Воспитательная система школы: её сущность, структура и этапы развития. Ведущие современные воспитательные системы

Современная школа рассматривается в педагогике как сложная педагогическая система, важнейшими составляющими которой выступают процессы воспитания и обучения.

Воспитательная система — сложное социальное психолого-педагогическое, саморегулирующееся и управляемое образование, охватывающее весь педагогический процесс, интегрирующее учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение».

Воспитательная система — это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

В структуре воспитательной системы школы (учреждения образования, детского объединения или организации) выделяют следующие компоненты:

1) теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, совокупность педагогических идей, теорий, положительный педагогический опыт), для реализации которой создается воспитательная система;

2) содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т. п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т. д. , способствующая реализации целей и теоретических идей системы;

3) субъекты деятельности как ее участники и организаторы;

4) развитые формы общения и гуманистические отношения;

5) управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ее развитие;

6) внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами. На основе анализа процесса развития конкретных воспитательных систем исследователи (В. А. Караковский, А. М. Сидоркин) выделили этапы, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития. Первый этап — становление воспитательной системы. Осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется структура воспитательной системы, устанавливаются связи между компонентами.

Главная цель первого этапа — формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления. В этот период преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск (формулируется цель воспитательной системы, определяются технологии и т. п.), зарождаются традиции, коллективные ценности, правила жизни, формируются стили общения.

Второй этап — отработка системы. Происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются избранные школой системообразующие виды деятельности, укрепляются традиции, отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитания, педагогические технологии.

Третий этап — окончательное оформление системы. Школьный коллектив — содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. Усиливается внимание коллектива к каждой личности. Идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности.

Четвертый этап — обновление, перестройка системы. Этот этап может быть связан с кризисным периодом в развитии системы (вызывается, например, усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании деятельности, дефицитом новизны, творчества и т. п.).

Важным аспектом проблемы воспитательных систем является идея создания единого воспитательного пространства, то есть целенаправленного освоения школой окружающей среды. Это делает школу «открытой» воспитательной системой. Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова и др. условно разделили критерии эффективности воспитательной системы на две группы: критерии факта и критерии качества.

Критерии факта включают следующие основные показатели:

1) упорядоченность жизнедеятельности школы;

2) наличие сложившегося единого школьного коллектива;

3) интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела и т. п.).

Критерии качества представлены показателями:

а) степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы;

б) общий психологический климат школы, стиль общения и отношений в ней, самочувствие ребенка и учителя, их социальная защищенность и комфорт;

в) профессионализм и педагогическая культура учителя;

г) уровень воспитанности и ценностные ориентации учащихся, прежде всего выпускников.

Главная тенденция развития школы — это преобразование её из школы обучающей в школу воспитывающую.

1) Целью, а также субъектом и критерием эффективности такой воспитательной системы школы является образованная, творческая, социально ответственная личность.

2) Ядром воспитательной системы является школьный коллектив как единство первичных коллективов детей и взрослых.

3) Создание и развитие воспитательной системы предполагает реализацию идеи интеграции педагогических взаимодействий.

4) Школьная воспитательная система как процесс управляемый включает педагогическое руководство, самоуправление, саморегуляцию.

3Функции воспитательной системы

В научной педагогической литературе выделяют следующие функции современной воспитательной системы общеобразовательной школы: интегрирующая, регулирующая и развивающая.

• Интегрирующая функция предполагает сочетание в одно целое различных по содержанию и характеру воспитательных воздействий, которые подчинены обще определенной цели воспитания.

• Регулирующая функция направлена на приведение педагогических процессов, определение степени важности, неотложности, на управление ими и коррекцию.

• Развивающая функция обеспечивает динамику системы, которая характеризуется, с одной стороны, оптимизацией ее функционирования, а с другой - ее обновлением, совершенствованием.

Образовательная, направленная на формирование у детей целостно – обоснованной картины мира.

Воспитательная, содействующая нравственному становлению личности ученика.

Защитная, предполагающая создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, общение.

Компенсирующая, предполагающая создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности как познание, игра, общение.


Деятельность воспитательной системы включает постановку целей, проектирование нового состояния системы воспитания и этапов достижения, корректировка образовательно-воспитательных процессов, объективный анализ их хода и результатов, выдвижение новых перспектив.

Как показывает педагогическая практика последних лет, с изменениями, произошедшими в образовании и воспитании, школьные воспитательные системы начали выполнять еще некоторые новые функции - функции защиты, коррекции и компенсации, реабилитации.
Школа выступает фактором защиты, безопасности подрастающего поколения. В этом и проявляется ее защитная функция. Школа также корректирует разностороннее влияние внешней среды своими ценностями, ориентирами, правилами жизни, воспитательными традициями.

4 включен во второй пунк.

5 Воспитательная система школы-комплекса

Школа-комплекс - относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и многих других - это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях.

Стратегическое направление решения педагогических проблем в школе-комплексе связано с усиленным вниманием не только к содержательной, психолого-педагогической стороне, но и к организационной. В этих условиях реализуется главное преимущество школы-комплекса - ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

Школа-комплекс - одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения, получившая наибольшее развитиев Белгородской области. В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы.

Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.

Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.

Воспитательная система школ глобального образования

Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию. Отвечая насущным нуждам человечества на данном этапе развития, они рассматривают мир как единое целое, как огромную глобальную общину, существующую в виде системы взаимосвязей и взаимозависимостей, где благополучие каждого зависит от благополучия всех.

По мнению Роберта Хенви, суть глобального образования - это совокупность следующих измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросскультурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом. Этот подход представляет собой единство двух аспектов: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение - это способность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность - способность к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию умений общаться с людьми.

Достичь этого практически невозможно без специальных учебной программы и учебных планов. Приоритеты учебных планов для начальной и средней школ, по У. Клипу, должны быть совершенно различными, но при этом обязательно дополнять друг друга. В начальной школе (в США и многих странах Запада время обучения составляет 6 лет) приоритет отдается развитию концептуальных основ, а также базисным навыкам и умениям. К последним относят умения получать и перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной жизни и т.п.

Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени.

Каждый предмет помимо его практической ценности нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста. Таким образом, можно говорить о глубинном проникновении воспитательной структуры в подструктуру дидактическую и о наполненности последней новым содержанием.

Воспитательная система "справедливое сообщество"

Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития.Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков. Кроме того, здесь нашла отражение теория Жана Пиаже о стадиях умственного развития, о единстве умственного и морального развития в процессе целостного формирования личности.

"Справедливые сообщества" - небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.

Идеи "справедливых сообществ" нашли отражение не только в практике американских школ и университетов, но также в разного рода исправительных учреждениях.

В начале 1980-х гг. сам Л. Кольберг провел сравнительное исследование нравственного развития детей в нескольких школах Нью-Йорка, одни из которых занимались нравственным просвещением, организацией дискуссий на моральные темы, другие работали по программе создания "справедливых сообществ", а третьи - традиционно. В итоге оказалось, что участие в решении моральных дилемм действительно несколько повысило уровень нравственного развития учащихся. Но значительно больших результатов педагоги достигли в атмосфере "справедливого сообщества". Именно здесь нравственное развитие детей ускорялось и принимало нужную направленность. Суждения, высказываемые школьниками в условиях "справедливого сообщества", демонстрировали их большую моральную зрелость по сравнению с ребятами из контрольных классов. Оценивались также и учебные успехи - в области математики, чтения и письма. И здесь учащиеся из "справедливого сообщества" оказались на более высоком уровне.

Воспитательная система общей заботы

Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности,творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.

Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело - ее главный методический инструмент, который складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.

Одной из наиболее важных характеристик воспитательной системы, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление. Здесь главное - не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Каждый коллектив конкретной школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть временные, есть и такие, которые создаются для подготовки и проведения только одного дела. При этом их состав постоянно обновляется, а сами органы самоуправления достаточно гибки и подвижны.

Самоуправленческая деятельность может осуществляться в таких видах, как участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива; участие в работе педсовета; работа в постоянных и временных органах самоуправления; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; дежурство по школе, классу, спецпосту; деятельность советов классов; деятельность дежурных командиров; участие в работе лагерных сборов и др.

В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приемы обучения и воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, "Робинзонада", КВН и т.д. Это позволяет ученикам реализовать различные способности. Важнейшим условием воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота) и духовных (товарищеское уважение и товарищеская требовательность).

Воспитательная система школы диалога культур

  Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов. В этой системе находят свое воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге ("любаякультура - это живой процесс общительной связи"), идея Л.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур. Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В. С. Библером: • переход от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры". Не готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования должен обладать выпускник школы диалога культур. От молодого человека в современной культуре требуются знания о путях изменения знаний, умение изменять и обновлятьумения, навыки изменения и переформирования навыков; • школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе - это не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., это и суть самой мысли. В школе диалога культур углубленное понимание диалогизма мышления развернуто через идею диалога культур; • процесс обучения в школе диалога культур строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения в школе диалога культур. Истинное мышление начинается не там, где человек опирается на наличное бытие, а там, где он ставит вопросы: почему возможно это бытие? почему возможны число, слово, осознание своего Я? • основное содержание школьного курса - это освоение тех "точек превращения", в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга. Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей роли школы и образования в целом. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре - не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Учащиеся должны не заучивать истины, а заниматься поиском, исследованием. В диалоге с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое Я, усваивая современную культуру как отражение предыдущих культур.

6. Оценка эффективности воспитательной системы школы

Переход школы от казенного "учреждения" в состояние воспитательной системы, движение воспитательной системы от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит под руководством педагогов весь школьный коллектив. Успешность этой работы зависит прежде всего от характера управленческой деятельности, включающей в себя изучение и оценку эффективности воспитательной системы школы.

Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из следующих элементов: выявление ведущей идеи, формулировка основных целей и задач, разработка на их основе теоретической концепции, конкретизация составляющих системы и механизмов их взаимодействия, определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых подструктур, проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике, продуктивное освоение среды.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы Л. К. Гребенкина предложила использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:

• упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

• наличие сложившегося единого школьного коллектива;

• интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

Критерии качества складываются из таких показателей, как:

• степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

• общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

• уровень воспитанности учащихся.

Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы.

7. Школа В.А. Караковского.

Рассмотрим две авторские школы, которые являются воспитательными системами.

Школа В. А. Караковского- это целостная концепция под названием «Мы – школа», в основе которой лежит творчество и взаимодействие с наукой.

В данной системе выделяют следующие обще человеческие ценности школы:

· человек,

· отечество,

· знания,

· мир,

· семья,

· труд,

· культура,

· земля.

Основная деятельность школы Караковского – это коммунарская методика, которая осуществляется через систему коллективно-творческого дела.

Постоянная интеграция педагогических воздействий, высокий уровень неформальных межличностных отношений (от всех к каждому), гуманные отношения - это основа воспитания личности.

Большую роль здесь играют:

· ситуация выбора,

· достаточная степень свободы,

· многовариативность различных видов деятельности,

В методах воспитания школы Караковского преобладает опосредованные подходы:

1. Диалог.

2. групповая дискуссия,

3. метод педагогической ситуации,

4. создание условий для самореализации личности.

В данной школе выделяют новые ключевые дела:

· экономическая игра,

· свободная трибуна,

· интеллектуальный марафон,

· введение новых информационных технологий.

ВЫВОД: у школы тесные связи с малым социумом, а так же крепнут международные связи, т.к она участвует в международных программах, идёт процесс формирования культуры школы.

Школа Е.А. Ямбурга.

Адаптивная школа – школа, где должно быть место каждому вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Т.е это когда школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот.

При сохранении классно-урочной системы учебно-воспитательный процесс организуется в зависимости от:

· способностей детей,

· уровня их интеллекта,

· развития и подготовленности.

В школе обучаются дети всех возрастов и разных способностей, начиная с детского сада и до лицейских классов:

· физико-математических,

· гуманитарных,

· медицинских.

Цели данной воспитательной системы:

1. Формировать положительную «Я-концепцию» учащихся.

2. Создавать системы адаптированной педагогики.

3. Создавать системы разноуровневого, дифференцированного обучения.

Т.о. обеспечивается индивидуальность обучения, личностно-ориентированный подход к детям, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадоптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы.

Адаптированная школа – оказывает взаимодействие и взаимопомощь сильным и слабым и осуществляет компенсацию отставания слабым учащимся.

Если ребёнок нуждается в помощи, то вокруг него создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются все недостатки школьного образования, компенсируется семейное воспитание, повышается работоспособность школьника, а так же охраняется и укрепляется физическое здоровье детей.

К компенсирующим средствам реабилитирующего пространства относится:

1. Педагогическая любовь к ребёнку.

2. Понимание детских трудностей и проблем.

3. Принятие ребёнка таким, какой он есть.

4. Сострадание, сочувствие и необходимая помощь детям.

5. Обучение элементарной саморегуляции.

В этой авторской школе выделяют виды индивидуальной помощи:

1. Опоры различного типа (плакаты, конспекты, таблицы, схемы).

2. Алгоритмы решения задач или выполнения заданий.

3. Разделение сложных задач на составляющие.

4. Предупреждение о возможной ошибке.

В процессе воспитания и обучения школьников реализуется ГОСТ, используются как традиционные так и не традиционные программы.

Данный центр образования можно с полным правом назвать воспитательной системой, т.к присутствуют все компоненты при тесной их взаимосвязи и взаимодействии.

Это способствует рассмотрению видов педагогической поддержки в усвоении знаний:

· Обучение без принуждения,

· Урок, как система реабилитации,

· Взаимообучение,

· Оптимальный темп с позиции полного усвоения,

· Одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала.

Концепция – это система взглядов отдельного учёного или группы исследователей на воспитательный процесс (любой другой процесс).

Его сущность, цель, принципы, содержание, способы организации, критерии и показатели его эффективности.

Концепция – система взглядов что-либо, основная идея, ведущий замысел и руководящая идея.

Наши рекомендации