Основные музыкальные способности
Анализ проблемы развития музыкальных способностей дошкольников.
Анализ ключевых понятий: способности, общие способности, музыкальные способности, развитие, музыкальное развитие, дети 5-6 лет, игра, музыкально - дидактическая игра.
Для того чтобы приступить к выполнению курсовой работе
Мы изучили ключевые понятия, используемые в данной работе.
Способности- это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Общие способности- это индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки.
Музыкальные способности - индивидуально психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности. Б. М. Теплов к основным М. с., необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство способность переживать.
Развитие - процесс поступательного развертывания взаимодействующих между собой систем, структур и функций, в рамках которого происходит становление индивида как биологического существа личностью.
Музыкальное развитие -это постоянный процесс определенных качественных изменений музыкальных способностей человека.
Дети 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.
Игра – это активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности.
Музыкально-дидактическая игра – это средство развития музыкальных способностей детей.
Характеристика музыкальных способностей.
Основные музыкальные способности.
Способности- это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Музыкальные способности - индивидуально психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности. Б. М. Теплов к основным М. с., необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство способность переживать.
Комплекс музыкальных способностей, необходимы для осуществления всех видов музыкальной деятельности, определяется им как «музыкальность». Кроме музыкальности Б.М.Теплов указывает и на наличии у человека более общих способностей, проявляющих музыкальной деятельности но не только в ней:
· Богатство воображения
· Эмоциональное погружение музыкальное переживания
· Обилие зрительных образов
· Внимание
· Волевые и другие особенности человека
Главным признаком музыкальности, вслед за Б.М. Тепловым, ученые считают способность сопереживатьсодержанию музыки, эмоционально отзываться на нее, являющуюся проявлением универсального свойства человека эмоционально отзывчивости. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален.
Выделяют не сколько видов музыкального слуха. Звуковысотный(различение высоты звуков): его разновидности -мелодический (восприятие одноголосной мелодии) и гармонической (восприятие созвучий, многоголосия); тембровый (различение окраски звуков ) и динамический (различение силы звука) слух.
Поскольку основными носителями содержания музыке являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя, Б.М. Теплов в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, выделяют те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Это- музыкальный слух, в основе которого лежат две способности:
· Ладовое чувств( восприятие мелодического движения), названное персептивным, или эмоциональном , комплектом музыкального слуха.
· Способность музыкально-слухового представления, или Звуковысотный слух, которую ученый назвал репродуктивным, или слуховым, компонентом музыкального слуха.
В детском возрасте характерное проявление ладового чувства - любовь и интерес к слушанию музыки. Треть способность в структуре музыкальности – музыкально ритмическое чувство, т.е. способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и воспроизводить в движении в ременные отношения в музыке. Чувство ритма, как ладовое чувство, составляет основную эмоциональной отзывчивости на музыку. Эта способность проявляется в двигательной реакции ребенка на музыку, возможности координировать различные движения в соответствии с ее эмоциональной окраской. Но основании работ по музыкальной психологии автор выделяет также следующие его компоненты.
Ритмические Единицы в музыке | Длительность отдельных звуков и пауза и более крупные элементы – ритмические рисунки крупного плана: мотивы и др. |
Музыкальный метр | Система соотношений акцентируемых и неакцентируемых долей(метр обозначается в нотной записи в виде размера в начале нотоносца и тактов черт) |
Темп | Скорость музыкального исполнения, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. |
Таким образом, Б.М.Теплов выделяет три основные способности в структуре музыкальности
Ладовое чувство музыкально –слуховые представления чувство ритма
Музыкальную память ученые не включают в число основных музыкальных способностей, так как запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений – это проявления музыкального слуха и чувства ритма. Таким образом, в структуре музыкальности ею выделяют две основные музыкальные способности : ладовысотный слух и чувство ритма.
Музыкальность как комплекс способностей, по мнению ученых, включает также:
· Владение исполнительскими средствами;
· Волевые процессы;
· Инициативу;
· Творческие замыслы;
· Технические данные
Т.е. те способности, которые необходимы ребенку для выполнения конкретной деятельности – слушания, исполнения, творчества.