II.I Регистр и диапазон детского голоса
Возрастные и физиологические особенности
Детского голоса
Пение сопровождает жизнь ребенка с самого раннего детства, закладывает основы его дальнейшего музыкального развития.
Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого. В период бодрствования ребенка взрослый должен постоянно разговаривать с ним, вследствие чего у малыша появляются голосовые реакции. В 3-4 месяца он издает гортанные звуки, а в 5 – певчие гласные, так называемое «гуление», в 6 – произносит слоги «ба», «ма», «на», «да».
У малыша от 2,5 месяцев до 6 наблюдается способность внимательно слушать и различать звуки: знакомый голос сразу же привлекает его внимание, радует, успокаивает.
После шести месяцев ребенок прислушивается к своему голосу, повторяет звуки подражая взрослому, различает интонации. Он уже может попасть в тот тон, который пропел взрослый. В это время пением следует воспитывать слуховое сосредоточение малыша; двигательные и голосовые реакции, создавать у него радостное настроение. Тогда к концу первого года он может повторить за взрослым простейший мотив из двух звуков.
В 2-3 летнем возрасте дети начинают говорить и многие из них начинают посещать детский сад, где воспитатель проводит музыкальные занятия с малышами. У ребенка в это время появляются простейшие певческие интонации, он может пропевать отдельные слоги. К тому же дыхание у малыша короткое и большинство слов он произносит нараспев. Перед родителями педагогом возникают новые задачи:
1) приучить прислушиваться детей к мелодии и словам песни, узнавать их;
2) разбудить у ребенка желание подпевать взрослому, воспроизводя отдельные слова;
3) развивать первоначальные певческие реакции.
Побуждая малыша к пению, педагог должен подбирать специальные песни с повторяющимися простыми словами и незамысловатым музыкальным текстом, например, русские народные песни «Заинька-зайка», «Идет коза».
По сравнению с предыдущей возрастной группой, дети 4-х лет более работоспособны в вокальном плане. Запас слов у них увеличивается, но еще не все звуки произносятся чисто. Слуховое внимание ребенка неустойчиво, певческий голос не сформирован, дыхание поверхностное, прерывистое. Поэтому в певческой работе преподаватель музыки старается использовать песни, состоящие из коротких музыкальных фраз в диапазоне квинты ( ре-ля первой октавы).
Занимаясь пением, педагог должен выполнять такие задачи:
- учить детей петь собственным голосом, без форсировки;
- внятно и осмысленно произносить слова, тянуть продолжительные звуки;
- интонационно точно петь мелодию в попевках и песнях;
- исполнять песню с музыкальном сопровождением и без (с помощью воспитателя).
Начиная с 5-ти лет, внимание детей становится более устойчивым. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. Развиваются процессы запоминания и припоминания, совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Повышается способность откликаться на содержание песни. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, передают выразительные интонации песни. Дыхание становится глубоким и продолжительным. Педагог во время занятия пением должен уделить внимание нескольким пунктам:
1) необходимо брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
2) произносить слова внятно и правильно;
3) диапазон песен должен быть в пределах ре-си первой октавы.
С 6-ти лет у детей совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Ребенок идет в школу. В этом период он овладевает простейшими формами учебной деятельности: приобретает способность понимать задачу, поставленную учителем, самостоятельно выполнять указания. Восприятие приобретает более целенаправленный характер, чем у ребят более младшего возраста.
Возникает способность произвольного запоминания. На музыкальных занятиях дети начинают отличать на слух интонационно точное и фальшивое пение. Появляется представление о высоте, тембре, силе музыкального звука. В пении они сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов.
Дети этого возраста очень подвижны, внимание их сильно рассредоточено. Поэтому преподаватель музыки во время обучения пению обязан следить за правильной позой учеников. Они должны сидеть прямо и непринужденно, со свободным положением головы и корпуса.
Необходимо отметить, что в первые 9 лет жизни процесс голосообразования ребенка очень отличается от взрослого. В этот период голосовой складкой управляет в перстнещитовидная мышца.
Пение с 7-9 лет осуществляется только краевым смыканием складок и носит ярко выраженный фальцетный характер. Детскому голосу свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведет к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций. Особенно важно отметить, что в возрасте 7-9 лет образуются нервные разветвления в надхрящнице черпаловидных хрящей, к которым прикрепляются сухожильные волокна почти всех мышц гортани. А это значит, что именно в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое дальнейшее развитие. Если развитие органов дыхательной системы и голосового аппарата (легких, бронхов, трахеи, ротовой полости носа) проходит постепенно, то гортань до периода наступления мутации развивается крайне медленно и неравномерно. Это создает известную диспропорцию между ростом гортани и всех частей голосового аппарата. Все вышеизложенное, наряду с чисто физическими данными, влияющими, например, на дыхание (малый объем легких), показывает, что период от 7 до 9 лет является чрезвычайно важным в развитии голоса. С одной стороны, его можно назвать периодом ограниченных возможностей, с другой – периодом становления и воспитания правильных певческих навыков.
Диапазон голоса в 7-9 лет обычно охватывает ре1 и ре2. Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых складок (тонких и коротких). У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си и ля), но, как правило, они звучат напряженно и не ярко. У другой группы детей можно наблюдать довольно красивое звучание ми2 и даже фа2.
Дети 7 лет значительно отличаются по своим возможностям от 10-летних. Если малышей еще нельзя разделить на сопрано и альт, то у 9-10 летних уже можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. У детей 9-10 лет, особенно у мальчиков появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. Но педагог должен беречь детский голос от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения его «мощи». При фальцетном звучании, когда колеблются только края складок, самой природой ставятся естественные рамки динамической нагрузки голоса. У более старших ребят определеннее выявляется тембр, особенно при нефорсированном, спокойном пении.
Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Для нее наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков mр и mf. Но исключительно эмоциональная отзывчивость позволяет и при такой динамической шкале добиваться яркой выразительности исполнения.
Научными данными установлено, что только при умеренном звучании наиболее точно проявляется и тембр голоса. Именно в 7-9 лет и происходит становление характерных качеств певческого голоса.
В организме человека в подростковом и юношеском возрасте (10-17 лет) происходят большие анатомо-физиологические и нервно-психические изменения, оказывающие огромное внимание на всю его жизнедеятельность. За этот период ребенок превращается во взрослого. Естественно, что в это время в голосовом аппарате протекают сложнейшие процессы.
Как уже было сказано, становление голосового аппарата характеризуется диспропорцией в росте отдельных его органов. Особенно ярко это проявляется у мальчиков, голосовые складки которых сильно увеличиваются в длину, а ширина остается практически неизменной, гортань растет быстро, а резонаторные полости – незначительно. При этом надгортанник еще остается детским. Все эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Приблизительно то же самое, хотя не в такой резкой форме, можно наблюдать и у девочек.
Бурный рост гортани, совпадающий с началом полового созревания, является наиболее трудным и опасным моментом в развитии голоса. В 14-17 лет голосовой аппарат постепенно оформляется, и к 18 годам развитие его в основном заканчивается, то есть он становится взрослым. Мужской голос хотя и продолжает формироваться, но интенсивность этого процесса совсем незначительна.
Следовательно, весь период от 10 до 17 лет можно разделить на три этапа:
Первый 10-13 лет - предмутационный, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате;
Второй 13-15 лет – мутационный, связанный с резким изменением гортани;
Третий 15-17 лет – послемутационный, соответствующий становлению и оформлению гортани и всего голосового аппарата.
Каждому из этих этапов присущи свои особенности, и характерные признаки, которые обязан знать педагог-вокалист.
Детский организм развивается чрезвычайно разнообразно, сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны. Поэтому необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.
Коротко остановимся на некоторых, наиболее важных вопросах воспитания голоса.
Предмутационный период был рассмотрен нами выше. Поэтому обратимся ко 2-му этапу - мутации. Пожалуй, самым трудным бывает определить ее приближение. Практике, однако, известен целый ряд признаков, характеризующих наступление этого периода.
Обычно перед мутацией голос мальчиков значительно улучшается, увеличивается его сила, но вскоре они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, которые раньше исполняли легко и непринужденно. У мальчиков и девочек в голосе появляется сипота и скрипучесть. Нередко они поют фальшиво, чего ранее не было, утрачивается ровность звучания, напевность и звонкость голоса. У мальчиков часто наблюдается и чисто внешние признаки: повзрослевшие лица, расширение переносицы. Девочки испытывают артикуляционные неудобства, связанные с активным ростом языка.
Значительные изменения претерпевает диапазон голоса: у девочек он, как правило, понижается на 1-2 тона, у мальчиков - на октаву и больше. Резкое покраснение гортани, обилие слизи, нарушение дыхательных функций нередко приводит к временной потере голоса: такое явление особенно характерно для мальчиков, но может наблюдаться и у девочек.
Мутация у мальчиков протекает от 6-8 месяцев до 2-3 лет. У девочек она не бывает столь продолжительной, но может повториться в 15-16 лет или только обнаружиться впервые в этот возрасте.
В послемутационный период иногда остается покраснение гортани и складок, наблюдается остаточная слизь и малоактивная работа мышц гортани. Как правило, к 17 годам у девушек явление мутации исчезает, у юношей же они частично могут остаться. Диапазон голоса девушек в этот период значительно расширяется, а у юношей голос приобретает мужское звучание и ограничен в диапазоне.
Регулярные вокальные занятия в предмутационный период способствуют более гладкому, спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации. Занятия можно прервать на короткий срок, если этого потребуют обстоятельства, например, острые болезненные явления. В мутационный период особенно необходимы регулярные осмотры учащихся врачем-фониатором.
В период мутации нужно ограничить время вокальных занятий , категорически избегать громкого, форсированного звука. При первых же признаках переутомления пение вообще следует прекратить. Все это должен знать преподаватель и умело, в доступной форме объяснить подростку.
Пение – сложный, комплексный психофизиологический процесс, в котором участвуют многие системы организма. Управление этим процессом осуществляется через центральную нервную систему. Если во время мутации совсем прекратить пение, то это может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. И наоборот, систематические, хотя и ограниченные занятия пением будут способствовать сохранению и упрочнению этой координации.
Из практики хорошо известно, что даже у мальчиков мутация проходит гладко и незаметно, если они регулярно занимались пением в предмутационный период. Достаточно хорошо владея голосом, они умело приспосабливаются к новым условиям и выбирают те звуки, которые им удобно петь.
При систематических занятиях вместе с ростом голосового аппарата увеличивается диапазон голоса. Но так как рост складок идет неравномерно, расширять диапазон надо очень осторожно, тем более что и возбудимость гортанных нервов у детей весьма различна.
II.I Регистр и диапазон детского голоса.
Наиболее типичный диапазон для детей подросткового возраста : сопрано, дисканты обычно имеют объем от до- ре- первой октавы до фа- соль- второй. Естественно, что крайние звуки диапазона неудобны для пения и частое их использование может принести большой вред голосу. Для определения удобства исполнения произведения тем или другим голосам в практике введено понятие - тесситура.
Удобной с тесситурной стороны является та часть диапазона, в которой выявляются лучшие качества голоса. Так, для первых голосов наиболее благоприятной частью диапазона будет отрезок от соль1 –до2, у вторых голосов - от ре1 до си1. Однако следует помнить, что не объем звуков определяет вид тесситуры, а высота той части диапазона, которая используется в произведении. Если в песне часто встречаются верхние звуки диапазона, значит, тесситура песни высокая; если же преобладают низкие звуки, то тесситура песни низкая. Исполнение произведений с низкой или высокой тесситурой может привести к напряженному, неестественному пению, а значит , нанести вред детскому голосу. Вот почему педагогу следует очень внимательно относиться к выбору сочинений с точки зрения тесситурных удобств.
Развитие певческого диапазона зависит от умелого использования регистров голоса. Как известно, различные звуки диапазона воспроизводятся в гортани неодинаковыми по качеству колебаниями складок. Звуки, имеющие однородный механизм воспроизведения, относятся к одному регистру.
Как уже указывалось, в младшем возрасте детскому голосу свойствен фальцет, при котором происходит неполное замыкание голосовой щели. Вибрируют только края голосовых складок, черпаловидные хрящи в колебаниях не участвуют. Хотя дети, особенно мальчики, могут достичь при фальцетном пении большой звонкости, настоящей же звучности и силы голос достигает только тогда, когда в пении используется грудной регистр, который образуется при полном смыкании голосовой щели, вибрации всей массы складок. Этот регистр возникает у детей после 10 лет.
Следует отметить, что в подростковом возрасте уже достаточно ярко проявляются различия в механизме образования звука у девочек и у мальчиков. У девочек основную часть диапазона составляет так называемый микст, имеющий от природы смешанный тип звукообразования, а чисто грудное и головное звучание прослушивается только на крайних звуках. У мальчиков же смешанное звучание получается исключительно искусственным путем. Недаром многие из них имеют очень ограниченный диапазон, так как пользуются при пении только одним регистром, чаще грудным.
Научившись воспроизводить звуки головным и смешанным регистром, они значительно расширяют свой диапазон и нередко переходят в первые голоса.
Голосам девочек от природы присущ смешанный регистр, что позволяет сравнительно легко добиться ровности звучания всех звуков диапазона. С мальчиками же требуется кропотливая работа, чтобы они, используя смешанное звучание, смогли свободно переходить от грудного регистра к головному.
Таким образом, одной из важнейших задач в развитии голоса является воспитание у мальчиков и совершенствование у девочек смешанного типа звукообразования. Именно этот тип звукообразования помогает выработать гладкий, спокойный переход от регистра к регистру и одинаково красивое звучание всего диапазона.
При пении восходящего или нисходящего звукоряда смешанный тип звукообразования начинается с так называемых переходных нот. У верхних голосов девочек переходными от грудного регистра к центральному будут ноты ми, фа, для диез первой октавы; от смешанного к головному – ми, фа, для диез второй октавы. Так как у мальчиков имеются 2 регистра, то и переходными нотами для них будут только те, которые ведут к головному звучанию: у дискантов – ми- фа- диез второй октавы; у альтов – до- ре- диез второй октавы.
Педагогу вокала необходимо помнить, что грудной регистр в подростковом возрасте следует использовать умеренно, так как он нередко ведет к неестественному, крикливому звуку.
Практика показывает, что на различных участках диапазона можно требовать только определенной силы звука; если же пренебрегать этими правилом, можно нанести голосу большой вред.
Сила детского голоса в период его становления ограничена, да она и не имеет первостепенного значения. Прелесть детского пения заключается в его красоте: звонкости, полетности, нежности, легкости, непосредственности, эмоциональности. Добиваясь полноты, насыщенности звучания, певучести при естественной силе голоса преподаватель способствует нормальному развитию голосового аппарата в целом.