Характеристика наглядных методов и приемов обучения. Наблюдение
К группе наглядных методов обучения относятся:
-НАБЛЮДЕНИЕ;
-ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ.
Виды наглядности:
-Естественные;
-Картины и иллюстрации; Картинно -динамический вид (диафильм)
-Объёмная наглядность (модели, муляжи)
-Аудиовизуальный вид (кинофильмы, видеофильмы)
-Графический вид (схемы, модели)
-Экспериментальный вид.
ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ:
Рассматривание картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств.
Этот метод позволяет решать ряд дидактических задач.
Формируются статические наглядные образы.
Наглядные приёмы обучения:
-Показ способов действий
-Показ образца.
Показ действий, способов работы, последовательности еёвыполнения применяются на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении.
Этот приём раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности ,направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть точным, чётким. Дети должны видеть каждое движение, замечать особенности его выполнения, каждое своё действие Воспитатель обозначает словом.
Показ образцаиспользуется в обучении изо деятельности, труду,(особенно ручному, художественному). Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.
В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников, педагог предлагает им полный образец или несколько образцов на выбор.
НАБЛЮДЕНИЕ-это умениевсматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Значение наблюдения:
1)Для формирования полноценных представлений.
2)Для развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.
3)Осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребёнка (поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление)
4)Развитие мыслительной деятельности.
Наблюдение осуществляется на специальных занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни, на прогулке.
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДЕНИЯ.
↓ ↓
Постепенно расширяется круг Концентричность наблюдения .
наблюдаемых объектов.
Виды наблюдения:
-Кратковременные
-Длительные
-Повторные
-Сравнительные.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАБЛЮДЕНИЯМ.
*Объект наблюдения должен быть интересен для детей.
*Объект наблюдения должен находиться в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности.
*Воспитатель определяет цель наблюдения, определяет круг знаний, продумывает связь с опытом детей.
*Детям даётся целевая установка.
*Усвоенные знания должны получать дальнейшее развитие в деятельности детей (в рисовании, в труде, в перессказывании )
*Обеспечивать последовательности планомерность наблюдения в соответствии с задачами, особенностями объекта, возрастом детей.
*Наблюдение следует сопровождать точным словом.
18.Наглядные методы:наблюдение и демонстрации.
Виды наглядности:
1)естественные (природа:солнце,дерево)
2)картины и иллюстрации и картинно динамический вид.
3)Объемные(модели,муляжи)
4)аудиовизуальный вид(кинофильмы,видеофильмы)
5)графический(схемы,плазмы)
6)эксперемнтальный(опыт)
Наблюдение-это умение всматриваться в явления окружающего мира,выделять в них существенные ,основная,замечать происходящие изменения,устанавливать их причины,делать выводы.
1.Значение наблюдения.
1.формирование полноценных представлений
2.разви-я позновательных процессов восприятия.мышления,памяти и воображения.
3.осуществляется разнообразное мыслительная дея-ть ребенка:поиск ответов на поставленные вопросы,сравнения,сопоставления.
Направление:
1)постепенное расширение круг наблюдаемых объектов.
2)концентричность наблюдения
Виды наблюдение
-кратковременные
-длительные
-повторные
-сравнительные
Дидактические требования к наблюдению:
1)объекты наблюдения должен быть интерес для детей
2)объект наблюдается в таких условиях,которые позволяют выявить его хара-ые особенности.
3)воспитатель определяет цель наблюдения,круг знаний,продумывает связь с опытом детей
4)детям дается целевая установка
5)усвоенных знания должны получать дальнейшие развитие дея-ти детей
6)обеспечивать послед-ть и планомерность наблюдении в соотв-и с задачами,особенностями объекта,возрастом детей
7)наблюдение следует соблюдать точным словом.
Демонстрация наглядных пособий-рассматривание картин,репродукции,диафильмов,слайдов,видеофильмов.Дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов.Формируются статические наглядные образы.На картине можно подробно рассмотреть предмет,его составные части,выявить св-ва.Благодоря этому осуществляется уточнение,расширение,углубление представлений об окр.мире.Рассматривание картин,наглядных средств помогает развивать наблюдательность,мыслительные процессы,обогощать речь.Большую роль демонстрация играет в расширении кругозора детей.Используются в доу разные виды картин:специально созданные дидактические картины(о временах года,животном мире),репродукции картин известных художников(золотая осень,грачи прилетели),книжная графика(иллюстрация в книге),предметные картинки(игрушки,транспорт).С помощью слайдов может иллюстрироваться рассказ педагога.Наглядные приемы обучения:показ способа действий,показ образца.
-Показ действийспособ работы последовательности ее выполнения применяется на физкультурных,муз.занятиях,на изо,Показ должен быть четким,точным.Необходимо чтобы дети увидели каждое движение,заметили особенности его выполнения.
-показ образца- используется в изо,труду,.Педагог привлекает детей к анализу образца,определяет этапы выполнения.Если педагог хочет развить у детей самостоятельность,творческие способности,он должен показывать только те действия и способы работы,которые представляются для них новыми.В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог предлагаетим или полный образец(первичное обучение приемам) или частичный(только новые элементы),или несколько образцов на выбор(творческое воплощение ранее усвоенных приемов).