Разновидности метода анализа продуктов деятельности
Биографический метод – метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.
Контент-анализпредставляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в психологии рекламы и коммуникации, педагогике, политической психологии, а также в других социальных науках. Развитие метода связано с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и вычислительной техники.
Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе: слово (термин, символ), суждение или законченная мысль, тема, персонаж, автор, целостное сообщение.
Контент-анализу можно подвергнуть любой вид записей. Помимо вербального, можно анализировать и невербальный материал (например, рисунки пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера).
Техника контент-анализа сводится к нескольким последовательным действиям:
1) выделение единиц анализа,
2) отыскание их индикаторов в тексте,
3) статистическая обработка.
1. Выделение единиц анализа: самым заманчивым и простым было бы выделение в качестве единицы контент-анализа определенного термина, слова, выражающего понятие, меру употребления которого в тексте надо установить. Но это и будет худший вариант анализа, не столько формализованный, сколько просто формальный. При таком подходе неизбежна потеря значительной доли информации и поэтому возможно не меньшее, а большее искажение содержания документа. Выделенная единица анализа должна быть обязательно смысловой единицей, т. е. необходимо установить, в каких проявлениях текста присутствует определенная смысловая нагрузка. Она не обязательно реализуется в одном слове (термине), она может проявляться в некоторых устойчивых сочетаниях слов, может вообще не присутствовать в явном терминологическом облачении и т. д.
Поэтому в принципе при поиске единицы контент-анализа можно получить два возможных варианта решения проблемы:
· считать за единицу анализа символ; в конечном счете символ выражается либо в отдельном слове, либо в сочетании слов;
· смысловой единицей контент-анализа считать какой-либо объект, о котором имеются высказывания в тексте, или какие-то черты, свойства объекта.
При некоторых обстоятельствах этот объект может быть описан и при помощи одного слова, в других ситуациях – при помощи сочетания нескольких слов, т. е. посредством определенных суждений. Выделение единицы анализа, поэтому является весьма непростым делом. Чисто технически поиск единицы контент-анализа требует осуществления следующего действия: отыскания в тексте индикатора выбранных единиц.
2. Отыскание его в тексте требует от исследователя необходимости ограничить на этом этапе свою задачу количественным описанием существующего, а не идеального текста. Правильно знать границы возможного применения контент-анализа и просто не допускать его абсолютизации, не ожидать от него результатов, которые он не может дать. Нужно научиться действовать конвенционально и иметь отвагу руководствоваться своим мнением. После выполнения этой операции исследователь приступает к следующему этапу.
3. Статистическая обработка. Она заключается в подсчете частоты употребления понятия (при условии учета выделенных индикаторов) или в установлении пропорций между различными группами индикаторов. Характер и направление этих подсчетов определяются целями и задачами исследования.
Одна из важных задач контент-анализа – установление идентичности содержания, вкладываемого в один и тот же термин разными авторами. Существуют специальные способы определения точности употребления понятий в тексте, а также «разложения понятий по степеням».
Метод изучения педагогической документации (отчетно-учетной, нормативной и др.). В процессе работы исследователь сталкивается с изучением различных документов: служебных характеристик, личных дел, медицинских карт, автобиографий, ученических дневников, журналов контрольных проверок, приказов и распоряжений руководства образовательных учреждений, протоколов собраний и заседаний и др. Анализ этих документов позволяет выявить динамику развития личности учащегося, сопоставить официальные мнения, получить объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
В качестве одного из метода работы с документами может также применяться и контент-анализ.
Преимущества метода анализа продуктов деятельности:
· в современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет);
· архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность;
· так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.
Недостатки метода:
· в имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью;
· при отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу;
· при анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.
Таким образом, рассматриваемый метод не является идеальным, как и остальные. Но он имеет ряд преимуществ, благодаря которым он и существует. Чаще всего, метод изучение продуктов деятельности применяется в тех случаях, когда невозможно или затруднено наблюдение за процессом исполнения профессиональной деятельности.
Этот метод позволяет по результатам труда определить качество выполненной работы посредством сопоставления продуктов труда с нормативными требованиями, предъявленными к его изготовлению. В результате такого сопоставления выясняются не только эффективность деятельности, но и некоторые причины (объективнее и субъективные), снижающие ее.
Он так же может быть использован в тех случаях, когда требуется дополнительная информация о деятельности испытуемого к данным, полученным методом наблюдения, опроса, эксперимента, изучение документации, в целях постановки вопросов, требующих решения конкретных практических задач.
Проективный метод
Проективный метод – это метод психолого-педагогического исследования, широко использующийся во многих областях психологической практики, который направлен на изучение неосознаваемых, или же плохо осознаваемых форм мотивации и иных глубинных индивидуальных особенностей личности. К тому же это один из немногих способов изучения наиболее закрытой области человеческой психики.
Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные особенности человека, выступающие прямо или в форме различных личностных установок.
Проективные методики основаны на использовании феномена проекции. Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.
Методический прием проективного метода заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие обращения к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок).
Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу.
Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.
Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.
Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.
В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана ) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.
Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
Термин “проективные” был впервые использован Л. Франком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени таких методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Франк попытался дать им классификацию; с некоторыми дополнениями эта классификация принимается и в настоящее время.
Различают следующие группы проективных методик:
Методики структурирования – необходимо структурировать предлагаемые стимулы, наделяя их смыслом: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.
Методики конструирования - создание из разрозненных оформленных деталей единого целого (тест Мира и его разнообразные модификации; MAPS).
Методики интерпретации – объяснение испытуемым некоторой ситуации, события: Тест апперцепции тематической (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.
Методики дополнения (аддитивные), где требуется продолжить рассказ, предложение и т.п. дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.
Методики катарcиса (греч. katharsis – очищение) – выражение определенной идеи, чувства через игру, организованную в специальных условиях: психодрама, проективная игра.
Методики изучения экспрессии – анализ почерка, особенностей речевого общения: миокинетическая методика Мира– и–Лопеца.
Методики изучения продуктов творчества (в основном рисования): тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), «Несуществующее животное», тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, «Дом. Дерево. Человек», рисунок пальцем.
Специфические особенности проективных методик:
· неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;
· деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора (этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами, оценками);
· направленность на целостное изучение личности: проективные методики не описывают какую-то определенную функцию личности, потому их нельзя, подобно тестам, разделить на мотивационную или, например, интеллектуальную сферу.
· недостаточная стандартизированность данного типа исследований (качество и содержание интерпретации методики во многом зависит от профессионализма психодиагноста, от концепции, лежащей в основе его интерпретации);
· надежность информации, полученной таким образом (проективные методики ориентированы на качественную, а не на количественную оценку; они могут показать отклонение от нормы, но о величине этого отклонения почти никогда не смогут сказать что-либо конкретное).
Особого внимания в работе с детьми заслуживают графические проективные методики. Это известные техники «нарисуй дерево», «нарисуй человека», «нарисуй животное». В отличие от «вербальных» методик они предоставляют ребенку более гибкий и доступный ему канал для воплощения своих образов, своего субъективного видения мира.
Многое может рассказать опытному психологу о семейной ситуации ребенка методика «Рисунок семьи» (Хоментаускас, 1987). Около 85% детей 6-8 лет, нормального интеллекта, проживающих в семье, изображают семью полностью и себя вместе с семьей. Наряду с простейшими индикаторами (психологическую дистанцию с разными членами семьи на рисунке буквально выражает метрическая удаленность изображения «Я» от изображений соответствующих членов семьи), в этой методике существует масса более тонких и сложных для интерпретации индикаторов (графических признаков), однозначный психологический смысл которых может быть надежно раскрыт и объяснен только при соотнесении с комплексной информацией о жизни ребенка в семье, полученной из бесед с ним, родителями, из наблюдений учителя.
Для исследования межличностных отношений ребенка со сверстниками, родителями и педагогами самым высоким диагностическим потенциалом обладают ролевые игры. В настоящее время к играм обращаются в большей степени как к особому активному методу воспитании и психолого-педагогической коррекции. Но в том, какую роль выбирает для себя - ребенок в ролевой игре, как он относится к назначенной роли, как исполняет он свою роль, какие элементы импровизации вносит он в свою роль от себя, - во всем этом ребенок «проецирует» на игру свои собственные представления о социальном мире. Ролевые игры - очень сложная техника, требующая от исполнителя не только теоретической подготовки, но и определенного личного артистизма, обаяния и находчивости. Этими качествами вовсе не обязаны располагать даже специалисты-психологи, не говоря про учителей-предметников. Более реальные перспективы в расширении применения ролевых игр в диагностической практике открывают ролевые компьютерные игры, в которых необходимая изобретательность проявлена уже однажды, прежде всего разработчиком компьютерной программы, после чего она может быть размножена и растиражирована на всех компьютерах стандартного типа.
Общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективных методик; при этом ссылаются на многочисленные наблюдения и эксперименты, доказывающие влияние на тестовые результаты таких факторов, как пол экспериментатора, ситуативные установки и переживания испытуемого, атмосфера исследования. Для целого ряда проективных методик отсутствуют нормативные данные; более того, некоторыми исследователями оспаривается принципиальная возможность их существования для подобного рода “идеографических” методов.
В отличие от тестов интеллекта или способностей при проективном испытании практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования.
Практически все проективные методики обладают повышенным риском появления ошибок, таких как инструментальные ошибки и ошибки психодиагностики. Первый тип ошибок обусловлен тем, что нельзя наверняка прогнозировать, как именно воспримет проективную методику сам испытуемый. Например, очень часто дети пытаются догадаться, каким бы мог быть в данном случае «правильный» ответ. При этом они, конечно, невольно стремятся выдать наиболее типовой, так называемый «клишированный» ответ, и никакой проекции не происходит. Для сокращения риска инструментальных ошибок необходимо задействовать несколько независимых методик с разным методическим принципом построения.
Ошибки психодиагностики возникают с повышенной вероятностью в тех случаях, когда специалист, не имея достаточного профессионального опыта, сам не отдает себе отчета в том, что по отношению к порожденному испытуемым материалу проявляет как бы «вторичную проекцию» - интерпретирует его, исходя из собственных весьма субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем, которые испытывает в данный момент исполнитель методики. В ряде случаев плохую службу в интерпретации проективных методик может сослужить предварительное знакомство исполнителя с испытуемым; специалист невольно ищет в проективном материале признаки, подтверждающие уже сложившееся у него представление об испытуемом. Сократить вероятность ошибок психодиагностики можно только путем привлечения опытных и независимых исполнителей. Одно из требований выполнения проективных методик - это участие психолога, а не педагога-предметника. Да и не все психологи одинаково готовы к применению этих методик. Подготовленными можно считать только тех, кто прошел специальную стажировку по использованию данной методики на нескольких десятках протоколов под руководством опытного профессионала.
В психодиагностической работе с детьми следует обязательно учесть, что классические варианты известных проективных методик, таких, как, например, упомянутые выше ТАТ и тест Розенцвейга, разрабатывались на взрослых и не могут быть автоматически перенесены на детей. Следует пользоваться специальными, адаптированными для детей версиями этих методик. Среди них можно указать, например, специальную версию ТАТ для подростков (Саймондс, 1949) и отечественный детский вариант теста Розенцвейга (Прихожан, Толстых, 1982). Но и в том случае необходимо учитывать, что возможности любых «вербальных» (основанных на анализе речевой продукции) проективных методик ограничены уровнем речевого развития ребенка. Если ребенок не обладает развитой речью, то повышенный процент недиагностичных (непроективных, неинформативных) ответов - так называемых «формул-клише» – еще не говорит об отсутствии внутренних конфликтов и проблем, а говорит лишь о том, что средства речевого выражения мыслей и чувств у данного ребенка слишком бедны и неразвиты, чтобы служить надежным «каналом» для проекции внутренних переживаний и впечатлений.
Использование графических методик (нарисуй дерево», «нарисуй человека», «нарисуй животное»), несмотря на внешнюю простоту, требует большого опыта. Опытный психолог никогда не следует инструкциям по интерпретации подобных рисунков буквально, не дает выводов на основании отдельных элементов и признаков, а учитывает эти признаки в комплексном контексте вместе с известными ему обстоятельствами из жизни ребенка. Если ребенок что-либо нарисовал, то это еще может ни о чем и не говорить. Бывает, что ребенок лишь выражает свои временные чувства и переживания, которые не являются проблемой и со временем сами исчезнут.