Формы организации педагогического процесса
Понятие «форма организации педагогического процесса» как педагогическая категория не имеет в педагогике достаточно чёткого определения. По мнению И.Ф. Харламова, многие учёные попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о данной категории. Это ведёт к терминологической путанице, когда даже в отдельных научно-методических публикациях понятие о формах учебной работы и методах обучения употребляются как синонимы [6 ]. В то же время при декларации о наличии единого и неделимого педагогического процесса практически все авторы разграничиваютформы обучения и формы воспитания, чем затрудняют студентам и начинающим спортивным педагогам достижение задач реального педагогического процесса в школе или ДЮСШ.
Термин «организация» (от позднелатинского organizmo – сообщаю стройный вид, устраиваю) характеризует внутреннюю упорядоченность элементов целого, а также совокупность процессов, ведущих к установлению взаимосвязей между отдельными частями системы.
Форма - это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способ существования чего-либо.
Всякий феномен, будь это вещь, событие, чувство, мысль, имеет свою форму – то, через что оно проявляется для окружающих, и благодаря этой форме вообще существует, располагаясь в ряду действительных явлений, утверждая свое отличие от других
Применительно к педагогическому процессу - это специальная конструкция процесса обучения и воспитания, характер этой конструкции обусловлен взаимосвязью цели и задач,содержания процесса, методов и средств половозрастных, индивидуальных и личностных особенностей.
Организованное обучение и воспитание, осуществляемое в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система.
В.И. Сластенин, И.Ф.Исаев и Е.Н.Шиянов делают попытку классифицировать формы организации педагогического процесса с позиций, которые утвердились в классно-урочной системе обучения.
Урок определяется как основная форма организации педагогического процесса. Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А.Бударному).
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Развивались эти формы параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы
Дополнительные формы организации педагогического процесса (в теории обучения - внеурочные): экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия.
Вспомогательные формы организации педагогического процесса (в теории обучения – внеклассные).
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы [5].
В образовательных учреждениях общего и специального образования сложилась система форм организации педагогического процесса в рамках предмета «Физическая культура». Считаем целесообразным рассматривать их в рамках предложенной С.А Сластениным и др. классификацией форм организации педагогического процесса.
Основная форма организации педагогического процесса – урок физической культуры.
Дополнительные формы организации педагогического процесса:
экскурсии, консультации, домашняя работа, дополнительные занятия;
Вспомогательные формы организации педагогического процесса:
• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гимнастика до занятий, физкульминутки и физкультпаузы во время уроков, игры на переменах, занятия в группе продленного дня);
• кружки и секции по видам спорта;
• система школьных и городских (районных) соревнований;
• массовые физкультурно-оздоровительные и досуговые мероприятия.
В образовательных учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР) основной формой организации учебно-тренировочного (педагогического) процесса являются учебно-тренировочные занятия (урок).
Дополнительными формами организации педагогического процесса являются:
• система соревнований (соревнования являются не только кульминационным моментом подготовки спортсмена, но и формой организации педагогического процесса);
• самостоятельные занятия по заданию тренера (домашняя работа);
Вспомогательные формы организации педагогического процесса направлены преимущественно на воспитательные аспекты педагогического процесса, формирование различных сторон культуры личности юного спортсмена (нравственной культуры, эстетической культуры, и т.д.):
• поход, экскурсия, экспедиция;
• танцевальная программа (дискотека), вечер общения, концерт;
• трудовая акция (субботники …);
• подготовка выставки, газеты …;
• подготовка и проведение праздников, КВН, игр по сюжетам телевизионных игр-шоу, ситуационно-ролевых игр;
• просмотр кино -, видеофильмов, телевизионных передач, спортивных репортажей, соревнований;
• проведение ритуалов (торжественное собрание, линейка, митинг) и т.д.
Литература
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997. 380с.
2. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М.: РОСПЕДАГЕНСТВО., 1995. 108 с.
4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа,1993.144с.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
6. Харламов И.Ф. Педагогика: Краткий курс: учеб. пособие для вузов. Мн.: Выш. шк., 2003. 272 с.
7. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М.: Новая школа,1994. 96 с.