Методика организации труда детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения, средства трудового воспитания
Организация труда является ведущим средством трудового воспитания.
В процессе труда происходит:
1. Накопление практического опыта,
2. Формирование навыков и умений,
3. Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата),
4. Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий),
5. Расширение кругозора,
6. Расширение словарного запаса,
7. Расширение представлений о сенсорных эталонах,
8. Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,
9. Позволяет получать оценку,
10. Ощущение радости от результата труда,
11. Проявления внимания к партнерам по труду.
Методы трудового воспитания:
Метод создания эмоционально-положительной атмосферы
Прием:
- использование музыки;
- участие взрослых;
- обсуждение результатов
Метод наглядности
Прием:
- демонстрация наиболее сложных моментов в работе
Метод словесности
Прием:
- объяснение предстоящей деятельности;
- оценка деятельности
Метод практический
Прием:
- многократный показ;
- детальный показ действий.
Средства трудового воспитания:
1. Собственная трудовая деятельность детей;
2. Обучение трудовым навыкам и организации труда;
3. Ознакомление с трудом взрослых;
4. Организация трудовой деятельности;
5. Художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, диафильмы, видеофильмы, слайды.
Условия воспитания дошкольника в труде.
1. Создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе труда;
2. Организация материальной среды и трудового оборудования;
3. Учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы;
4. Учет индивидуальных интересов, склонностей ребенка к определенному виду труда, состояния здоровья;
5. Включение воспитателя в труд детей на правах партнера;
6. Обеспечение нравственно-ценной мотивации;
7. Формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость.
8. Создание предпосылок экономического воспитания в труде: бережное отношение к результатам труда, рациональное использование материалов, представление о стоимости предметов и вложенном в их создание труде;
9. Разнообразие трудовой деятельности детей, гигиенические требования к организации трудовой деятельности детей и трудовому оборудованию;
10. Методически правильное руководство, направленное на одновременное решение задач обучения и воспитания.
Экономическое воспитание и образование детей дошкольного возраста.
В настоящее время экономическое воспитание и образование исследуется как отдельная проблема (А.А. Смоленцева, Л.Н. Галкина). Педагоги ДОУ успешно осваивают авторские программы по экономике: «Уроки гнома - экономика», «Я, моя семья и общество, в котором мы живем», «Дошкольник и экономика». Современная педагогическая теория признает необходимость элементарного экономического образования дошкольника, включая формирование:
- элементарных экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама и др.)
- базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономичность, рациональность, деловитость, трудолюбие)
- предпосылок становления экономического образа мышления и ценностных ориентаций.
Усвоению элементарно экономических знаний способствуют сюжетно-дидактические игры («ярмарка», «аукцион», «супермаркет» и др.)
В исследованиях Л.Н Галкиной апробирована программа, состоящая из разделов: «Здравствуй страна Экономика», «Труд всему голова», «В гостях у госпожи торговли», «Среди экономических профессий». А также ряда дидактических игр: «Я спонсор», «Доход - расход», «Биржа», «Банк» и др. Особенность всех программ состоит во включении эмоционально-мотивационного, деятельно-игрового компонентов. Данный подход охватывает как механизмы, так и содержание экономического образования - самостоятельной области педагогической теории.
Правовое воспитание дошкольников.
Научные поиски идут в области теории и практики правового воспитания в дошкольном возрасте (Т.Н. Доронова, С.А. Козлова), педагогическая теория обосновывает необходимость содержания, педагогические условия правового воспитания дошкольников и определяет 3 его этапа:
1. Базовый – знакомство с нравственными нормами и правилами (этические беседы, социально созданные ситуации, видеозаписи поступков детей)
2. Основной – ознакомление с собственными правилами: на отдых, образование, имя, любовь (чтение художественной литературы, этические беседы, рассказы)
3. Заключительный – рассказ о Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты (создание коллажа о правах ребенка, этические беседы)
Таким образом в теории и практике процесс правового воспитания состоит в формировании трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного, поведенческого.