Технологии «Мозартика»

Учитывая специфику развития депривированного ребенка, можно утверждать, что в ходе социально-педагогического сопровождения, наряду с абилитацией необходима коррекционно-реабилитационная работа с детьми данной категории. Одним из средств такой работы является технология «Мозартика».

Мозартика - это не имеющее аналогов психо-педагогическое реабилитационное средство, особенно для детей данной категории, представляющее собой синтез игровой терапии, арттерапии и психоанализа. Она, как показывает наш опыт ее использования с детьми-сиротами, позволяет достичь принципиально новых возможностей в таких важных сферах, как развитие личности ребенка, психологическая помощь ему в чрезвычайной ситуации, гармонизация системы семейных отношений, профилактика отклоняющегося развития.

Результаты практической деятельности специалистов (Н.П. Болотова, А. П. Руссавская, П.Э. Руссавская и др.) и собственный опыт показали, что у Мозартики очень большой потенциал. Она может быть применена в индивидуальной и групповой психотерапии; в реабилитации инвалидов, как детей, так и взрослых; в семейной терапии; в области развития у ребенка когнитивных процессов; а так же развития эстетического вкуса.

Мозартика - не просто игра, а принципиально новый системный подход к созданию терапевтических игр будущего. Новое игровое направление Мозартика прошло серию государственных и негосударственных экспертиз и запатентовано как «Ментальная игра для лечения стрессовых состояний и для личностного развития пациентов, преимущественно детей». В арсенале Мозартики, на данный момент, входит 8 игр: «Витражи», «Космос», «Усадьба», «Подмосковный городок», «Туманы», «Город», «Павлин», «Чудо‑дерево», предназначенные » для детей от 2 лет и старше.

В каждом наборе для развивающего занятия есть игровое поле и фигурки с элементами мирового изобразительного искусства.

В состав каждой игры входит красочные игровое поле и фигурки, соответствующие тематике игры. В них заложены символы и архетипы, которые выводят на свободные ассоциации, и элементы мирового изобразительного искусства ведущих отечественных и зарубежных художников; бланк протокола, который заполняет специалист, работающий с ребенком, фотоаппарат.

Методика технологии «Мозартика» применяется индивидуальным и групповым способами, без возрастного ограничения и включает ряд этапов:

- подготовительный, который подразумевает: знакомство ребенка с игровым материалом и приглашение его к участию к игре, с одной стороны, и инструктирование специалистом ребенка, вовлекая в игровой процесс, с другой.

Так, ребенку предлагается на рабочем поле с изображением, например, космической тематикой с помощью различных фигур разного цвета составить картину на вольную или заданную тему;

- игровой, заключающейся в создании испытуемым сюжета из фигурок на игровом поле. Специалист (психолог, социальный педагог) в это время, наблюдая за испытуемым в процессе работы, определяет проблемы ребенка. В частности, в качестве примера, может служить сюжетное построение ребенком «картины» на рабочем поле, носящее агрессивный характер: много оружия, сцен насилия; бедное использование игрового поля и т.п.;

- этап обсуждении, в ходе которого ребенок рассказывает о созданном им игровом сюжете после завершения игры, а специалист, в свою очередь, уточняет у него детали игровой фабулы, выявляя временные показатели «происходящего на картине», заполняет рабочий протокол и обязательно фотографирует работу ребенка, что является обязательным условием для эффективного отслеживания результатов занятий с ним;

- этап психокоррекции и психотерапии, во время которого происходит осмысление испытуемым проявившейся проблемы в игровом сюжете, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации в будущем с помощью. Специалист в это время, помогает ребенку осуществить личностный прорыв, способствует замещению у ребенка негативных реакций на позитивное восприятие.

В работе с детьми-сиротами используются следующие две разновидности этой методики: а) «Мозарт – терапия; б) «Мозарт - развитие».

Методика «Мозарт – терапии» относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических методик, позволяющих определить эмоциональное состояние, в том числе состояние посттравматического стресса, выявить внутренний конфликт, установить личностную проблему, получить представление о межличностных взаимоотношениях ребенка (взрослого), о его внутрисемейных отношениях.

Полученные психодиагностические данные применяются для психоанализа, осмысления испытуемым своих эмоций и переживаний, для переформулирования негативных мыслей на позитивные, для структурирования и конструирования новой ситуации, другого межличностного, группового взаимодействия.

Мозарт – терапия может сочетаться с методикой «Мозарт - развитие».

Методика «Мозарт - развитие» относится к группе развивающих методик, развивающих когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Кроме этого, внимание, речь, креативность мышления, взаимодействие межполушарных структур, самостоятельность, произвольное поведение, формы общения, способы сотрудничества, самоконтроль и эстетический вкус. В тоже время, эта методика помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, синтез, моделирование. Задания так же направлены на произношение трудных звуков, на развитие речи, развития воображения, умение фантазировать, сочинять, и т. д.

Развивающая методика «Мозарт - развитие» предназначена для детей разного возраста, в том числе с особенностями развития – ЗПР (задержка психического развития), ММД (минимально – мозговая дисфункция), СДВ (синдром дефицита внимания); детям - инвалидам, с диагнозами: ДЦП (детский церебральный паралич), РДА (ранний детский аутизм), Синдром Дауна и т.п.

Методика может применяться индивидуальным или групповым способами, как краткосрочно в виде цикла из 10 сессий, так и долгосрочно в виде цикла из 10 – 30 сессий. Перед озвучиванием инструкции исследователю необходимо установить атмосферу доброжелательности и доверия.

Задания на развивающих занятиях для выполнения ребенком могут быть даны как самостоятельные, отдельные, не связанные друг с другом, так могут выполняться и последовательно, задание за заданием из занятия в занятие.

Например, при работе по данной технологии из серии «Космос», ребенку предлагается на рабочем поле с изображением космической тематикой с помощью различных фигур разного цвета составить картину на вольную или заданную тему. По окончанию выполнению задания ребенок рассказывает, как называется его работа, что именно он хотел изобразить, прошлое, настоящее или будущее. В процессе занятия социальный педагог или педагог-психолог может задавать уточняющие вопросы ребенку для более точной диагностики, входе которой он опирается на следующие обозначения фигурок или их композицию:

а) положение композиции. Если она находится в верхней части игрового поля, то это, как правило, свидетельствует о завышенном уровне притязаний; с правой, соответственно – о заниженном. В левой стороне – у человека более задействована эмоционально-интуитивная сфера личности, в правой – интеллектуально-иррациональная сфера. Самое главное пациент располагает по центу поля, а так же это то, что является для него перспективой.

б) наличие «рамок» в композиции. «Рамки» - это сложенные из фигурок прямоугольники или квадраты (реже трапеции). Например,

Технологии «Мозартика» - student2.ru   Технологии «Мозартика» - student2.ru
Рис. 1 «Рамка охватывает всю картину»   Рис. 2. «Рамка» по центу

Разработчики данной технологии советуют специалистам, при диагностики ребенка (взрослого), обратить внимание на наличие «рамки», расположенной в левой стороне рабочего поля, которая свидетельствует о некоторых проблемах (затруднениях) в интеллектуальной сфере.

в) символика цвета.

Желтый – экстравертированный цвет. Поиск выхода из неудовлетворительной ситуации.

Оранжевый – желание бороться за что-либо, власти. Отвержение «оранжевого» - отсутствие желания бороться.

Зеленый –

Красный – тенденция к самореализации. Отвержение «красного цвета» означает, как правило, нервноеистощение, перевозбуждение, склонность к сердечным болезням. Потребность в защите.

Фиолетовый – обладает свойствами «красного» и «синего» («победность» и «капитуляция»). Наблюдения показывают, что свои предпочтения отдают незрелые люди, подростки, беременные женщины.

Синий – во внутрь себя направленные эмоции, половая идентификация, уход в себя (трактовать с учетом комплексного подхода к картине).

г) обозначение символов – фигурок.

Технологии «Мозартика» - student2.ru   Технологии «Мозартика» - student2.ru
Квадрат – символ труженика.   Треугольник с «острием» вверх - символ лидерства, мужетвенности
Технологии «Мозартика» - student2.ru   Технологии «Мозартика» - student2.ru
Треугольник «острием» вниз - символ женственности (материнства).   Прямоугольник – символ перехода или связи.
Технологии «Мозартика» - student2.ru   Технологии «Мозартика» - student2.ru
Круг – символ гармонии.   Зигзаг – символ невротического симптома
     

Таким образом, специалист может диагностировать и прогнозировать состояние ребенка и наметить пути реабилитационно-коррекционной работы. Ребенок же проговаривая ситуации из воображаемой или реальной жизни снимает напряжение и страхи.

Опыт использования методик «Мозарт – терапия» и «Мозарт - развитие» технологии «Мозартика» (15 занятий) с 43 детьми от 7 до 17 лет по данной технологии показал следующие результаты:

Показатели Начало курса занятий Окончание курса занятий
Эмоциональное напряжение   98% 31%
Отклонения в нравственном поведении 41% 9%
Адаптивные способности 39% 87%
Память 22% 35%
Воображение 14% 67%
Тревожность 89% 44%
Уровень самооценки (заниженный) 91% 62%
Агрессивность (высокий уровень) 54% 7%
Творческая активность 6% 37%
Мотивация к получению новых знаний 3% 42%
Коммуникативность 29% 51%

Итогом занятий с детьми стало повышение уровня самооценки, коммуникативных навыков, самостоятельность в использование получаемой информации, адаптивных способностей, творческой активности и мотивации к получению новых знаний, уровня памяти и воображения, в тоже время, снижение уровня тревожности и агрессивности, отклонений в нравственном поведении.

Кроме того, технологию «Мозартику» можно использовать в работе со взрослыми на всех этапах становления замещающей семьи, как на диагностическом, подготовительном, так и в процессе ее сопровождения, целью которой становится выявление и осознание проблем у взрослых и поиск путей их преодоления.

Опыт работы (15 занятий) с 49 замещающими родителями по данной технологии показал следующие результаты:

Показатели Начало курса занятий Окончание курса занятий
Тревожность 67% 23%
Коммуникабельность 58% 76%
Уровень самооценки (заниженный) 49% 77%
Мотивация к получению новых знаний 52% 87,5%
Уровень терпимости 53% 66%
Конфликтность 51% 38%
Замкнутость 49% 37%
Эмоциональная нестабильность 78% 57%
Подозрительность. 64% 39%

Итоговыми показателями занятий со взрослыми стало повышение уровней самооценки, терпимости и мотивации к получению новых знаний в воспитании приемных детей, выстраивании конструктивных семейных взаимоотношений, в тоже время, снижение уровня конфликтности, замкнутости, подозрительности, эмоциональной нестабильности и тревожности.

Следует отметить, что в этом случае менее выраженные изменения показателей объясняются тем, что работать сложнее со взрослыми, чем с детьми, так как у них уже устоявшаяся картина мира и они более закрыты.

В этих случаях, например, на первых двух, а иногда и трех-четырех занятиях, мы предлагаем взрослому построить на рабочем поле «Мозартики» картину на тему: «Моя любимая игрушка детства», «Мое любимое животное», «Мои любимые цветы и т.п. Данная заданная тематика, не требующая серьезных откровений, помогает специалисту на первом этапе использования технологии «Мозартика» установить с замещающим родителем более доверительные отношения, способствующих в дальнейшем их эффективному взаимодействию.

Кроме того, существует возможность использования игрового поля «Мозартики» совместно взрослого и ребенка, что способствует наиболее глубокому пониманию ребенка со стороны взрослого и установлению доверительных отношений со стороны ребенка.

Таким образом, использование технологии «Мозартика» в работе с приемными детьми является эффективной и может применяться на всех этапах становления и развития приемного ребенка и замещающих родителей.

Наши рекомендации