Решение педагогических ситуаций
Алгоритм решения предложенных ситуаций
1. Внимательно прочитать ситуацию.
2. Выявить проблему или существующее противоречие, выдвинуть гипотезу.
3. Продумать несколько вариантов разрешения ситуации, опираясь на психолого-педагогические знания и умения.
4. Отобрать наиболее оптимальный вариант разрешения ситуации.
5. Представить наиболее оптимальный вариант разрешения ситуации, обосновать его эффективность, опираясь на теоретические положения.
Педагогическая ситуация № 1
Трехлетняя Катюша начала одеваться на прогулку, но, пока выворачивала "налицо" кофту, колготки, рейтузы, отстала от других детей.
Как быть воспитателю в такой ситуации? Назовите свои варианты действий и дайте им обоснование.
Педагогическая ситуация № 2
Трехлетний Миша катал по полу машину, а Таня играла с куклой. Ей захотелось покатать ее, и, подойдя к мальчику, она отняла машину. Миша заплакал, а Таня выжидательно посмотрела на воспитателя.
Какие особенности, свойственные младшим дошкольникам, проявились в поведении девочки? Как поступить педагогу в данной ситуации?
Педагогическая ситуация № 3
Лена (2 года 8 мес.) принесла в группу новую игрушку – красивого котенка. На прогулке Юра выхватил игрушку у девочки, не смотря на ее протесты, повертел в руках и бросил в лужу. Лена горько заплакала, прижимая к себе испачканного котенка.
Объясните возможные причины поведения Юры.
Какие особенности малышей следует учесть педагогу, чтобы правильно среагировать на происшедшее?
Педагогическая ситуация № 4
Пятилетняя Света проболела две недели, а когда пришла в группу, то увидела, что ее место за столом заняла Дина. Света запротестовала и стала требовать, чтобы ее место освободили.
Но и Дина не захотела уйти, ей понравилось сидеть именно за этим столом.
Какие возрастные особенности проявились в поведении девочек? Как педагогу примирить девочек?
Педагогическая ситуация № 5
Воспитатели отмечают, что на занятиях в старших группах выделяются дети, которые отдают предпочтение какому-то одному виду деятельности: с удовольствием рисуют либо танцуют, кто-то предпочитает математику, а кому-то больше нравится рассказывать стихи. На других занятиях эти же дети пассивны, занимаются неохотно.
Укажите причины такой избирательности. Как поступать педагогам?
Педагогическая ситуация № 6
Наблюдая за детьми, воспитатели отмечают, что одни и те же воспитанники. Часто отстают от других: не успевают вовремя сесть, позже всех заканчивают любое дело.
Назовите возможные причины этого.
Как поступать педагогам в подобных ситуациях?
Педагогическая ситуация № 7
В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит, как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает, либо когда никто не смотрит на него.
Как осуществить индивидуальный подход к таким детям?
Назовите причины неуверенности детей.
Педагогическая ситуация № 8
Когда дети построили из строительного материала мосты через широкую реку, воспитатель похвалил:
- Молодцы! Все были внимательными, не отвлекались, и поэтому у всех хорошие мосты получились, и у Вали и у Павлика!
- голоса детей.
- И у тебя крепкий мостик, и у тебя … - отвечал воспитатель каждому ребенку.
Определите возраст детей. Чем вызвана такая реакция на общую похвалу?
Приведите свои варианты оценки работ детей этого возраста.
Педагогическая ситуация № 9
К воспитателю обратился отец, обеспокоенный тем, что его четырехлетний сын путает цвета: синий называет зеленым, желтый – красным, а квадрат путает с треугольником.
Чем, на ваш взгляд могут быть вызваны подобные затруднения ребенка?
Что бы Вы посоветовали отцу и чем бы помогли ребенку сами?
Педагогическая ситуация № 10
Часто дети берутся за интересную, привлекательную работу, а непривлекательное дело продвигается медленно, ребята работают без особого энтузиазма.
Как поступить педагогу в этой ситуации?
Педагогическая ситуация № 11
Шестилетняя девочка, не владеющая навыками самообслуживания стала посещать детский сад. Сверстники смеялись над ней и дразнили девочку неумейкой.
Что может предпринять воспитатель?
Педагогическая ситуация № 12
Воспитатель сделал мальчику замечание за его небрежное обращение с книгой, в ответ услышал: «А у нас много других книг!»
Как использовать этот случай для воспитания аккуратности?
Педагогическая ситуация № 13
Воспитатель услышал, как одна девочка говорит другой:
«А моя бабушка ничего не делает, только спит, да ест!»
Чем вызвано такое суждение ребенка? С кем и какую работу необходимо провести педагогу?
Педагогическая ситуация № 14
Почти в каждой группе есть дети, которых сверстники не принимают в игру, не хотят становиться с ними в пару, сидеть вместе с ними и т.д.
Чем это объясняется?
Педагогическая ситуация № 15
Некоторые дети выполняют установленные правила поведения только при непосредственном личном контроле воспитателя. Если такого нет, то правила забыты.
Чем это объяснить?