Педагогический процесс: понятие, функции, структура, основные характеристики. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса

Приоритет в разработке понятия «педагогический процесс» принадлежит П.Ф. Каптереву. В свое время он пришел к выводу: «“Обучение”, “образование”, “приучение”, “воспитание”, “наставление”, “увещание”, “взыскания” и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса”. В дальнейшем развивали представления о целостном педагогическом процессе С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко и другие. Рассмотрим педагогическую систему в динамике, то есть педагогический процесс. Процесс – 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-то результата. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции: 1) обучающую; 2) воспитательную; 3) развивающую; 4) социальной адаптации. Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия:

1)между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития; 2)между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием; 3)между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности; 4)между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями;

5)между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и другие. В структуру педагогического процесса входят компоненты, порождаемые самой деятельностью субъектов педагогического процесса: цель, методы, формы и результаты педагогического процесса. Компоненты с программы!!!!! Основные характеристики пед. процесса: 1. Целенаправленность;2.двусторонность; 3.целостность. Пед. взаимодействие — это согласованная деятельность субъектов пед. процесса по достижению совместных целей (результатов) образования, по решению конкретных пед. задач. Виды пед. взаимодействий: педагогические;взаимные;предметные;отношения к самому себе. Закономерности педагогического процесса- это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса. Выделяют:1. Закономерность динамики педагогического процесса. Пед. процесс имеет постепенный, "ступенчатый" характер; 2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе; 3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом; 4. Закономерность стимулирования; 5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе; 6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности; 7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Из этих и других закономерностей вытекают принципы пед. процесса отражают основные требования к организации пед. деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. С принципами пед. процесса тесно связаны пед. правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа.

12. Цели образования, их социальная обусловленность. Технология целеполагания в деятельности педагога

Образование как целостный педагогический процесс имеет целенаправленный характер. Цель образования определяет содержание, методы, формы, средства, результаты педагогического взаимодействия. Цели образования зависят также от характера политического и правого устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития гуманитарных наук, педагогической теории и практики, педагогической культуры общества в целом и других факторов. В разные исторические эпохи были, например, такие социальные идеалы (эталоны): спартанский воин, добродетельный христианин, общественник-коллективист, энергичный предприниматель и другие.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающихся. Эта заданная обществом цель предполагает развитие следующих задач (по концепции о воспитании):

- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии,

- подготовка к самост жизни и труду.

- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры,

- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни,

-формирование культуры семейных отношений,

Создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Целеполагание – неотъемлемая часть проф дея-ти педагога, в кот педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитании.

Этапы целеполагания: анализ (исследование) воспитательной ситуации; диагностика актуального уровня воспитанности; прогнозирование желаемого результата; планирование деятельности по достижению цели (получению результата).

Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в законе РБ «Об образовании», в конце непрерывного воспитания детей и учащейся моодежи и других директивных документах в области образования. Например, в соотв с законом об образовании целью общего среднего образования явл обеспечение духовного и физ становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в общ-ве, воспитание гражданина РБ, овладение им основами наук, гос языками РБ, навыками умственного и физ труда,культуры поведения, эстетического вкуса, здорового образа жизни.


Содержание образования: понятие, структура, компетентностный подход к его проектированию. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования, учебные издания.

Содержание образования- это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно эстетических идей, к-ми нужно овладеть учащимся в процесс обучения. В истории педагогики выдвигались теории формального, материального, утилитарного образования. Содержание образования исследовали многие ученые (М.Н. Скаткин, В.С. Леднев, Ю.К Бабанский, И.Я. Лернер, В.В. Краевский и другие). При этом они исходили из того, что основная функция образования – это передача всевозможных элементов культуры, социального опыта, накопленного человечеством. В последнее десятилетие в РБ наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к формированию с. о., прежде всего в высшей школе.Компетентностный подход предполагает реализацию в содержании образования практико-ориентированного характера профессиональной подготовки студентов, усиление роли их самостоятельной работы по разрешению задач профессионального характера. Существует ещё один подход к разработке содержания образования – культурологический. В соответствии с вышеизложенной концепцией И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина структура содержания образования: 1.Система научных знаний (о природе , обществе, мышлении , технике, способах деятельности).(формирует в сознании учащихся естественнонаучной картины мира , вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.); 2.Опыт осуществления способов деятельности , известных обществу.(система умений и навыков.); 3.опыт творческой и поисковой деятельности; 4.опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру. Источниками с.о. явл. культура общества и ее компоненты: наука, материальное производство, духовные ценности, виды и способы деятельности, существующие в обществе, средства, организационные формы обучения и др. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Факторами, влияющими на объем и характер отбираемого содержания образования, выступают: а) потребности и цели общества; б) закономерности учебной деятельности; в) интеллектуальные и личностные возможности самих учащихся; г) возможности и особенности педагога. Критерии отбора содержания образования: 1) Целостное отражение в содержании образования задач формирования базовой культуры личности; 2) Высокая научная и практическая значимость содержания изучаемого материала; 3) Соответствие сложности содержания реальным возможностям учащихся определенного возраста; 4) Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета. Тенденции совершенствования с.о. в программе!!!Государство определяет стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях образования. Это дает возможность осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, диагностировать результаты образования, обеспечивать единый уровень общего образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений. В учебном плане общеобразовательной школы, содержатся следующие данные: полный перечень учебных предметов по годам обучения; количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет, в неделю, за учебный год и за все годы обучения; периоды производственной практики; продолжительность учебных четвертей и каникул. Типовые учебные планы в РБ утверждает Министерство образования. На их основе ежегодно Министерством образования утверждаются учебные планы на текущий учебный год для всех типов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования независимо от формы собственности. Учебный план содержит базовый (инвариантный) и школьный (вариативный) компонент. Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. Обычно учебная программа состоит из объяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Содержание учебной программы более подробно раскрывается в учебниках и других учебных пособиях. Учебник выполняет ряд функций: информационная; мотивационная; трансформационная; систематизирующая; интегрирующая; координирующая; воспитательно-развивающая и обучающая. Учебное пособие служит вспомогательным средством обучения, в котором учебный материал представлен расширенно и более детализировано. Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые, вспомогательные компоненты (вопросы, упражнения, задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, иллюстративный материал и подписи к нему, предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели и другие). Учебно-методический комплекс по предмету включает учебную программу, учебники и учебные пособия, а также методические пособия для учителя, электронные ресурсы, видео-, аудиои другие средства обучения.


Наши рекомендации