Воспитательное мероприятие
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое "последействие", т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. Каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность.
При планировании, осуществлении и анализе воспитательного мероприятия следует помнить, что оно представляет собой обусловленную целями и задачами воспитания систему, которая в свою очередь входит в систему воспитательной работы с классом и воспитательной системы школы, подобно тому, как урок является отрезком системы обучения. Однако воспитательное мероприятие, в отличие от урока, не регламентировано во времени (исключение - классный час, который часто включают в расписание уроков).
Воспитательным мероприятием можно назвать любой специально организованный педагогом отрезок воспитательного процесса. Наряду с термином воспитательное мероприятие в отечественной педагогике с 1990-х гг. широко используется термин "воспитательное дело". Воспитательное дело, как и воспитательное мероприятие, имеет коллективный характер, оно должно быть необходимым для детей (осознаваться ими как нечто важное), полезным для их личностного развития и социализации, выполнимым (посильным для детей данного уровня развития). Главное отличие воспитательного дела от мероприятия заключается в том, что воспитательное дело может охватывать несколько отрезков воспитательной работы, объединённых общей личностно и социально значимой целью.
Примером воспитательного дела может служить коллективное творческое дело (КТД), включающее шесть стадий-отрезков, из которых четыре - это специально организованные педагогом формы коллективной творческой деятельности, т.е. фактически в процессе реализации КТД выделяется, минимум, четыре взаимосвязанных мероприятия, на каждом из которых решаются особые, отличные от других задачи.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
План воспитательного дела ( мероприятия ) не является документом, форма которого строго регламентирована. Однако к настоящему времени в педагогической науке и практике выработались некоторые требования, отражающие примерную структуру и содержание хорошо разработанного плана.
1. Класс, возраст детей.
2. Организационная форма.
3. Тема (название).
4. Доминирующая воспитательная цель (цели).
5. Задачи.
6. Оборудование, оформление и реквизит:
- технические средства;
- иллюстрации, схемы , таблицы, плакаты;
- оформление доски, сцены, зала, игровой площадки: общая идея и элементы оформления;
- костюмы, актёрский антураж;
- тематические выставки книг, рисунков, сочинений, поделок;
- предметы, необходимые для проведения мероприятия и отдельных его этапов: конкурсов, игр, тестов и т.д.
7. Подготовительная работа с воспитанниками: подготовка сценария, оборудования, реквизита, оформление, проведение диагностики и т.д.; если подготовка к данному мероприятию началась на одном из предыдущих, то как именно.
8. Ход мероприятия.
8.1. Организационное начало (объявляется тема, в доступной для воспитанников форме ставятся задачи мероприятия, акцентируется внимание на важности данного мероприятия; основная задача этого этапа – увлечь, заинтересовать тем, что будет дальше);
8.2. Основная часть (может состоять из различного числа этапов; количество и характер этапов зависят от формы мероприятия: если планируется игра, конкурсная шоу-программа, то этапы - это конкурсные задания, если диспут, то этапы - это обсуждаемые вопросы и т.д.);
8.3 Подведение итогов. Ценность этого этапа зависит от того, насколько в ходе его удалось сконцентрировать, высветить основную идею (показать её важность и привлекательность), выявить воспитательный эффект мероприятия.
При проведении воспитательного мероприятия в форме конкурсной программы нельзя ограничиваться только подведением итогов игры (победил тот-то, ему вручается приз под ваши аплодисменты). Необходимо обратить внимание на те качества, которые обеспечили успех победителям, убедить воспитанников, что для достижения успеха в любом деле нужно заниматься самовоспитанием, верить в свои силы, в поддержку друзей и т.д.