Значение режиссерских игр для развития детей, их своеобразие

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Ребенок подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций.

Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен: это игрушки и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.

В старшем дошкольном возрасте режиссерская игра принимает совместный характер. По ходу деятельности возникает содержательное общение. Выдвигая и обсуждая игровые замыслы, ребенок получает возможность самоутверждаться, оценивать свои возможности, обретает признание в кругу сверстников.

В режиссерской игре дети переходят к развернутому планированию игровых событий. В речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий. Создание целостных воображаемых ситуаций в режиссерской игре открывает путь для перехода к играм с правилами – ведущему на данном возрастном этапе виду игровой деятельности.

Значимость режиссерской игры свидетельствует о необходимости использования педагогических технологий, направленные на развитие режиссерской игры.

Условия, особенности руководства режиссерскими играми детей дошкольного возраста.

Этапы педагогической технологии.

I этап.Обогащение опыта режиссерских игр детей за счет использования готовых игровых сюжетов.

II этап.Частичное преобразование готового игрового сюжета в новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру.

III этап.Создание новых игровых сюжетов и их использование в режиссерских играх.

Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя с детьми.

Цель:развитие умений сюжетосложения в совместных режиссерских играх на основе готового сюжета и на основе преобразования готового сюжета.

Задачи педагогического взаимодействия 1.Организация игр режиссерского типа на основе готового сюжета. Содержание педагогического взаимодействия Презентация готовых игровых сюжетов: фрагменты литературных произведений, письма с описанием сюжета; организация игр по готовым сюжетам.
2.Перевод готовых сюжетов (литературные произведения, мультфильмы) в сюжет игры режиссерского типа. Совместный пересказ готовых сюжетов (хорошо знакомых детям), выделение в сюжете событий для игры и их фиксирование при помощи записей, пиктограмм, рисунков: написание писем, составление альбомов «Наши игры», моделей сюжета при помощи условных обозначений, запись рассказов на аудиодиск.
3.Организация режиссерских игр на основе составленных сюжетов. Совместная режиссерская игра воспитателя с детьми, в которой воспитатель управляет одним из персонажей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.
4.Придумывание части игрового сюжета на основе частично заданного готового содержания. Презентация частично готовых игровых сюжетов: получение письма с описанием сюжета, где часть текста отсутствует; модели сюжета игры с пропущенными карточками; ленты мультфильма (картинки) с пропущенными кадрами. Восстановление отсутствующего содержания.
5.Организация игр режиссерского типа на основе частично готового сюжета, придумывание и согласование недостающих фрагментов готового сюжета. Совместная режиссерская игра воспитателя с детьми, в которой воспитатель управляет одним из персонажей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.
6.Придумывание игровых сюжетов по аналогии с известными сюжетами литературных произведений или мультфильмов. Создание рассказов-аналогий, придумывание продолжения и завершения к началу сюжета. Фиксирование продукта сочинения: письмо, лента мультфильмов; моделирование.
7.Организация игр режиссерского типа на основе созданных сюжетов. Наблюдение за самостоятельными играми детей. Оказание педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.

Наши рекомендации