Понятие и сущность патриотического воспитания

Патриотическое воспитание младших школьников как условие формирования общей культуры гражданина

Катаевой Татьяны Олеговны
специальность 42.02.02-
Преподавание

в начальных классах

Курс II, группа 21

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

Самойленко Татьяна Геннадьевна

Пермь, 2015

Введение

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Тема курсовой является актуальной, так как патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Изменения, происходящие в младшем школьном возрасте, являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности. Данный период является наиболее благоприятным для формирования общей культуры, потому что в это время на основе эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определят ее сущность в будущем.

Проблема – как сформировать общую культуру у младших школьников.

Объект исследования – формирование общей культуры.

Предмет исследования – патриотическое воспитание.

Цель работы – разработать и обосновать методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников.

Задачи:

· Раскрыть понятие и сущность патриотического воспитания.

· Показать особенности формирования общей культуры младших школьников.

· Описать программу по патриотическому воспитанию младших школьников.

Методы исследования:

А. Эмпирические:

· наблюдение,

· беседа,

· анкетирование,

· заслушивание,

· тестирование,

· изучение документации,

· изучение результатов деятельности.

Б. Теоретические:

· изучение литературных источников,

· теоретический анализ,

· логическое обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

Понятие и сущность патриотического воспитания

В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, молодежи в первую очередь. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.

Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы – писал А. Солженицын (1996).

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. Соответствующая статья в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона содержит слова о патриотизме, как нравственной добродетели. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают. Например, Протоиерей РПЦ Димитрий Смирнов газете «Известия» 12 сентября 2008 дал следующее определение: «Патриотизм – это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой». Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.

По словам А. В. Мальгина - патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества – писал А.Н. Леонтьев. Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан. Такая позиция гражданина является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (А.Н. Леонтьев, 2002).

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Таким образом, патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Наши рекомендации