развитие общественных межчеловеческих отношений порождает моральные чувства. Выделение из практической деятельности теоретической порождает интеллектуальные чувства (любознательность, любовь к истине), в процессе создания произведений искусства и восприятия их формируются эстетические чувства.

Эмоции и чувства, их природа, особенности и основные функции - student2.ru

Рис. 5.1 Особенности эмоций и чувств человека

Эмоции и чувства, их природа, особенности и основные функции - student2.ru

Рис. 5.2 Характеристики эмоций.

Следует иметь ввиду, что то или иное отношение к окружающему миру не обязательно будет принимать форму эмоции. Оно может быть выражено и в абстрактных положениях мышления, в мировоззрении, в принципах и правилах поведения, которые человек теоретически принимает и которым он практически следует, эмоционально их не переживая. В эмоциях же отношение к окружающему, так же, как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания.

Эмоциональные реакции у человека возникают в следующих случаях:

1) когда имеют место сигнальные воздействия, т.е. такие, которые

непосредственно связаны с потребностями человека;

2) когда ситуация (условия, обстоятельства) имеют характер

предвосхищения, т.е. опосредовано указывают на предстоящее удовлетворение или неудовлетворение определенной потребности;

3) как реакция на тот или иной характер и результаты выполняем

деятельности. Когда деятельность выполняется успешно, без помех. Сбоев и проблем – возникают положительные эмоции, в противном случае - отрицательные.

Виды эмоций

Эмоциональные проявления у человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Эмоции и чувства, их природа, особенности и основные функции - student2.ru Эмоции и чувства, их природа, особенности и основные функции - student2.ru

Рис. 5.3 Виды эмоциональных явлений

Аффект – это наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью охватывает психику человека, как бы соединяя главный раздражитель со всеми второстепенными, в результате возникает обобщенный аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения.

Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. В таком состоянии у человека резко изменяется внимание (оно концентрируется только на раздражителе), нарушается мышление, человек не может сосредоточиться и предвидеть результаты своих поступков, целесообразное поведение становится невозможным.

Аффект захватывает человека целиком, он может получить выход в деятельность, направленную на объект-раздражитель или на другие объекты, или привести к пассивной форме переживания, но в любом случае он ослабляет человека до такой степени, что наступает упадок сил, безразличие. Примерами аффекта могут быть паника, ужас, полное отчаяние, безудержная радость и т.п.

В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам предъявляет их себе), и возможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических условиях при неспособности человека найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций.

Собственно эмоции(ситуативные эмоции), в отличие от аффектов - более длительные и менее интенсивные состояния. Они – реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции имеются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме субъективной обобщенной оценки. Конкретных видов собственно эмоций может быть достаточно много, в русском языке существует более 100 слов, используемых для их обозначения.

Чувства– еще более длительные, чем эмоции и устойчивые состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Конкретная отнесенность чувства проявляется в том, что человек не может переживать чувство вообще, безотносительно к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности или поклонения.

Настроения- самые длительные эмоциональные состояния, окрашивающие поведение человека. Известно, например, что одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. Более того, источник, определяющий то или иное настроение, далеко не всегда осознается.

В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов, ожиданий. Сформировавшиеся настроения, в свою очередь, оказывают влияния на непосредственные эмоциональные реакции происходящие события.

В зависимости от того насколько осознаются причины, вызвавшие то или иное настроение, оно переживается либо как некоторый общий эмоциональный фон (приподнятое или подавленное настроение), либо как четко идентифицируемое состояние ( скука, печаль, радость).

Очень важно уметь контролировать свое настроение, находить и использовать способы его сознательной коррекции. Беспричинные колебания настроения могут быть связаны с такими свойствами человека, как повышенная тревожность, эмоциональность, неустойчивость.

Стресс – комплексная психологическая и физиологическая реакция организма на мощное проявление эмоций в результате неблагоприятных воздействий разного рода (холода, усталости, страха, унижения, боли и т.п.). Она однотипна на различные раздражители, при этом интенсивность развивающейся адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от личностной значимости действующего фактора.

Стресс вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. С биологической точки зрения стресс – это адаптационный синдром, то есть своеобразная защитная реакция организма, с помощью которой он как бы мобилизует свои ресурсы в ответ на неблагоприятные воздействия. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние воздействующего фактора (стрессора) превосходит приспособительные возможности организма.

При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма. В результате – организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным способом приспособиться к ней.

Стрессорами могут быть и физические раздражители, как реально действующие, так и вероятностные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами являются необходимость принятия ответственных решений, быстрой перестройки при резкой перемене стратегии поведения, конфликты, неудовлетворительные темпы продвижения по службе и т.п., при этом для возникновения стресса большое значение имеет осознание человеком своей ответственности за себя, за окружающих его людей, его установка на свою роль в создавшейся ситуации.

Стресс включает в себя три фазы. Первая фаза – фаза мобилизациизащитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Вслед за первой наступает вторая фаза – сбалансированного расхода адаптационных резервов организма – стабилизация. Если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия – истощение.

Стресс – это обязательная составная часть жизни каждого человека, его нельзя избежать. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшения самочувствия и даже заболевания – соматические и невротические.

Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних людей реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»).

Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стресса заболеваниями. Многие виды воздействий, приводящие к стрессу, вызывают у людей гипертоническую и язвенную болезни, а также инфаркт, инсульт, стенокардию, сердечную аритмию и т.д.

Существует связь между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает.

Если человек обладает повышенным уровнем притязаний и стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то он в большей мере подвержен сердечно-сосудистой патологии.

У лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению часто развивается гипертония. К этой болезни могут приводить также ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, исключающие чувство удовлетворения в процессе самоутверждения, когда человека подавляют, игнорируют, когда у человека развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду».

Люди с завышенной самооценкой, которая приводит порой к индивидуализму, неудовлетворенности своим положением (профессией, должностью), конфликтности, пристрастию к выяснению отношений, склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям.

Люди с пониженной самооценкой, которая сопровождается чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, повышенной тревожностью и одновременно с этим повышенной исполнительностью, обостренным чувством долга, повышенной требовательностью к себе и стремлением сделать значительно больше, чем реально могут, склонны к язвенным болезням.

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоциональных перенапряжений – неврозы.

Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека. Конфликт между необходимостью разрешить жизненную ситуацию и невозможностью это сделать, поскольку неизвестно как, часто приводит к неврозу, то есть такому состоянию, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам из внешней и внутренней среды. При этом человек становится плаксивым, нетерпеливым, у него возникают болевые ощущения в ответ на сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринимались.

В основе большинства неврозов лежат внутренний конфликт, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травмирующая человека ситуация. Переживания становятся источником неврозов лишь в том случае, если они особо значимы, занимают центральное место в системе отношений личности к действительности.

Лечение неврозов заключается прежде всего в попытке помощи человеку разобраться в возникшей ситуации. Необходимо пересмотреть те компоненты ситуации, которые представляются ему неразрешимыми, и переориентировать его в направлении развития активной и адекватной жизненной позиции.

Громадное значение для психологического и физического здоровья имеет эмоциональный климат на работе и дома. Настроение каждого во многом зависит от настроения окружающих, от их отношения, проявляющегося в словах, мимике, поступках. Общаясь с людьми, невольно «заряжаешься» их оптимизмом или унынием. Наиболее очевидными проявлениями благоприятной атмосферы, способствующими продуктивной совместной деятельности людей, являются внимание, доброжелательность, проявление взаимных симпатий.

Управление эмоциями

Ключевую роль в эффективном самоуправлении играет осознание своих жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Человек, который сделал главный жизненный выбор, в значительной мере предрешил все дальнейшие решения и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Его жизнь свободнее, проще, он экономит душевные силы. Попадая в трудную ситуацию, он соотносит ее значение с главными жизненными ценностями, и своевременность такой оценки нормализует его состояние. В этом случае критическая ситуация рассматривается не в сравнении с другим событием (такого же масштаба), а оценивается на фоне общей перспективы, например, всей жизни человека или даже всего человечества.

Волнение перед действием, то есть эмоционально окрашенное отношение к делу, способствует его результативности. Однако избыточная мотивация вызывает чрезмерное волнение и способствует перевозбуждению, которое мешает выполнению действия.

Поэтому важно уметь снимать эмоциональную перенапряженность, несколько ослабляя мотивацию. Для этого можно произвольно переносить внимание, концентрируя его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задачи и тактических приемах.

Если человек не уверен в себе и, чрезмерно волнуясь, не может включиться в работу продуктивно, то полезно отвлечь его, обратившись к нему за советом или помощью. Пытаясь помочь вам, он забудет о собственной неуверенности.

Для создания оптимального эмоционального состояния, прежде всего, нужна правильная оценка значимости события, поскольку на человека воздействует не столько интенсивность и длительность реальных событий, сколько их индивидуальная ценность. При сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию: хороший прогноз становится еще более оптимистичным (головокружение от успехов), а плохой – еще более мрачным.

Правильно оценить личную значимость события помогает информированность. Чем большим объемом информации по интересующему вопросу человек владеет, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Поэтому нужно всячески увеличивать объем сведений о волнующей проблеме. При этом информированность должна быть разноплановой. Полезно заранее подготовить отступные стратегии – это снижает излишнее возбуждение и уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создавая тем самым оптимальный фон для решения задачи.

В некоторых случаях, когда продолжение усилий превращается в попытки «прошибить стену лбом», лучше временно отказаться от усилий по немедленному достижению цели, смириться с неизбежным, осознать реальную ситуацию и свое поражение. Это поможет сберечь силы для новых попыток.

В случае поражения не стоит отчаиваться, можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и подготовиться к последующему штурму без значительного ущерба для здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне силы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость отличить первое от другого».

Если человек очень взволнован, то попытки повлиять на него при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными, поскольку он воспринимает только ту информацию, которая соответствует его доминирующему эмоциональному состоянию. Остального он просто не слышит и не воспринимает. Поэтому стремление успокоить человека, убеждая его, что не стоит огорчаться, может вызвать у него лишь обиду и представление о том, что его не понимают.

Такому человеку следует помочь разрядить эмоции, не надо перебивать раздраженного человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, «сорвется». Когда человек выговорится, его возбуждение снизится, он станет способным воспринимать рациональные аргументы, то есть только тогда появляется возможность что-то разъяснять ему.

Никто не застрахован от неудач, несчастных случаев, невосполнимых потерь, трудно разрешаемых ситуаций. В таких случаях важно не ограничиваться переживаниями, не концентрироваться на них, не уступать депрессии и безразличию, а действовать, искать выход, пробовать все новые и новые варианты. При этом можно вспомнить известную притчу о двух лягушках, попавших в кувшин со сливками. Неподвижная, пассивная – утонула, а активная – барахталась, трепыхалась и в результате сбила масло и, оттолкнувшись от него, выбралась из кувшина.

Перенести горе помогает исполнение соответствующих обычаев и ритуалов. Эмоциональную нагрузку уменьшают также стереотипные формы поведения. Поэтому человека в несчастье, потерявшего стимулы к жизни, следует побуждать к любой деятельности, пусть даже не очень целесообразной.

Эмоциональное напряжение усиливается также при физических недогрузках. Поэтому после напряженного дня желательно дать организму физическую нагрузку: пройтись пешком, заняться спортом и т.п. Для физического и психологического здоровья важно не забывать о физической активности, важно чередовать умственный труд с физическим.

Для понижения или снятия эмоционального напряжения можно также посоветоваться с другими людьми, послушать музыку, почитать книгу или даже выплакаться. Способ снятия эмоционального напряжения может быть связан и с написанием писем, стихов, рассказов. Он особенно удобен для людей замкнутых и скрытых.

Для экстренного снятия напряжения может быть также использовано общее расслабление мускулатуры. Минуты релаксации полезны, когда нужно быстро, за 5-10 минут привести себя в спокойное состояние. Этот метод основан на том, что мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства (все мы знаем, что в гневе сжимаются кулаки).

Хорошим средством снятия психического напряжения и эмоциональной разрядки является активизация чувства юмора. Юмор позволяет произвести переоценку событий, он подразумевает способность отнестись к чему-либо волнующему как к малозначащему и не достойному серьезного внимания. Поэтому возможность улыбнуться или даже рассмеяться в трудный момент разряжает напряженность.

Говоря об управлении эмоциями, мы все время имеем в виду необходимость уменьшения, снятия эмоционального напряжения. И это верно, поскольку такие ситуации, когда нужно ослабить эмоции, встречаются гораздо чаще.

Но бывают и другие ситуации, когда наоборот нужно усилить эмоции. Например, это нужно в тех случаях, когда теряется работоспособность, и ослабляются творческие возможности.

Усилить эмоции можно двумя путями: уяснением дефицита информации, необходимой для достижения поставленной цели при фиксированном уровне потребности; усилением потребности.

Слишком близкая и доступная цель по достижении ее делает дальнейшие усилия ненужными и может привести к разочарованию и пассивности. Ничто так не способствует возбуждению эмоций, как значительная цель, достижение которой стало органической потребностью человека. Именно значительная, а не любая цель делает устойчивым и психическое, и физическое здоровье человека.

Воля

Активность личности вызывается потребностями: естественными и культурными, материальными и духовными и реализуется в различных действиях, обеспечивающих преобразование человеком окружающего мира.

Действия человека определяются различными побуждениями, при этом психологически многообразные побудители активности выступают в виде влечений, желаний, стремлений, получающих при определенных условиях характер жизненных задач, которые человек целеустремленно пытается решить.

Совокупность всех побудительных сил личности, приобретающих характер мотивов действий, поступков и форм деятельности, образуют особую, достаточно существенную область психической жизни человека, которую называют мотивационной сферой или направленностью личности.

Наши рекомендации