Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения
В высшей школе при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Слово «лекция» имеет латинский корень «lection» — чтение. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала в вузе. В их аргументах есть значительная мотивированность, над чем преподавателям следует задуматься. Каковы же доводы противников лекции?
1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.
2. Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.
3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
4. Одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения.
Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала, оптимальным сочетанием лекции с другими методами обучения - семинаром, практическим и лабораторным занятием, самостоятельной подготовкой обучающихся. В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций, о которых более подробно будет идти разговор во втором подразделе главы.
Наряду с отмеченным следует указать, что в образовательном процессе вуза существует ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой, такие ситуации возникают:
♦ при отсутствии учебников по новым, только формирующимся учебным курсам: лекция является основным источником информации;
♦ если новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще
отражение в существующих учебниках или некоторые его разделы уста
рели (в современных условиях информационного прогресса это стано-
вится очень актуальным);
♦ в случае, если отдельные темы, изложенные в учебнике, особенно
трудны для самостоятельного изучения и поэтому требуют методичес-
кой переработки лектора;
♦ когда по основным проблемам курса существуют разноречивые мне-
ния, взгляды, то лекция необходима для их объективного освещения;
♦ лекция ничем не может быть заменена, когда особенно необходи-
мо личное эмоциональное воздействие лектора на обучающихся. В этом
случае эмоциональная окраска лекции в сочетании с глубоким научным
содержанием создает гармонию мысли, слова и восприятия.
Кратко раскроем дидактические и воспитательные цели лекции, ее основные функции.
Дидактические и воспитательные цели лекции:
♦ дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные зна-
ния, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конк-
ретной теме;
♦ обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совмес-
тно с преподавателем;
♦ воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь
к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.
Основными функциями лекциивыступают познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая.
Познавательная функция лекции выражается в обеспечении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Именно на лекциях впервые знакомят слушателей со всей системой изучаемых в вузе дисциплин и наук, помогают разобраться во всех смыслах их положений, понять противоположные точки зрения, особенности подходов разных авторов и обоснованно оценить их достоинства и недостатки. При этом весь учебный материал передается в форме живого слова путем убеждающих и побуждающих приемов и средств. В таком общении лектора с аудиторией выявляется степень понимания и усвоения материала, изложение которого дополняется, варьируется, индивидуализируется с учетом особенностей обучающихся и их реакции.
Развивающая функция лекции состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует обучающихся не на память, а на мышление, т.е. учит их думать, мыслить научно, на современном уровне. Логическое, доказательное изложение материала, стремление лектора не просто передать сведения, а доказать их истинность, привести студентов к обоснованным выводам, всем стилем лекции учить их думать, искать ответы на сложные проблемы, показывать приемы такого поиска - именно это характеризует развивающую функцию и создает условия для активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе ее восприятия.
Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса. Читаемые лекции необходимо ориентировать на профессиональное воспитание, четко обозначая при этом пути решения той или иной практической задачи, с которыми придется столкнуться будущему специалисту.
Воспитательный эффект в процессе лекции имеют и такие аспекты, как авторитет преподавателя, отношение аудитории к его личности, преподаваемой им дисциплине.
Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой обучающихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эта функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практических занятий. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание студентов на то, что им необходимо изучить и что с чем сопоставить.
Анализ функций, присущих лекции, показывает ее ведущую роль в числе других форм и методов обучения, так как она дает обучающимся исходные научные знания.
Требования к современной вузовской лекции.
Лекция —логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи. Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни.
/ С учетом этих требований каждая лекция в вузе должна:
♦ иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изла-
гаемых вопросов (понятийная линия лекции);
♦ иметь твердый теоретический и методический стержень, важную
проблему;
♦ иметь законченный характер освещения определенной темы (про-
блемы), тесную связь с предыдущим материалом;
♦ быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное
количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь
четко выраженную связь с практикой;
♦ быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их
решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;
♦ обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов
необходимый интерес, давать направление для самостоятельной ра-
боты;
♦ находиться на современном уровне развития науки и техники, со-
держать прогноз их развития на ближайшие годы;
♦ отражать методическую обработку материала (выделение главных
мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различ-
ных формулировках);
♦ быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудио
визуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
♦ излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех
вновь вводимых терминов и понятий;
♦ быть доступной для восприятия данной аудиторией.
Кроме научного содержания, большое значение следует придавать доходчивости лекции, восприятию и усвоению материала обучающимися, так как в конечном счете в этом и состоит главная цель лекционного этапа обучения.
Главное в лекции — это мысль, логичность, умение показать интересное в излагаемом вопросе, дать формулировки — сжатые, точные и запоминающиеся, добиться подъема интеллектуальной энергии обучающихся, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, добиться ответной мыслительной реакции. В этом случае будет обеспечено и непроизвольное запоминание. Лекция призвана вызывать у слушателей размышления, подсказывать направление самостоятельной работы мысли, побуждать к действию, быть школой научного мышления.
Рассмотрим структуру вузовской лекции.
Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру- Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.
Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чем заключается предмет лекции и ее актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.
Изложение — основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.
Количество вопросов в лекции - как правило, от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.
Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции. Кратко остановимся на них.
Вводная лекция - один из наиболее важных и сложных видов лекции при чтении систематических курсов. От правильного ее построения и преподнесения во многом зависит успех усвоения всего курса.
Содержание вводной лекции должно включать:
♦ определение учебной дисциплины;
♦ краткую историческую справку о развитии этой отрасли знаний и
роли отечественных "ученых в развитии данной науки;
♦ цели и задачи учебной дисциплины, ее роль в общей системе обуче-
ния и связь со смежными дисциплинами;
♦ основные проблемы (понятия и определения) науки;
♦ методы изучения учебной дисциплины, распределение времени по
видам учебных занятий и по семестрам;
♦ основную и дополнительную учебную и методическую литературу;
♦ особенности самостоятельной работы слушателей над учебной дис-
циплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
♦ отчетность по курсу.
Заключительная лекция предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки. В соответствии с этим содержание заключительной лекции, как правило, включает:
♦ общий обзор пройденного курса, основные выводы и обобщения;
♦ освещение современного состояния основных проблем данной об-
ласти науки, ее достижений в нашей стране и за рубежом;
♦ трактовку главных линий дальнейшего развития науки, указание
существующих проблем и намеченных путей их решения.
Установочную лекцию читают слушателям заочного обучения на сборах как начало самостоятельного изучения определенного курса в период между сессиями. Как правило, такие лекции носят обзорный характер, не включают полного и систематического изложения материала программы. Установочную лекцию отличает большая концентрация учебного материала, различного рода информации, значительное количество проблем, отсылка к множеству источников.
Раскроем особенности подготовки и проведения традиционной лекции в высшем учебном заведении.
Подготовка лекции- это процесс отбора и структурирования содержания учебного материала, распределение его по времени, продумывание логики построения лекции, выделение наиболее важных моментов из всего материала, который нужно изложить.
Главнейшее требование при подготовке к лекции - это поставить проблему, и сделать это правильно. Толковая, квалифицированная лекция отличается от аморфной, эклектичной тем, что в ней есть твердый теоретический стержень, генеральная линия мысли. Умение найти руководящую нить, основную идею в каждой лекции, несомненно, имеет решающее значение. Формы и методы работы над темой во многом зависят от сложности темы, памяти лектора, сложившихся привычек и опыта, от конкретных особенностей аудитории, в которой приходится выступать.
Порядок подготовки преподавателя к ближайшему учебному занятию можно представить в виде некоторого алгоритма, этапами творчества которого являются замысел занятия, разработка этого замысла, его реализация.
При разработке замысла занятия преподаватель должен руководствоваться исходной документацией: учебной программой, тематическим планом изучения учебной дисциплины и частной методикой. Основное внимание при подготовке лекции должно быть сосредоточено на выборе методических приемов, способствующих реализации творческого замысла.
Разумеется, каждое занятие - результат педагогического творчества преподавателя, который несет личную ответственность за его эффективность. Разработав план и композицию лекции, преподаватель приступает к обдумыванию и выбору методов изложения материала и приемов доказательств, наиболее целесообразных в лекции. В его распоря-
жении имеется несколько методов: дедуктивный, индуктивный, рас-
суждение по аналогии, а также большое число приемов для активиза-
ции познавательной деятельности обучающихся — обращение к аудито-
рии, авторитетам, различные виды вопросов, в частности, риторичес-
кий или вопрос к заочным оппонентам, доказательство от противного
или метод исключения, прием сведения противоположных взглядов к
абсурду, различные виды словесной и зрительной наглядности, приме-
нение юмора, сарказма и др.
Заканчивая подготовку к занятию, преподаватель должен еще раз про-
верить соразмерность его частей, продумать, с чего начать, как рас-
положить материал, переходить от одного вопроса к другому, выразить
главную мысль. I
Следующим в работе преподавателя является этап оформлениялек- I
ции.
Оформление лекции кажется задачей простой, но вместе с тем и са-
мой спорной. В педагогической литературе на этот счет авторитетных ре-
комендаций, к сожалению, нет. Бытует мнение, что никакого письмен-
ного оформления вообще не требуется, каждый должен составлять для
себя такие записки, которые ему нужны, исходя из степени владения
материалом, памяти и других особенностей своей психики. Но на самом
деле лекция должна оформляться по строго определенной форме, с та-
ким расчетом, чтобы в случае замены лектора, что иногда бывает,
преподавателю, его заменяющему, легко было бы разобраться в обета-
новке. Есть немало и других причин, требующих унификации оформления
лекции, однако единой и утвержденной для всех вузов формы пока не
существует. I
Содержательная часть лекции разрабатывается и выполняется с различной степенью полноты и детализации. Объем двухчасовой лекции должен
составлять 25-30 страниц машинописного текста (из расчета одной стра-
ницы текста на 3 минуты). Это может быть полный текст, план-конспект
и краткий план. |
Полный текст — наиболее совершенная форма представления лекции.
Изложение ведется дословно, со всеми примерами, математическими
выкладками, формулами и выводами. I
План-конспект лекции используют преподаватели, как говорят, уже
«ставшие на ноги», прочитавшие данный курс уже не раз. В отличие от
полного текста в содержательной части плана-конспекта сообщаются
целевые установки, краткое содержание излагаемых вопросов, опреде-
ления, цифровые данные, сложные формулы, а также методические ука-
зания о времени демонстрации пособий и другие пометки, необходимые при чтении лекции. J
Краткий план лекции в отличие от плана-конспекта содержит только jобязательные входные данные и перечень излагаемых вопросов с распределением времени. Кратким планом, как правило, пользуются опытные педагоги, читающие лекции курса несколько лет.
Существует мнение, что редкий преподаватель может прочесть подлинно научную лекцию или провести какое-либо другое занятие, не пользуясь хотя бы какими-то записями, которые помогают ему не упустить нить рассуждений, доказательств, давать строго отточенные формулировки определений и выводов. Большинству преподавателей приходится пользоваться опорным материалом с краткой записью раскрываемых на занятии положений и приводимых данных, и ничего зазорного в этом нет.
Этап подготовки преподавателяк чтению лекции.
При подготовке лекции методически правильно сначала записать полный текст и основательно его проштудировать, затем на его основе создать рабочий конспект, в который можно заглядывать для того, чтобы не сбиться и всегда иметь перед глазами необходимую опору. Заметим, что пользоваться полным текстом на лекции чрезвычайно сложно, из-за обилия второстепенных слов его надо читать, а значит, почти не смотреть в аудиторию. В конспекте же можно оставить лишь ключевые слова, главные мысли, цифры, облегчая себе их применение путем подчеркивания и выделения. Надо научиться пользоваться текстом так, чтобы не оказаться у него в плену.
Кроме непосредственной подготовки для успеха лекции важное значение имеет психологический настрой. Поэтому не менее чем за час до начала лекции рекомендуется прекратить другую работу и думать только о лекции, в известной мере начинать «волноваться». Считается, что лучше чего-то не успеть, недосказать, чем «недоволноваться», не найти своего отношения к рассматриваемой проблеме, говорить равнодушно, без увлечения. Словом, чтобы овладеть аудиторией, надо прежде всего владеть собой.
В лекции, как и в любом публичном выступлении, самое трудное— начало.Первые слова, обращенные к слушателям, должны привлечь их внимание, создать определенный настрой. Поэтому «с чего начать?» и «как начать?» — вопросы, которые волнуют любого лектора. Как известно, в широком плане учебная-лекция начинается с объявления темы, которое формирует первое представление о содержании лекции. Лучше, если название будет кратким и выражать суть темы, сразу будет привлекать внимание слушателей и повышать их познавательную активность. Вводная часть (объявление темы, плана и цели занятия) должна занимать не более 5—7 минут. Темп изложения, как правило, выше темпа передачи основного содержания, что заставляет обучающихся психологически собраться и сосредоточиться.
Следующий этап лекции - этап изложения ее содержания.
Переходу к изложению первого вопроса, как правило, предшествует пауза. Эта психологическая пауза для того, чтобы слушатели осознали и прочувствовали важность и значимость изучаемой темы и приготовились к восприятию материала.
Важную роль в успехе лекции играет речь лектора.Она должна быть
внятной. В противном случае слушатели будут вдумываться в смысл от-
дельных слов или в построение фраз и отвлекаться от существа лекции,
теряя ее логику. Фразы должны быть по возможности короткими и пра-
вильно построенными. Точность слова является не только требованием
хорошего вкуса, но прежде всего требованием смысла; где много слов,
где они вялы, там непонятна и мысль. Выбор правильного темпа речи —
важнейший показатель мастерства лектора. Многие молодые лекторы го-
ворят слишком быстро. А между тем ученые установили, что более поло-
вины взрослых людей не в состоянии на слух запомнить предложения,
насчитывающие более 13 слов. Если цепочка произносимых слов длится
более 6 секунд, слушатели теряют нить фразы. Одна треть взрослых лю-
дей забывает начало фразы уже тогда, когда произносится 11-е по счету
слово. Длинные предложения - более 18 слов - способны понять и усво-
ить не более 15 процентов аудитории. По мнению этих ученых, лектору
следует говорить со скоростью не более двух слов в секунду и строить щфразы по возможности короче. Во всех случаях лекция должна быть дина-
мичной. Говорить динамично - это не значит быстро. Говорите медлен-
но, но содержание вашего рассказа должно развертываться быстро: слух
не устанет, а образы будут быстро меняться. Энергичное развертывание
действий — вот что такое динамизм лекции. Я
Одним из самых распространенных способов подчеркивания оп-
ределений и основных выводов является повторение. Слушатели очень
скоро привыкают к тому, что лектор повторяет только то, что следует
запомнить и записать. ■
Богатство устной речи, ее интонационные возможности, которые
практически безграничны (тембр, тон, темп, паузы, эмоциональная окраска слова), поза, мимика, жесты, наглядные пособия, возможность
непосредственного обращения к слушателям, красноречивый разговоре
взглядов, который делает речь особенно теплой, понятной, возбудитель-
ной — все это чрезвычайно обогащает устную речь, делает ее могучим
средством воздействия на людей.
В ходе изложения учебного материала преподаватель ни на минуту не
должен забывать о том, что он не акустический прибор передачи инфор-
мации, а лицо, управляющее мыслительной деятельностью слушателей. IДля этого он должен иметь развитое чувство аудитории, проявляющееся
в постоянной заботе, можно сказать, тревоге о том, как воспринимают
его речь обучающиеся.
Важно научиться быстро выявлять отвлекающихся слушателей, уста-
навливать причину отвлечения, которой может быть и сам преподава-
тель - из-за недостаточной доступности изложения, нарушения логики
изложения, монотонности речи, отсутствия наглядности.
Если причина отвлечения — в недостатках изложения материала, по- 1вторите в более доступной форме самые сложные его части, приведите к ним иллюстрации, предложите обучающимся ответить на вопросы по этим частям материала, приведите доступное для них сравнение. А если причина в индивидуальных особенностях обучающегося, то старайтесь, не прерывая изложения, организовать его внимание: остановите на нем взгляд, привлеките интонацией голоса, задайте вопрос по излагаемому материалу, повторите его отдельные положения в другой форме и т.п.
Излагая материал, старайтесь сами не отвлекаться. Прерывайте изложение только в том случае, если требуют того важные обстоятельства, необходимость; сделайте по этому поводу ремарку. Постоянно соотносите содержание материала с отведенным для него лимитом времени. Заканчивая лекцию, не следует задерживать слушателей ни на минуту. Правильное распределение материала по времени и своевременное окончание — свидетельство мастерства лектора.
Лекция должна быть построена и изложена так, чтобы после нее слушатель стремился расширить и углубить свои знания путем изучения учебников и другой литературы.
Популяризация литературы, относящейся к излагаемому предмету, -одна из важнейших обязанностей преподавателя. При этом можно формально указать литературу, а можно и этот элемент обучения сделать глубоко поучительным. Преподаватель в лекции должен указывать книги и журнальные статьи, подсказывать вопросы для углубленного изучения курса и научных исследований, всячески развивать и поощрять инициативу и любознательность слушателей, приучая их к самостоятельному творчеству.
В современных условиях для достижения большего эффекта лекции немалое значение имеет применениесредств наглядности.Непосредственное восприятие предмета или его изображения является первоначальным и наиболее простым способом познания.
Опыт свидетельствует, что мел, доска и иллюстрации сегодня все еще являются той основой, на которой строится лекционный этап обучения в вузе. Эти средства позволяют образно и наглядно представить слушателям самую важную часть учебного материала, в определенной степени облегчая его восприятие. Более того, классная доска на лекции выступает как первое и основное средство наглядности, незаменимое пока никакими другими.
Однако писать на доске — искусство, и чтобы стать мастером, нужно этим искусством овладеть, для чего важно:
♦ запись на доске производить последовательно: сверху вниз, сначала
на одной половине доски, затем на другой. Иногда целесообразно делить
доску на три части и более, это зависит от размеров доски и содержания
лекции;
♦ писать разборчиво, знаками среднего размера и не слишком быстро;
♦ не загораживать собой написанное на доске;
♦ занимать последовательно область доски формулами и чертежами,
не перескакивая с одного края доски на другой;
♦ написанное стирать только после того, как вся площадь использована и можно вернуться на первую часть доски, оставляя нестертой вторую и третью части;
♦ особенно тщательно надо выполнять поясняющие рисунки и чертежи.
Не всегда можно рассчитывать на опытность и находчивость при размещении записи на доске, а потому лучше всего заранее подумать об этом. Ничто так угнетающе не действует на слушателей, как бессистемная запись на доске.
При выполнении чертежей преподаватель должен по возможности стоять боком к доске и к аудитории, показывая слушателям, как строится чертеж. Важнее всего для слушателя следить за построением рисунка. Одновременно с выполнением записи лектор дает необходимые пояснения. Поэтому ошибаются те преподаватели, которые при выполнении чертежей на доске молчат и стоят спиной к аудитории, закрывая чертеж от слушателей, в стремлении к его точности и красоте. Лучше, если чертеж будет не только красив, но и понятен.
Важным средством повышения наглядности лекции является использование не только аудиальных (воспринимаемых на слух), но и визуальных (воспринимаемых зрительно) наглядных материалов.
Повышение эффективности усвоения материала происходит за счет активизации одновременно нескольких рецепторов. И оно особенно значительно, когда наглядность демонстрируется с помощью технических и компьютерных средств. Это позволяет преподносить материал крупным, планом и в динамике.
Плакаты, модели, диафильмы и другие наглядные пособия должны
быть в минимально необходимом количестве, они только дополняют,
материал, излагаемый на доске. Объяснение только по плакатам и оби
лие самих плакатов не оставляет никакого следа в конспекте (если эти;
материалы не выдаются в качестве раздаточного материала) и поэтому
не может быть признано целесообразным. Опыт показывает, что плакаты
отражают, как правило, схемы, требующие углубленного изучения. Каждый плакат, используемый на лекции, должен быть законченным блоком информации.
При использовании плакатов на лекции следует учитывать ряд выработанных практикой рекомендаций:
♦ плакат вывешивать (открывать для обозрения) желательно в тот момент, когда идет изложение материала, непосредственно связанной»
с изображением;
♦ на двухчасовой лекции целесообразно использовать не более 4—6 плакатов, при этом их распределение по времени в ходе лекции должно быть по возможности равномерным;
♦ использованные плакаты какое-то время остаются вывешенными, так как в них может возникнуть потребность либо у лектора, либо у слушателей. Снимать их следует в тот момент, когда надобность в них миновала.
Диафильмы, диапозитивы и другие аудиовизуальные и компьютерные средства должны соответствовать основному замыслу лекции. Объем материала, выносимого на один кадр, не может быть большим. Он должен быть простым и доходчивым: одна несложная схема или диаграмма, один небольшой ряд цифр, не более 7-10 строк текста, и т.п. Всегда надо помнить, что лучше использовать на лекции на один кадр больше, чем, уменьшив количество кадров, сделать их трудночитаемыми и лишить наглядности. Простота и доходчивость каждого кадра - важнейшее качество диафильма.
Современные средства оперативной полиграфии, имеющиеся сейчас в каждом вузе,, позволяют часть иллюстративного материала выдавать обучающимся в виде раздаточного материала для вклеивания в рабочие тетради. Такой материал облегчает труд и экономит время преподавателя и слушателей (соответственно при чтении и конспектировании лекций), так как отпадает необходимость в создании ряда рисунков, а их обсуждение ведется с использованием этого материала. Кроме того, раздаточный материал облегчает самоподготовку обучающихся, исключает ошибки в конспектирований лекции, возникающие часто при зарисовке учебного материала с доски, особенно при чтении лекций на больших потоках.
В числе средств наглядности, используемых в лекции, особое место занимают средства словесно-образной наглядности.
Основное средство лектора — слово, основной метод воздействия — убеждение. Но чтобы убедить слушателей, надо овладеть их вниманием, а овладеть им можно, только воздействуя на чувства и сознание. Невыразительный язык может сделать речь неубедительной, скучной.
Таким образом, важным средством словесной наглядности педагога является выразительная, образная речь с использованием таких методических приемов, как сравнение, риторические вопросы, персонификации, метафоры, аллегории, ирония, гипербола, а также афоризмы, пословицы, поговорки.
В создании словесно-образной наглядности большая роль принадлежит интонации, мимике и жестам. По мнению американского психолога Ф. Сьюда, при разговоре людей значимость слов составляет лишь 7%, интонация говорящего — 38%, а на жесты и мимику приходится 55%. Одно движение или выражение лица иногда могут полностью изменить смысл произнесенных слов. Владеть средствами выразительности лектору просто необходимо.
Порядок и темп изложения учебного материала должны способствовать студентам в конспектировании лекции. Специалисты в области дидактики приходят к мнению, что ведение конспекта обязательно для всех обучающихся, так как при этом они активно, а не созерцательно, изучают материал.
Научить слушателей вести конспект — задача преподавателя. У каждого слушателя в итоге вырабатывается своя манера конспектировать, и каждый понимает, что лучще всего иметь свой конспект, а не читать другие.
При проверке конспектов преподаватель обращает внимание на полноту Iи четкость записей, начиная с даты лекции, ее названия и плана. 1
Слушателям необходимо рекомендовать оставлять в конспекте мес-
то для дополнений и других пометок при самостоятельной работе. Для
этого используются поля, отчерчиваемые на каждой странице (шириной
не менее 3 см). 1
Для обеспечения необходимой полноты и скорости конспектирования
лектор использует сокращения. Как правило, в этом случае список со-
крашений по всему курсу разрабатывается и выдается слушателям зара-
нее в виде раздаточного материала, или он накапливается постепенно по
мере необходимости. Для этого следует отвести 2—3 страницы в начале'
или в конце тетради.
Заключительная часть лекцииимеет следующую структуру:
♦ лектор напоминает тему и цель занятия;
♦ излагает опорные точки по материалу первого вопроса и в качестве
логического вывода формулирует название подтемы;
♦ аналогично делается заключение по всем вопросам занятия;
♦ лектор подводит краткий итог всей темы и отвечает на вопросы.
Ответам на вопросы слушателей можно отвести значительное время заключительной части.:
Фактически заключительная часть становится конспективным изложением материала всего занятия, в ней особое внимание обращается на логическую увязку материала и выделение опорных точек (ключевых понятий), Я
В ходе лекции нужно все время помнить, что показатель активности
слушателей — не только умение слушать и записывать материал, но и тот
нескрываемый интерес, итогом которого являются вопросы, желание
обсудить некоторые положения с лектором, дискуссия или спор после
лекции, оживленный обмен мнениями, высказывание лектору или об-
мен мнениями по поводу услышанного.
Преподаватель должен всячески развивать активность слушателей на
лекции, поощряя любые вопросы, помнить, что сформулированный
слушателем вопрос является не менее ценным результатом учебы, чем
понятое и воспроизведенное знание. Вопросы служат одним из показате-
лей качества, глубины усвоения знаний, а также степени активности
студентов в процессе обучения, первым признаком самостоятельного
мышления.
Во всех случаях отсутствие вопросов - сигнал тревожный, свидетель-
ствующий о том, что у лектора с аудиторией должного контакта не по-
лучилось, а установка на запоминание преобладала над установкой на
понимание.
В конце непременно должно остаться время для вопросов. Вопросы, Я получаемые на лекции, нужно записывать, собирать, систематизировать Я и изучать. Мало дать на вопрос обстоятельный и обоснованный ответ, после лекции надо подумать над тем, почему задан такой вопрос и уже потом внести необходимые изменения и дополнения в лекцию.
Работа после лекции.
Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием.