Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

Оглавление

Введение…………………………………………………..….…………………....3

§ 1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………….…………….……...5

§ 2. Анализ понятия «адаптация» в современной научной литературе и трудности адаптации к образовательному учреждению младших школьников…………………….…………………………..…………………...13

§ 3. Содержание деятельности социального педагога по адаптации детей младшего школьного возраста к образовательному учреждению…………………………………………………………..….……....28

§ 4. Анализ деятельности социального педагога по адаптации младших школьников к условиям общеобразовательного учреждения……………………….………………………………………….….36

§ 5. Рекомендации по улучшению деятельности социального педагога в адаптации младших школьников к общеобразовательному учреждению……………………………………………………………………..42

Заключение……………………………………………………….…………..…46

Список использованной литературы…………….......................................49

Приложения…………………………………………………………………….53

Введение

Актуальность темы исследования. Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребёнка напряжённого умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках.

В первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера: чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным стрессом».

Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Поэтому проблема адаптации младших школьников в образовательном учреждении достаточно важна для педагогов и родителей, и является ещё более актуальной в современном мире.

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации младших школьников существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, в самой системе образования. Над проблемой адаптации работали такие психологи как: А. М. Прихожан, Ю. А. Александровский, а так же Л. С. Выготский, Е. И. Холостова, П. Д. Павленок.

Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, социологии.

Название темы:«Деятельность социального педагога по адаптации младших школьников в образовательном учреждении».

Объект исследования: процесс адаптации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.

Предмет исследования: основные направления деятельности социального педагога по адаптации младших школьников.

Цель исследования: определить основные направления деятельности социального педагога по адаптации младшего школьника к образовательному учреждению.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.

2. Проанализировать понятие «адаптация» в современной научной литературе, и выделить основные трудности адаптации младших школьников в образовательном учреждении.

3. Определить содержание деятельности социального педагога по адаптации младших школьников в образовательном учреждении.

4. Разработать рекомендации для социального педагога по адаптации младших школьников в образовательном учреждении.

Методы исследования:

теоретические – анализ литературы, синтез, обобщение;

эмпирические – наблюдение, анкетирование.

База исследования:Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 81.

Структура курсовой работы:введение, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

Младшее школьное детство – это период от 7 до 11 лет.

Со вступлением в школьную жизнь у ребёнка открывается новая эпоха. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский [10] говорил, что расставание с дошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью. Другой, американский психолог Р. Бернс предупреждал, что, попадая в школьное детство, ребёнок попадает в менее снисходительный, а значит, более требовательный и жесткий мир. Ребёнку уже самому нужно разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Ему нужно в одиночку встречаться с требованиями к себе, к тому, что он делает. Для него впервые открывается принципиально новый вид деятельности – учебная [26, с. 14].

Новые обязанности, новая ответственность за выполняемое дело, качество которого постоянно находится под строгим контролем учителя, новых товарищей, родителей, всех старых друзей и знакомых, неоправдавшиеся надежды ("Я думал, будет интереснее; Я думал, мы сразу все подружимся..."), новые требования к поведению ("Я не могу так быстро говорить, как хочет учительница; Я не хочу завтракать, когда все, мне позднее есть хочется, Я не умею так долго молчать, когда я знаю...") [22, с. 8].

Резкая перестройка деятельности по содержанию, форме, организации, требующая не только постоянного умственного напряжения, но и "чувства локтя", чувства такта, чувства времени; новые ритмы отдыха, волевых усилий, заботы о себе и товарищах, постоянное давление (надо делать то-то и так-то), резко ограничивающее свободу выбора о решениях, поступках, необходимость подчиняться строгим правилам в труде, отдыхе, игре.

«Я скоро пойду в школу» – обычно с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Однако, темпы развития у детей неодинаковы, и это особенно важно знать учителю. Все необходимые сведения должны быть отражены в "Карте индивидуального развития ребёнка". Если такие сведения есть, то это позволит с первых дней учебного года выделить группу детей, которые нуждаются в особом внимании, индивидуальном подходе, щадящем режиме; определить пути и методы работы с ними.

Физическое развитие ребёнка – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений [7, с. 32].

Процесс физического развития в младшем школьном возрасте несколько замедляется, подготавливая почву для своего резкого ускорения в подростковом возрасте. В то же время в этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга – от 90 процентов веса мозга взрослого человека в пять лет до 95 процентов – в 10 лет. Этот факт объясняется значительными качественными изменениями в умственном развитии, приходящимися на этот возрастной период.

Наряду с этим отмечается несовпадение в темпах роста костей и мышечной ткани: первые развиваются интенсивно, а вторые – медленнее; развитие крупных мышц опережает развитие мелких – все это является причиной плохой координации движений, быстрой утомляемости, нарушения осанки младших школьников. Это истощает силы ребёнка, приводит к ослаблению нервной системы, росту утомляемости, беспокойства и, в конечном счете, снижает его возможности, несмотря на значительные достижения в предыдущий период. В связи с этим становится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка к школе [26, с. 15].

Приступая к психологическому описанию младшего школьника, необходимо учитывать основные психологические «приобретения»дошкольного детства.

Во-первых, это достижения в плане личностного развития, в том числе первые мировоззренческие представления ребёнка об окружающем его мире, а также первые приобретения этического и эстетического опыта, позволяющие ему понять «что такое хорошо и что такое плохо», «что красиво, а что некрасиво». Это и впервые возникшая к концу дошкольного возраста система мотивов, благодаря которой поведение ребёнка становится обдуманным, произвольным. Наконец, это появление первых самооценок, когда ребёнок начинает понимать, что он не всё может, равно как и осознание самого себя, своих личных качеств, то есть появление личного самосознания. Все эти достижения являются необходимым условием для начала становления уже в младшем школьном возрасте важнейшего личностного образования – внутренней позиции школьника, от которой во многом зависит успешность его обучения и поведения в целом. Её становление связано, прежде всего, с тем, что впервые в своей жизни ребёнок примеряет новую для себя социальную роль – роль ученика.

Во-вторых, это достижения в плане интеллектуального развития: развитое воображение, а также образное мышление.

Все эти приобретения составляют основу для произвольности – важнейшего психического свойства, обусловливающего произвольный характер протекания процессов познания и поведения ребёнка. Правда, произвольность еще только формируется, и в значительной мере готовность ребёнка к школе зависит от того, насколько она сформирована [26, с. 15].

Поступление в школу означает резкое расширение и усиление социальных контактов с другими взрослыми (учителями) и сверстниками. Интенсивное развитие познания, приводящая к ослаблению эгоцентризма, позволяет детям учитывать другие точки зрения, помимо их собственных. С возрастом эта способность усиливается, и дети легче усваивают принципы сотрудничества. Постепенно приходит понимание того, что за свои поступки придется отвечать самому [26, с. 16].

Мышление младшего школьника – это уже операциональное мышление, в отличие от интуитивного, наглядного мышления дошкольника. Его отличительная особенность – появление умственной операции (внутренней умственной деятельности), пришедшей на смену господствовавшему до сей поры символическому действию. Теперь в основе мыслительной деятельности лежат действия, которые свободны от конкретных, материальных свойств объектов и представляют собой систему умственных действий. Эта система отличается гибкостью, пластичностью, устойчивостью и постоянством.

Кроме того, мышление младшего школьника, перестает быть эгоцентричным, что позволяет ребёнку рассматривать окружающий его мир не только со своей, но и с других точек зрения.

Итак, переживания младшего школьника начинают носить осмысленный характер. Впервые в свой жизни он открывает для себя «сам факт своих переживаний». Поэтому, когда он радуется, он понимает, что радуется, а если сердится, то понимает, что сердится [26, с. 17]. Благодаря этому у ребенка возникает новое отношение к себе - свидетельство того, что ребёнок всё более осознает себя субъектом собственных переживаний, собственных действий, прежде всего учебных, наконец, субъектом собственного поведения.

На основании рассуждений Э. Эриксона можно сделать ряд важных выводов о психическом развитии младшего школьника.

1. У ребенка интенсивно развивается представление о себе и своих возможностях в различных видах деятельности. А значит, одна из задач развития – это расширение и укрепление Я-концепции ребёнка как совокупности всех имеющихся у него представлений о самом себе.

2. Важнейшей составляющей Я-концепции является, во-первых, развитие самооценки относительно способностей, проявляемых ребёнком в разных сферах. В целом, для младшего школьного возраста характерна завышенная самооценка. Это помогает ребёнку оптимально к себе относиться, верить в свои возможности, в то, что его любят и принимают значимые для него взрослые – родители и учитель. При заниженной самооценке ребёнок может быть отверженным, нелюбимым близкими. Это выступает как существенное препятствие для развития личности. Поэтому важная задача взрослых – поддерживать у ребёнка высокую самооценку и уверенность в себе. Важно отметить, что и степень сформированности Я-концепции, и развитие самооценки влияют на уровень развития самосознания личности ребенка, на его уверенность или неуверенность в себе.

А во-вторых, необходимость выработки собственной позиции, или позиции личности, при исполнении ребёнком различных ролей, и, прежде всего позиции школьника.

3. Еще одной стратегической задачей развития личности является познавательное, или когнитивное, развитие младшего школьника. Решение этих задач и позволяет назвать данный возраст возрастом больших возможностей. Если же эти задачи решаются плохо, то из возраста больших возможностей он легко превращается в возраст упущенных возможностей [26, с. 20].

В течение младшего школьного возраста – от семи до одиннадцати лет – ребёнок совершает значительный шаг в понимании себя, своих мотивов, ценностей и интересов.

Исследованиями установлено, что первые представления детей о том, какими они хотели бы быть – то есть образ идеального Я, – возникает только к концу начальной школы. В этом образе идеального Я положительные качества доминируют над отрицательными, что, по – видимому, помогает ребенку контролировать свои спонтанные импульсы. Замечено, что поведение детей, у которых не сформирован образ идеального Я, носит более импульсивный и спонтанный характер, так как у них скрытый в идеальном Я механизм контроля отсутствует.

Идеальное Я в детском возрасте строится на базе реальных персонажей, которым ребенок стремится подражать. В раннем детстве и младшем школьном возрасте такими персонажами, с которыми связываются параметры идеального Я, являются родители. Идеальное Я выполняет функцию регулятора поведения и развития личности ребенка только в случае незначительного его доминирования над содержанием образа идеального Я, так как при незначительном расхождении ему легче достичь цели. Значительное расхождение между этими двумя образами Я может привести к нарушениям в психике и неадаптивному поведению ребенка.

Особенностью здоровой психики ребёнка является его познавательная активность. У ребенка постоянно возникает огромное количество самых разных вопросов, ведь его познание мира только начинается. Любознательность – это естественное для детей состояние направленности на познание окружающего мира и построение собственной картины этого мира. В младшем школьном возрасте любознательность трансформируется в познавательные интересы [26, с. 27].

Подросший ребёнок уже не просто любопытствует, адресуя веер разных вопросов в окружающее пространство, а начинает увлечённо продвигаться в познание какой-то определенной сферы. Особенно важно при этом то, что ребёнок нарабатывает специальные способы нахождения нужной ему информации, используя самые разные источники: взрослых, сверстников, книги, средства массовой информации. Ярким примером проявления познавательного интереса является увлечение детей семи – одиннадцати лет коллекционированием. Собирая марки, открытки, монетки, этикетки и т.п. ребята постепенно учатся приемам классификации, выстраивания закономерностей и, конечно, проникают в историю коллекционируемых предметов. Одним словом, младший школьник может активно познавать то, что для него значимо, интересно [26, с. 66].

Первоклассники любят мечтать и много мечтают о своём будущем, стремясь подражать при этом взрослым, родителям, героям фильмов и книг. Они имеют уже представление о деятельности взрослых, о ценности профессий, о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Но, как правило, они идеализируют взрослых, стремясь получить именно от них положительное подкрепление: одобрение, ласку, поощрение.

В то же время детям очень важна и оценка сверстников(прежде всего положительная), товарищей по школе, кружку, секции. Почти все дети младшего школьного возраста хотят быть "самыми – самыми". Самыми добрыми, сильными, смелыми, красивыми, первыми, главными и т.п. Они любят хвастаться, очень радуются своим достижениям, а в случае неудачи расстраиваются до слёз. Вот почему недопустимы ситуации, когда в присутствии всего класса указывается на чьи-то недостатки, а тем более демонстрируются его неуспехи, трудности в учёбе [7, с. 43].

Совершенствование знаний в процессе учебной работы младшего школьника идет по следующим направлениям:

- Увеличивается объем представлений, понятий и сведений, которыми овладевает ученик. Они составляют индивидуальный опыт школьника.

- Знания становятся более точными и глубокими. Движение идет от поверхностного познания лишь самого явления к раскрытию его сущности, к раскрытию законов и закономерностей взаимосвязи явлений.

- В связи с этим знания приобретают все более обобщенный и осмысленный характер, следовательно, становятся прочными и доказательными.

- Знания объединяются в категории, в системы. Они оказываются связанными и превращаются из раздробленных рядов в системно построенные ряды.

- Знания приобретают подвижность и гибкость. Они становятся управляемыми самим учеником.

Современный младший школьник взрослеет буквально на глазах. За прошедшие с момента рождения годы ребёнок успевает приобрести множество не только индивидуальных особенностей, качеств, которые к шести годам уже определяют основу его личности, структуру его характера. У него появляются собственные эмоциональные реакции, и формируется эмоциональное поведение. Ребёнок становится более сдержанным в своих эмоциональных проявлениях. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками, умеет жить и работать в коллективе, подчиняться его требованиям [26, с. 114].

Итак, младший школьный возраст – это очень сложный период в жизни каждого ребёнка. Меняется его социальный статус, появляются новые обязанности, новая ответственность. Происходит резкая перестройка его деятельности, требующая больших физических и умственных нагрузок. Ему приходится приспосабливаться к новым условиям классного коллектива и от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое.

Наши рекомендации