Методика проведения исследования по выявлению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФН при помощи дидактических игр
Исследование проводилось на базе МАДОУ № 381, МАДОУ № 378 города Казани. В круг исследования было включено 20 детей старшего дошкольного возраста, в личных делах которых по результатам психолого-медико-педагогической комиссии имеется заключение фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Экспериментальную группу составили 5 детей 6-7 лет.
Исследование нарушений звукопроизношения проводилось индивидуально в первой половине дня с помощью дидактических игр по программе Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В.
Данная программа направлена на определение нарушений звукопроизношений, уровня сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия, навыка звукового анализа; направлена на выявление имеющихся ошибок и особенностей фонематического восприятия данной группы детей.
Методика включает в себя 6 игр.
Игра «Веселый рыболов» направлена на дифференциацию звуков в слове, на выявление навыков звукового анализа. В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук и ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и должен назвать их.
Игра «Кто самый внимательный» направлена на умение детей проводить звуковой анализ и синтез слова. На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки; ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.
Игра «Волшебная ромашка» направлена на выявление умения дифференцировать звуки. На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, "открывая" лепестки, называет соответствующие картинки.
Игра «Загадочный сундучок» направлена на развитие и выявление умения дифференцировать звуки в словах. В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок наощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.
Игра «Украсим нашу елку» направлена на развитие умений дифференциации звуков в слове, умение проводить звуковой анализ слова. На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.
Игра «Наоборот» направлена на развитие умений дифференцировать звуки в слогах, анализировать слоги. Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.
Критерии оценки:
4 балла - точное выполнение задания;
3 балла – допущена 1 ошибка;
2 балла - выполнил половину задания верно;
1 балл - более половины задания выполнено неверно;
0 баллов - отказ или невыполнение задания.
Таким образом, максимальный балл составляет 24. В соответствии с этим были выделены следующие уровни нарушений звукопроизношения:
От 20 баллов до 24 – высокий уровень.
От 15 до 19 баллов – средний уровень.
От 10 до 14 баллов – ниже среднего
Менее 9 баллов – низкий уровень.
При обследовании звукопроизношения у детей контрольной группы использовалась методика Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., которая не включала в себя применение дидактических игр.
Данная методика направлена на выявление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи умения дифференцировать и произносить звуки изолированно, в слогах, словах.
Методика включает в себя 6 заданий.
Первое задание направлено на выявление умения произносить звуки изолированно. Ребенку предлагается повторить вслед за логопедом определенную последовательность звуков.
Второе задание направлено наумение выделять заданный звук среди последовательности других звуков. Логопед произносит определенную последовательность звуков, а ребенок должен выделить в этой последовательности тот звук, который нужен.
Третье задание направлено на умение детей произносить заданный звук в слогах, умение детей прямые слоги превращать в обратные. Ребенку предлагаются прямые слоги, содержащие заданный звук, и ему необходимо повторить эти слоги вслед за логопедом, а затем назвать обратный слог (например, СА-АС и т.д.).
Четвертое задание направлено на умение выделять звук в слове и определять его местоположение в слове (в начале, середине, конце); направлено на развитие навыков звукового анализа. Ребенку предлагаются слова на определенный звук, и он должен сказать, где находится этот звук.
Пятое задание направлено на умение произносить слова с заданным звуком, развитие умения анализировать и производить синтез слова. Логопед произносит слова, а ребенок вслед за ним должен его повторить.
Шестое задание направлено на умение дифференцировать звуки в слове (на слух); развитие фонематического слуха и восприятия; развитие навыка звукового анализа и синтеза слова. Логопед предъявляет ребенку пару слов, содержащие звуки, близкие по акустическим и (или) артикуляторным признакам, а ребенок должен определить, в каком слове какой звук был.
Критерии оценки:
4 балла - точное выполнение задания;
3 балла – допущена 1 ошибка;
2 балла - выполнил половину задания верно;
1 балл - более половины задания выполнено неверно;
0 баллов - отказ или невыполнение задания.
Таким образом, максимальный балл составляет 24. В соответствии с этим были выделены следующие уровни нарушений звукопроизношения:
От 20 баллов до 24 – высокий уровень.
От 15 до 19 баллов – средний уровень.
От 10 до 14 баллов – ниже среднего
Менее 9 баллов – низкий уровень.
Предлагаемые системы обследования нарушений звукопроизношения включают традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.
Благодаря данным системам обследования можно наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения звукопроизношения.
С помощью результатов, полученных при обследовании, можно проследить динамику и эффективность последующей коррекционной работы.