Образование, воспитание, обучение
Образование в контексте социализации. Просвещение. Педагогическая интерпретация образования. Педагогический процесс. Самообразование.
Воспитание. Обучение. Преподавание. Учение.
Педагогическая эффективность образования. Преодоление противоречия между педагогическими целями учителя и жизненными целями ученика.
Основные понятия: образование, просвещение, самообразование, педагогический процесс, воспитание, обучение, преподавание, учение.
Занятие 4
Лекция "ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАНИЯ"
Цель лекции.Способствовать формированию у студентов понимания сущности образование и особенностей его педагогической интерпретации.
Материалы к лекции.Категория образование многозначна, а сам феномен образования рассматривается различными отраслями знания. Педагогика, изучающая пути и способы целенаправленной организации развития человека, рассматривает образование, прежде всего, с точки зрения создания условий для развития человека, позволяющих управлять этим процессом в интересах общества, государства, отдельных групп людей, самого образовываемого. Эти условия создаются посредством воспитания и обучения, которые конкретизируют понятие образование применительно к особенностям различных аспектов управления развитием человека.
Образование – относительно контролируемая социализация человека, осуществляемая посредством создания специальных условий для освоения, воспроизводства и творческого преобразования им культуры, накопления опыта поведения, деятельности и общения в целях обеспечения роста, развития, формирования и самореализации человека, подготовки его к выполнению социальных функций.
При определении понятия образование следует иметь в виду, что оно (образование), в первом приближении понимаемое как процесс и результат становления некого нового феномена, явления, качества, как формирование чего-либо по заданному образцу, соответствует немецкому Bildung, происходящему от Bild (образ), который содержит в себе одновременно значение образца (Vorbild) и слепка, отображения (Nachbild), а также латинскому formatio (от forma – форма) – придание чему-либо неоформившемуся истинной формы.
Под самообразованием понимается "целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала"[15].
По мнению современных авторов, образование включает в себя просвещение, "то есть пропаганду и распространение культуры, которое предполагает высокий уровень избирательности субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний"[16].
Применительно к процессу становления человека понятие образование может рассматриваться:
1) как достояние личности;
2) как процесс обретения личностью своего достояния;
3) как социальный институт, существующий для того, чтобы помогать всем гражданам приобрети такое достояние;
4) как деятельность, специфически человеческая активность, направленная на создание условий, необходимых:
для вхождения людей в систему социальных отношений;
для освоения и творческого преобразования ими культуры;
для реализации заложенного в них потенциала;
для их осуществления как субъектов общественной и индивидуальной жизни.
Само бытие человека оказывается его образованием, или, иначе, образование человека и есть его бытие. Причем в образовании образовывается не только человек, но и культура, и социальные отношения, которые он постоянно продуцирует. Это обстоятельство определяет тот фундаментальный факт, что при рассмотрении образования внимание можно сконцентрировать как на непрерывном (и в то же время четко фиксируемом) становлении человека, так и на воспроизводстве культуры и социальности.
Являясь сложным многоаспектным феноменом, образование может иметь различные интерпретации:
культурологическую, трактующую образование в качестве способа передачи, освоения и преобразования культуры в системе межпоколенных и межличностных связей;
этнологическую, трактующую образование в качестве способа наследования этнической культуры;
социологическую, трактующую образование как социальный институт, который осуществляет преднамеренную социализацию индивидов, обеспечивает воспроизводство или преобразование социальной структуры, осуществляет социальную селекцию или противостоит ей;
экономическую, трактующую образование с точки зрения воспроизводства и развития человеческого ресурса экономической жизни общества;
политическую, как способ обеспечения человеческим ресурсом решения различных политических задач;
антропологическую, трактующую образование с точки зрения осуществления человека как телесного, душевного и духовного существа на протяжении всей его жизни в его онтогенетическом развитии в пространстве культуры и социальных отношений;
психологическую, трактующую образование с точки зрения генезиса психических функций человека;
педагогическую, трактующую образование с точки зрения целенаправленной организации развития человека посредством воспитания и обучения.
Нобелевский лауреат Макс фон Лауэ говорил, что "образование – это то, что остается, когда все выученное забывается".
Предметом педагогики являетсяпедагогическийпроцесс,с точки зрения которого она изучает и проектирует образование человека. В современный литературе подчеркивается, что педагогический процесс как и всякий процесс, "представляет собой совокупность действий и последовательную смену состояний в ходе достижения определенного результата. Как процесс педагогический, он включает в себя взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних. Педагогический процесс – последовательные изменения во всех его участниках: воспитанники продвигаются (в положительную или отрицательную сторону) в своей воспитанности и обученности, а педагог пополняет (или теряет) свою профессиональную компетентность; оба участника педагогического процесса диалектически связаны как его субъекты и объекты, оба, хотя и по-разному, развивают свою социальность. Педагогическая направленность – сущность процесса, определяемая сложной иерархией стоящих перед ним целей, достижение которых реально лишь при целостности. Это – требование и к процессу, и к его результатам. Целостность процесса предполагает достижение взаимодополнения и необходимого разнообразия средств достижения цели – развития социальности воспитанников: их индивидуальной и совместной деятельности, их отношений и общения в учебном заведении, в семье, в социуме, в вербальных и реальных ситуациях"[17].
Педагогика раскрывает сущность, цели и механизмы образования как целенаправленно организованного (педагогического, учебно-воспитательного) процесса, включающего в себя подсистемы воспитания и обучения, разрабатывает пути и способы повышения их эффективности, конструирует их продуктивные модели. Педагогика выявляет структуру образования как педагогического процесса,его взаимосвязанные элементы (участников, цели, содержание, методы, формы, средства), рассматривает в широком социокультурном контексте с учетом антропологических оснований закономерности их функционирования.
Применительно к процессу становления человека, понимаемому как обретениеим человеческого образа, понятие образование генетически восходит к древнегреческой пайдейе (V–IV вв. до н.э.). Для древних греков пайдейя означала тот путь (а также руководство этим путем, его педагогическую организацию), который должен был пройти человек, изменяя себя в стремлении к идеалу духовного и физического совершенства посредством обретения мудрости, мужества, благоразумия, справедливости и других воинских, гражданских, нравственных, интеллектуальных добродетелей.
Пайдейя в значении образование, образованность являетсягреческимэквивалентом латинского humanitas – гуманизм. Термин humanitas был введен в европейскую интеллектуальную традицию в середине I в. до н.э. Цицероном. Человек у Цицерона в процессе образования овладевает "духовной культурой", обеспечивающей формирование у него достоинств, которые выражают степень его удаленности от природного, естественного, варварского состояния.Гуманистическое образованиеесть образование, достойное свободного человека.
В средневековой христианской традиции человек предстает как "венец творения", созданный Богом по своему образу и подобию. Образовывая себя, человеккак бы освобождается от собственной греховности и стремится к первоначальному божественному образу. Идеологи Возрождения, ставившие человека в центр мироздания и обосновывавшие его личностную автономность и независимость, связывали с понятием образование как специфического способа становления человека одну из ведущих идей гуманизма – необходимостькультивирования и развертывания имеющихся у людей от рождения задатков.
В XVII в. Я.А. Коменский, понимая под дарованием "ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми", и утверждая, что "природным дарованием в нас является то, благодаря чему мы представляем собою образ божий", связывал образование человека с развитием четырех "прирожденных" ему качеств – ума, воли, способности к действию и речи. "Нам нужно такое образование, – писал основоположник научной педагогики, – которое делало бы нас способными всегда все правильно разуметь, желать, делать, высказывать; только тогда, достигнув умом, душой, рукой и языком должного совершенства, мы будем справедливо называться людьми"[18].
В эпоху Просвещения проблема образования была поставлена в центр философских, научных и политических дискуссий в связи с поиском путей переустройства общества на разумных началах. Результатом этих дискуссий явилось окончательное оформление в западном сознании понятия"образование"как специфически человеческого способа осуществления присущих людям природных задатков и возможностей.
В широкий научный обиход термин образование ввел И.Г. Песталоцци. Он рассматривал образование как содействие ходу природы в развитии задатков и сил людей. Образование, по И.Г. Песталоцци, должно быть сообразно человеческой природе. Природосообразные средства образования оживляют и совершенствуют духовную и физическую силу человека. Эти средства, воплощенные в культуре, становятся силами истинного образования, т.е. "настоящими и природосообразными средствами образования для той человеческой сущности, что заложена в нашей природе"[19]. Образование у И.Г. Песталоцци неразрывно связано с педагогическим искусством, назначение которого состоит в том, чтобы "оказывать помощь такому ходу природы в формировании наших способностей, содействовать ему в каждом направлении, в котором природа ведет за собой искусство"[20].
В конце XVIII столетия И.Г. Гердер обосновал понимание образования как"возрастания к гуманности"[21]. Именно гуманность, утверждал он, составляет основу характера рода человеческого. Однако человек, по Гердеру, от рождения обладает лишь способностью к обретению гуманности, которая обеспечивает становление внутреннего духовного человека, который образуется лишь постепенно. С момента появления человека на свет главной заботой его души является стремление обрести свой внутренний облик, форму человечности. Благодаря воспитанию (в широком социальном смысле, т.е. в смысле социализации), в ходе которого, согласно И.Г. Гердеру, прообраз переходит в отображение, человек усваивает опыт предшествующих поколений, применяет и обогащает его. Немецкий мыслитель называл процесс образования человека "культурой", т.е. возделыванием почвы, или, обращаясь к образу света, просвещением. Для И.Г. Гердера образование и есть "возрастание к гуманности", потому что оно есть "культивирование человечности". Образование возможно лишь в обществе, в пространстве созданной людьми культуры, которой, по его мнению, присущи единый источник и универсальный общечеловеческий характер.
Для классика немецкой классической философии Г.Ф. Гегеляобразование – это способ осуществления человеком себя как духовного, разумного, свободного существа посредством подъема ко всеобщему, восхождению к культуре, выходу за пределы ограниченности собственной природной данности.
Вся жизнь человека оказывается его непрекращающимся становлением, образованием. По мнению А.В. Луначарского, основным стержнем разумного бытия каждого достойного жить человеческого существа и всей сознательной жизни человеческого общества и есть явление образования. Человек, утверждал он, живет исключительно для того, чтобы образовываться. И даром потерянными являются каждая минута жизни, каждый жизненный акт, которые не усиливают нашего духа, не расширяют русла нашей жизни[22].
Для образования значимы, во-первых, "органическое тело человека", которое от рождения не завершено, способно к бесконечному научению и осуществлению деятельностной активности; во-вторых, культура, осваивая, воспроизводя и преобразовывая которую, человек формирует свой образ; в-третьих, социально организованное пространство жизнедеятельности, в котором только и может возникнуть общественное образовательное отношение.
Реализуя себя, человек обретает тот образ, который задается социокультурным контекстом его жизни, тем контекстом, в котором и благодаря которому осуществляется само образование. Каждое конкретное общество, каждая конкретная культура несут в себе необходимые образы-образцы, обусловленные наличными социокультурными рамками. Именно к этим образам-образцам и устремляет образование становящегося человека, именно они, как правило, и определяют генезис его особенных личностных характеристик. С ними же оказывается связана возможность осуществления родовых качеств человека (общих характеристик) и его индивидуальности (единичных характеристик). Ибо именно исторически сложившийся тип культуры и общества стимулирует или тормозит проявление сущностного родового творческого созидательного начала в человеке, его свободное самостоятельное самоопределение.
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский
ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ (1996 г.)[23]
Понятие образования как вида социализации. Социализация, осуществляемая в общении и деятельности, может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования. Образование является ведущим и определяющим началом социализации, главным инструментом культурной преемственности поколений. Оно находится в динамическом взаимодействии с развивающимся человеком (учитывает возрастные возможности и ограничения) и процессами его стихийной социализации. Образование выступает одновременно и как фактор, и как средство социализации; оно влияет на предпочтения людей в выборе жизненно важных ценностей, на их самоопределение; организует и упорядочивает стихийную социализацию; все остальные факторы социализации под действием этих предпочтений то ослабляют, то усиливают свое воздействие на людей, на образ жизни, нравы и обычаи общества, его ценности и нормы.
Поэтому образование можно рассматривать как процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и/или интересах общества, которому он принадлежит.
Необходимость образования предопределена не только возможностью культурной преемственности поколений по механизмам биологического исследования, но также и принципиальной недостаточностью стихийного опыта. Обществу и самой личности необходимы такие ее особенности, которые сами по себе, стихийно, не формируются или формируются в недостаточной степени. Кроме того, необходимость образовательной деятельности общества объясняется диверсифицированностью квалифицированного труда в современном обществе, сложностью передаваемых и приобретаемых в процессе образования пластов культуры.
Возможность образования обусловлена обучаемостью и воспитуемостью человека, способностью приобретать, сохранять и перестраивать любой опыт. Развитие душевных сил человека благодаря образованию возможно лишь в ходе взаимодействия врожденных программ анатомо-физиологических изменений с культурно-историческим по своему происхождению и функционированию социумом. Образование возможно, только когда существует программа, стратегия и тактика, хронологический план и методы, материальная инфраструктура и квалифицированные управленческие и педагогические и педагогические кадры.
Обоснование и обеспечение эффективности образования является предметом комплекса специализированных наук или же их особых отраслей. Образование невозможно без обращения к педагогике, психологии, возрастной физиологии, дефектологии и другим гуманитарным и естественным наукам.
В качестве социальной практики и социального феномена образование возникло в глубокой древности. Каждая историческая эпоха характеризуется своими, присущими ей чертами и особенностями образования как "социальной акции", как системы образовательных мероприятий, отвечающих интересам общества и/или личности. Образование может способствовать или препятствовать общественному прогрессу. В первом случае оно обеспечивает человеку успех в социальной жизни, готовность ответить вызову времени. Во втором – может существенно замедлить темпы психического развития, дать извращенную картину мира, вызвать негативное отношение к науке и интеллектуальной деятельности, ухудшить физическое и психическое здоровье учащихся.
История концепций образования как теоретического обоснования его целей и плана, способа и видов деятельности насчитывает тысячи лет. Теории образования отвечают на вопросы: зачем учить? (цели обучающих), какое место образование занимает в жизни человека на ее разных возрастных этапах? (мотивация включенности индивида на разных ступенях образования), чему и сколько учить? (содержание образования), кого учить? (педагогические кадры), когда учить? (учет учебной последовательности и сензитивного возраста), как учить? (методы и средства образования; в западной литературе – "методология"), каким должны быть образовательные учреждения и как организуется их функционирование? (управление самообразованием), каковы ожидаемые и реальные результаты образования и как они относятся с целями? (критерии и оценка эффективности образования) и др. <…>
Функции образования как фактора социализации. Образование призвано помочь в приобретении личностью научных понятий в отличие от житейских, формирующихся спонтанно, способствовать соединению непосредственного бытия человека с культурой. Объективно образование представляет собой одну из высших ценностей для личности и общества, выступая в качестве предпосылки их существования и развития. Образование реализует долг общества перед личностью и долг личности перед обществом. Вне образования невозможна интеграция общества, его целостность и стабильность, гарантирование прав отдельной личности. Развитие производства, квалифицированных рабочих сил общества напрямую зависит от образования. <…>
Цели образования. Цели современного образования – предельно полно достижимое развитие тех способностей личности, которые нужны и ей и обществу; включение ее в социально ценную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами институциолизированных образовательных систем. <…>
В настоящее время преодолевается отношение к знаниям, умениям и навыкам как к целям образования. Будучи важнейшими его средствами, они обеспечивают достижение генеральной образовательной цели – полноценного развития личности. Знания, умения и навыки служат усвоению и применению в жизни усваиваемой культуры.
Образование должно вести человека от знания (понятия о том, чем является данный предмет или явление) к познанию (понятию об их сущности, природе, происхождении, их месте в системе мира, факторах, процессе и тенденциях их развития). Едва ли не самое важное в образовании – осознание способов познания, умение проверять само мышление, его пути, надежность его методов, умение отказываться ради истины от своих прежних, вечно недостаточных знаний, от предвзятости, субъективности. Образование способно развить в человеке необходимую для него и общества способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и очищению его, к постоянной самокорректировке.
Процессуальные аспекты образования. Процесс образования есть совместное движение обучающихся и обучаемых к целям, опосредованное культурным содержанием и методами его усвоения и совершаемое в социокультурной среде. В этом процессе постоянно возникает необходимость соотносить образовательное руководство растущим человеком с его активностью и самостоятельностью, в частности, тесно увязывая содержание усваиваемой культуры с наличным знанием учащихся о себе и об окружающем их мире; обеспечивать положительную мотивацию учащихся в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей.
Обучение и воспитание суть стороны единого процесса образования. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке благодаря усвоению объективных значений элементов культуры. Воспитание предполагает усвоение ценностей, что ведет к формированию личностного, субъективного смысла ("значения для меня") того, что усваивается в ходе образования. В то же время любое усвоение ценностей (от гигиенических привычек до высших нравственных ценностей) невозможно без обучения. Семиотическое и аксиологическое начала, таким образом, с необходимостью присутствуют во всех образовательных процессах.
Это единство воспитания и обучения подчеркивается этимологией термина "образование" и современным словоупотреблением в других языках. Русское слово "образование" восходит к немецкому Bildung – выявление и становление образа; приобретение правильных представлений о чем-либо; вхождение в курс дела; усвоение культуры; просвещение, обретение грамотности, хороших манер. В английском языке понятия образования, воспитания и педагогики обозначаются одним словом – education, во французском – образование и воспитание – èducation.
Движущая сила образовательного процесса – мотивированность учащихся, проявляющаяся в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. В процессе образования происходит постепенное соединение личного опыта растущего человека с социальным опытом, отраженным и закрепленным в образах искусства и в научных понятиях, постепенно расчленяющихся внутри себя, конкретизирующихся содержанием. Другой компонент этого процесса – рефлексия – необходим для преодоления личностью инертности сначала чувственного мышления, представлений, затем – суждений и, наконец, – самих методов познания, способов мышления.
Принципы структурирования образовательного процесса: интеграция в органическое и сбалансированное целое учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающая полноценное "проживание" детства, отрочества и значительной части юности; выстраивание психологически обоснованной последовательности усвоения культурного содержания и видов деятельности; соединение национального и общечеловеческого с региональным и этническим компонентом цивилизованности; обеспечение условиями (временем, культурным материалом и руководством) развития различных структур способностей в их связи и взаимозависимости у индивидов и групп, а также для успешного самоопределения молодежи в мире труда, непрерывного образования, межличностных и общественных отношений.
Динамика образовательного процесса требует постоянного учета обратных связей. Логика его организации диктуется учебной последовательностью, которая имеет два плана: диахронический – возрастную последовательность в освоении различных пластов культуры и синхронический – сочетаемость и взаимодополнительность компонентов этой культуры. Опираясь на сензитивные периоды онтогенеза, образование нацеливается на современное усвоение того, без чего затруднительно последующее развитие, например языковых навыков. Одновременно учитывается зависимость последующих восприятий от содержания и объема предшествующих. Чем раньше и качественнее усваиваются растущим человеком образцы высокой культуры, тем менее он восприимчив к культурным суррогатам. По той же причине важно самое раннее по времени его столкновение с высокими образцами вкуса.
Отвечая различной возрастной структуре потребностей и способностей, образование движется от преимущественно переживаемого детьми познания окружающей их среды к рефлективно и активно осваиваемой "вселенной". Сказанное предполагает акцентирование в учебно-воспитательном плане концентрического принципа его построения в разумном сочетании с линейным. С позиций учащихся образовательный процесс предстает в качестве приобретаемого под влиянием школы опыта: понимания, эмоциональной и аналитической оценки доступной части мира, посильной самостоятельной деятельности и общения. Это предполагает единство информирования растущего человека с его деятельностью, т.е. единство ориентирующего в мире и культуре компонента с творчески-деятельностным.
Отбор образовательного материала проводится по критерию полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуально-познавательной, эмоционально – ценностной, волевой и физической сторон личности, и культурного содержания, необходимого для выполнения главных видов деятельности на различных уровнях ее сложности. С этой точки зрения процесс образования есть усложняющееся действие растущего человека в специально организованной среде, апеллирующей к его активности, поощряющей ее, насыщающей ее новым, все более трудным, посильным, увлекательным культурным материалом.
Образовательная среда есть постоянно расширяющаяся сфера жизнедеятельности растущего человека, включающая в себя все большее богатство опосредованных культурой его связей с окружающим миром, учащая извлекать познания из собственной деятельности, из наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях (осуществлять перенос, занимающий огромное место в образовательном процессе и в практической жизни).
Содержательные аспекты образования. Подлежащее усвоению учащимися содержание образования предстает как определяющая (наряду с его методами) развитие способностей личности часть социально-культурного опыта, отобранная в соответствии с образовательными целями и процессуальными аспектами образования. Культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе образования, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности. <…>
Все содержательные аспекты образования, интенсивно развивающие способности, интегрируются в учебно-воспитательном плане, который соединяет в единое целое теоретическую и опытную, совместную с преподавателями и самостоятельную, аудиторную и внеаудиторную, обязательную и дополнительную, познавательную и производственную работу, обеспечивающую единство учения и воспитания, обучения и самообразования.
Учебно-воспитательный план, обеспеченный соответствующим культурным его содержанием, включает в себя следующие виды деятельности: образно-эстетическую, художественную; ценностно-ориентационную, деятельность самоопределения; познавательно-понятийную, интеллектуальную, конструктивно-практическую и коммуникативную. Современный учебно-воспитательный план отличается: вычленением инварианта общего образования; акцентированием изучения окружающей действительности и применения усваиваемой культуры к решению проблем жизни; четким вычленением усваиваемых видов деятельности и типов развиваемых способностей вкупе с их культурным наполнением; соединением ориентирующих в культуре и обобщающих компонентов с углубляющими, конкретизирующими и тренирующими специальные способности компонентами. Общее и специальное образование взаимно предполагают друг друга.
Содержание общего образования определяется особой, так называемой общей культурой, вызывающей к жизни и укрепляющей общие способности в их единстве – универсальные способы деятельности, генеральную человеческую способность – трудоспособность, а также способности к постоянному совершенствованию. Ядро общей культуры – культура умственного, духовного и практико-ориентированного труда. <…>
В своем специальном образовании человек проходит через уровни ученичества, механической, как бы ремесленной квалифицированности и только потом достигает уровня мастерства, творчества. Этого высшего уровня специального образования невозможно достичь без общего образования, но, чтобы стать целостной личностью, необходимо достаточно полно развить и специальные способности.
Методы образования. Содержательная сторона образования неотрывна от метода (способа) обучения. Так, при содержании образования, очерченном выше, акцент в методах обучения переносится с запоминанием информации на переживание и изучение действительности, на применение присваиваемой культуры к решению личных проблем растущего человека и текущих задач окружающей его и личной жизни.
Поскольку важнейший компонент образования – перенос приобретаемых способов и видов деятельности (нравственной, умственной, социальной, материальной, практической) во все новые ситуации, предполагающие согласование, переплетение, новые качества и сочетания деятельностей, постольку ценнейшим методом образования становятся упражнения в переносе знаний о способах деятельности в новые, нетиповые ситуации.
Генеральный метод образования – постепенно убывающая помощь (например, система постепенно убывающих подсказок о способах действий) учащимся в овладении способами (способностями) самостоятельного действия.
Большое значение имеет метод проектов, предполагающий разделение и упорядочение труда, самоуправление и самодисциплину, межгрупповое соревнование в качестве и эффективности общеполезного дела, ответственность каждого за общий успех и ответственность всех за успех каждого.
Эффективность и результаты образования.Эффективность образования определяется его результатами в сопоставлении их с целями и средствами достижения; его вкладом в создание материальных и духовных ценностей, в обучение новых поколений искусству правильно жить не только в будущем, но и в сегодняшней действительности. Сопоставление целей с результатами образования способствует ответу на вопросы: необходимы ли, достаточны ли существующие формы, методы и содержание образования с точки зрения затраченных усилий?
Результаты достижения целей образования называются образованностью, уровни которой характеризуют и индивида, и общество, и проявляется как в содержании сознания, так и в характере поведения.
Критерии образованности – ясность и четкость понятий, которыми оперирует человек; определенность и конкретность мышления; умение обнаружить нерешенные проблемы, ставить вопросы и выдвигать гипотезы; осознание связей между предметами и явлениями, действительных тенденций в развитии процессов; способность предвидеть развитие событий на основе тщательного анализа наличных тенденций; количество и качество процесса и продуктов труда.
Д. Дьюи
ДЕМОКРАТИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ (1916 г.)[24]
Сама природа жизни состоит в том, чтобы стремиться к продолжению существования. Поскольку достичь этой цели можно лишь благодаря непрерывному обновлению, жизнь есть процесс самообновления. Роль образования в социальной жизни аналогична роли питания и воспроизводства для физиологического существования. Образование состоит прежде всего в передаче опыта посредством общения. Общение – процесс соучастия в опыте, превращающий его в общее достояние. Общий опыт изменяет установки всех участников.
…Образование – процесс воспитания, обучения, развития. Все эти слова направляют внимание на условия роста. <…> Когда нас интересует результат этого процесса, мы говорим об образовании как приведении подрастающих членов общества в соответствии с принятыми в нем нормами. <…>
Самые глубокие и личностные образовательные влияния протекают без участия сознания в процессе постепенного включения юных членов сообщества в деятельность тех или иных групп, к которым они принадлежат. Однако по мере того как общество становится все более сложным, возникает необходимость создавать особую социальную среду, которая специально предназначена для развития молодежи. <…>
Естественные побуждения молодых людей поначалу не согласуется с обычаями группы, в которой им довелось родиться. Следовательно, юношеством необходимо управлять. Управление – отнюдь не то же самое, что физическое принуждение. Оно состоит в фокусировании действующих в каждый данный момент побуждений на конкретной цели и в упорядочении последовательности действий. <…> Добиться внутреннего управления посредством приобщения человека к интересам и представлениям сообщества и есть цель образования. <…>
Когда говорят, что образование – это развитие, все зависит от того, что понимают под словом "развитие". Наш окончательный вывод состоит в том, что жизнь есть развитие, а развитие, рост есть жизнь. На языке педагогики это означает, во-первых, что образовательный процесс не имеет цели вне себя, он и есть своя собственная цель, и, во-вторых, что образование есть процесс непрестанной реорганизации, перестройки, преобразования. <…>
Способность роста зависит от пластичности и потребности в других. Оба условия в наивысшей степени присутствуют в детстве и юности. Пластичность или способность учиться на опыте обеспечивает формирование привычек. Привычки позволяют управлять средой, использовать ее для целей человека. Навыки принимают как форму привыкания – общего устойчивого равновесия жизнедеятельности с окружением, – так и активной способности реорганизовывать деятельность для создания новых условий. Первые обеспечивают фон, дают основания для роста, вторые составляют сам рост. <…>
Одни понимают образование как раскрытие прирожденных способностей, идущее изнутри, другие – как формирование личности извне с помощью изучения материальных объектов природы или культурных артефактов прошлого, но можно в основу концепции положить идею развития личности и утверждать, что образование есть постоянная реорганизация и перестройка опыта. Оно всегда имеет перед собой эту непосредственную цель и в той мере, в какой та или иная деятельность способствует образованию, она трансформирует структуру опыта. Образование в детстве, юности и взрослой жизни протекает одинаково в том смысле, что ценность опыта на любом этапе определяется тем, что в самом деле усвоено, и этой точки зрения главное в жизни – это наполнить каждое ее мгновение собственным пониманием его смысла. Таким образом, мы можем определить образование как перестройку или реорганизацию опыта, которая расширяет его смысл и увеличивает способно