Факторы, влияющие на проявление гибкости

Проявление гибкости зависит от ряда факторов и прежде всего от:

1) строения суставов;

2) эластичности мышц, связок, суставных сумок;

3) центрально-нервной регуляции тонуса мышц;

4) совершенства межмышечной координации (проявляется в маховых движениях – способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение);

5) психического состояния;

6) степени активности растягиваемых мышц;

7) разминки;

8) массажа;

9) температуры среды и тела;

10) суточной периодики;

11) возраста и пола;

12) уровня силовой подготовленности;

13) исходного положения тела и его частей;

14) ритма движения;

15) предварительного напряжения мышц.

Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов – анатомический. Еще со времен классических исследований геометрической формы суставных поверхностей на слепках и распилах установлено, что подвижность в суставах определяется степенью соответствия суставных поверхностей как по форме, так и по протяженности. Чем больше соответствие друг другу сочленяющихся суставных поверхностей (т. е. их конгруэнтность), тем меньше их подвижность. Если суставные поверхности полностью соответствуют одна другой, то движения невозможны. Если соответствие неполно, т. е. головка суставной поверхности и суставная впадина не соответствуют полностью одна другой либо по форме, либо по протяженности, либо по тому и другому, возникает возможность движения одной кости относительно другой. Суставы можно классифицировать в соответствии с количеством движения, которое они обеспечивают, или согласно их структурному составу. Более простая форма классификации основана на количестве общего движения, которое возможно в данном суставе. В соответствии с этой классификацией различают три вида соединений: синартрозы, амфиартрозы, диартрозы. Также выделяют следующие формы суставов: шаровидные, эллипсовидные, блоковидные, цилиндрические, плоские, седловидные. Шаровидные суставы имеют три, яйцевидные и седловидные – две, а блоковидные и цилиндрические – лишь одну ось вращения. В плоских суставах, не имеющих осей вращения, возможно лишь ограниченное скольжение одной суставной поверхности по другой. Наибольшая анатомическая подвижность возможна в шаровидных суставах (например, плечевые и тазобедренные). Наименьшую анатомическую подвижность имеют седловидные, блоковидные и плоские суставы. Например, фаланги пальцев можно только согнуть или разогнуть, т. е. движения выполняются лишь в одной плоскости и с ограниченной амплитудой. Существует также шесть основных видов остеокинетического движения, которое может выполнять сегмент тела: сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение, циркумдукция. Ограничивают подвижность и такие анатомические особенности суставов, как костные выступы, находящиеся на пути движения суставных поверхностей.

Ограничение подвижности связано и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела.

Подвижность в суставах может быть лимитирована напряжением мышц-антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т. е. от совершенства межмышечной координации. Чем выше способность мышц-антагонистов к растягиванию, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений и тем легче выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает закрепощение движений, резко замедляет их выполнение, затрудняет процесс освоения двигательных навыков. В ряде случаев узловые компоненты техники сложнокоординированных движений не могут быть выполнены из-за ограниченной подвижности работающих звеньев тела. Одним из факторов, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма: в данный момент под влиянием утомления активная гибкость уменьшается на 11,6 %, а пассивная увеличивается на 9,5 % [7].

Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.

Л. П. Сергиенко и С. В. Алексеева провели исследования, чтобы выяснить, в какой мере на развитие гибкости влияют наследственные факторы, а в какой – среда, условия, в которых вырос и живет человек. Оказалось, что общая гибкость в суставах в значительной мере обусловлена наследственными факторами.

У каждого человека есть индивидуальный предел в развитии гибкости, обусловленный именно генотипом (здесь и строение суставов, и расположение связок, и состояние нервно-мышечной системы).

Заранее определить, насколько человек предрасположен к разви-тию гибкости, абсолютно точно невозможно. Однако многолетние исследования ученых показали, что сделать это можно с помощью отпечатков пальцев на руке (рис. 1). Исследования позволили установить следующую закономерность.

Факторы, влияющие на проявление гибкости - student2.ru

Рис. 1. Типы отпечатков пальцев

Как известно, рисунки на подушечках пальцев можно разделить на три основных типа: дуги (А), петли (Б) и круги (В). Петли, в свою очередь, делятся на два типа: те, которые открытым концом обращены в сторону большого пальца, называют радиальными (Р); если же открытый конец петли направлен в сторону мизинца, это ульнарные петли (У). Наиболее благоприятными для обладателей хорошей гибкости считаются такие сочетания отпечатков: У×В; В×У; В×А; А×В. Остальные варианты сочетаний чаще всего соответствуют плохой гибкости.

Помимо рассмотренных выше, существует целый ряд дополнительных факторов, которые могут влиять на уровень развития гибкости человека. К ним относятся возраст, пол, телосложение, латерализация, тренировка и суточная периодика. Данные о взаимосвязи между возрастом и уровнем гибкости и, особенно, о возможности увеличения или снижения его в период физического развития довольно противоречивы. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13–14 лет и, как правило, стабилизируется к 16–17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Вместе с тем, если после 13–14-летнего возраста не выполнять упражнений на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 40–50 лет, после регулярных занятий с применением разнообразных средств и методов, гибкость повышается, а у некоторых людей достигает или даже превосходит тот уровень, который был у них в юные годы.

Результаты исследований показывают, что маленькие дети являются достаточно гибкими. В школьные годы уровень гибкости снижается вплоть до пубертатного периода, после чего он снова начинает возрастать. Также необходимо отметить, что к снижению подвижности в отдельных суставах у детей среднего школьного возраста может приводить нарушение осанки. После завершения периода полового созревания уровень гибкости стабилизируется, а затем начинает снижаться. Несмотря на то, что с возрастом уровень гибкости снижается, у физически активных и здоровых людей степень его снижения минимальна.

Установлено, что женщины обладают большей гибкостью, чем мужчины. Это обусловлено как анатомическими, так и физиологи-ческими факторами.

К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированное на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание.

Проявление гибкости в тот или иной момент времени зависит и от общего функционального состояния организма, и от внешних условий: времени суток, температуры мышц и окружающей среды. Обычно до 8–9 часов утра гибкость несколько снижена, однако тренировка в утренние часы для ее развития весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается, а при повышении темпе-ратуры внешней среды и под влиянием разминки, повышающей и температуру тела, – увеличивается.

Таким образом, все рассмотренные факторы нужно учитывать при построении учебно-тренировочного процесса, самостоятельных занятиях и уменьшить влияние некоторых из них по мере возможности.

Наши рекомендации