Дети школьного возраста: от шести до одиннадцати лет
Между шестью и одиннадцатью годами ваш ребенок уже способен классифицировать предметы и события. Он использует также язык, чтобы выразить эту классификацию. Это позволяет ему лучше осознавать себя во взаимоотношениях с другими людьми. Дети школьного возраста сравнивают и соперничают. Они усиленно тянутся к своим ровесникам и формируют взаимоотношения, основанные на осознанном сходстве. Мальчики играют в основном с мальчиками, а девочки — с девочками. Подобным же образом мальчики подражают папам, а девочки — мамам. Дети укрепляют свои роли по половым различиям. Они стремятся соответствовать общепринятым нормам: мальчики учатся подавлять страх, а девочки справляться с агрессивностью. Дети школьного возраста начинают понимать, что у них больше общего с другими детьми, чем со взрослыми, и, соответственно, возрастает ценность дружбы.
Дети школьного возраста постепенно начинают логически мыслить. Один первоклассник сказал своему пастору, что на Пасху Иисус приходит поискать свою тень. Дети семи и восьми лет часто выражают жалобы словами: «Это несправедливо». Имея более сильные языковые и познавательные навыки, они способны спорить, анализировать правила и расценивать ситуации как несправедливые. Проводя сравнения, они спрашивают: «Почему Сара может не спать до десяти, а я должен ложиться в девять?» Они ищут причины и протестуют, пока не расстроятся. Часто родители, утратившие над собой контроль, заканчивают дебаты такой фразой: «Потому что я так сказала».
Когда дети начинают лучше оценивать собственные действия (приблизительно в семь лет), у них проявляется гораздо большее стремление овладеть новыми навыками. Кроме того, они становятся очень самокритичными. Повторяющиеся неудачи могут вызвать довольно серьезные проблемы, касающиеся чувства самоуважения, и это может побудить детей избегать риска. В то время как четырехлетний ребенок будет упорно продолжать что-то делать, дети школьного возраста часто пугаются неудач. Например, они говорят: «Я не хочу заниматься спортом. Все спортсмены тупые» или тщательно скрывают область потенциальной неудачи.
Дети школьного возраста больше осознают себя и других. Они изучают других людей и накапливают о них информацию. Они особенно восприимчивы ко всему, что касается известных спортсменов или певцов и музыкантов, которыми восхищаются и которым подражают. Они мастерски копируют своих родственников.
У ребенка школьного возраста есть огромный список задач, связанных с его развитием, которые он должен выполнить. Самая большая — обучение навыкам, которые, по его мнению, понадобятся ему в дальнейшей жизни. Для одних детей такими навыками являются чтение, письмо и математика; для остальных — научиться манипулировать другими людьми, управлять ими, воровать или драться. Ребенок школьного возраста должен учиться на собственных ошибках и решить для себя, что он может. Он должен научиться слушать, чтобы накапливать информацию, и мыслить логически. Он должен узнать о правилах и последствиях в случае их нарушения. Он должен проверять собственные идеи и ценности и убедиться, что может не соглашаться с другими и все равно быть любимым. Дети школьного возраста растут, имея способность вступать в дружеское взаимодействие и в то же время противопоставлять свои способности способностям других людей. Они осваивают понятие ответственности и укрепляют внутренние механизмы контроля.
Каждая из этих многочисленных задач реализуется методом проб и ошибок. Чтобы научиться слушать, дети должны узнать, каковы последствия нежелания слушать. Чтобы учиться на ошибках, они должны их совершать. Для того чтобы развить навык дружеского взаимодействия, им необходимо иногда оказывать сопротивление. Эти навыки постепенно совершенствуются в возрасте от шести до двенадцати лет. Некоторые люди, даже достигая зрелого возраста, все еще работают над этими задачами. К таким людям я причисляю и себя!
«Точки раздражения» удетей школьного возраста
♦ Сопротивляются вашим указаниям. Шестилетние дети будут постоянно сопротивляться дружескому взаимодействию. Они, как совсем маленькие, могут закатывать истерики или дерзить. И вы слышите от них возмущенное «Почему я должен?» или «А вот не заставишь». В семь лет энергия детей обычно направлена вовнутрь. Они бывают угрюмыми и отстраненными и подолгу «дуются». Когда им велят что-то сделать, они часто сопротивляются: «А почему я должен это делать?» или «Это несправедливо». Тем не менее, если вы твердым голосом напоминаете ребенку, что он должен это сделать, он выполнит задание. На восьмом году жизни дети обычно повинуются. Ребенок делает то, что ему говорят, а потом уходит в сторону, бормоча какие-то спасительные доводы, которые вы не можете разобрать. Девяти-, десятилетние дети имеют тенденцию уклоняться, жаловаться и оправдываться. Эти оправдания — среди которых некоторые правдоподобны — часто носят физический характер. («Я не могу играть на пианино, потому что у меня болит голова».) Наша задача — рассмотреть за всем этим желание ребенка установить самоконтроль. Не расстраивайтесь. Используйте силу принятия (этот момент таков, каков он есть). Используйте силу внимания и продолжайте напоминать малышу о том, что нужно сделать.
♦ Перебранка с братьями, сестрами или друзьями. В шестилетнем возрасте дети начинают исследовать глубину и ценность дружбы. Школьники младшего возраста имеют тенденцию критиковать своих друзей. «Ты сплетница»; «Я больше с тобой не дружу», — заявляют они. Дети регулярно прибегают к разным обидным прозвищам и драке. В семь лет они любят удаляться в свою комнату и уходить от борьбы, вместо того чтобы «оставить поле битвы за собой», как это делают дети младшего возраста. Семилетние дети озабочены собой и тем, как с ними обращаются другие. Они нуждаются в дополнительном ободрении родителей. Когда в семье есть дети, близкие по возрасту, тогда по мере усиления потребности в родительском внимании возрастает чувство соперничества и случаются потасовки. Если перебранка между детьми нарастает, воспринимайте это как сигнал о необходимости посвятить каждому ребенку по отдельности дополнительное время. К восьми годам дети способны поддерживать обоюдные добрые отношения. На этом этапе развития наблюдаются повышенные требования и драки. В этом возрасте дома происходит гораздо .меньше ссор, дети хотят дружеских взаимоотношений. К девяти годам старшие друзья становятся для них более важны, чем братья и сестры.
В девять лет дети становятся более спокойными и рассудительными, чем в восемь. К десяти годам они начинают обожать своих друзей, а также и своих мам. Возможно, вы думаете, что они более миролюбиво относятся к своим братьям и сестрам, но это не всегда так. Обычно, чем больше ребенок «влюблен» в родителей, тем больше выражен у него дух соперничества с братьями и сестрами. В смешанных семьях, где есть сводные братья и сестры, эти проблемы еще больше обостряются, пока дети не установят прочных, здоровых взаимоотношений друг с другом. Этот процесс может занять по меньшей мере два или три года.
♦ Нуждается в бесконечных напоминаниях. По мере того как дети подрастают, родители часто приходят к мысли, что детям пора узнать, как управлять собой. В действительности же они это «знают», но их энергия сосредоточена на чем-то другом, что не является приоритетом для родителей. Вы когда-нибудь были настолько заняты, что забывали поесть или почистить зубы? Вы когда-нибудь были так погружены в работу, что вам нелегко было сосредоточиться на своих детях? Перечитайте список задач, связанных с процессом развития детей школьного возраста, и увидите, как много им нужно сделать. Стремление научиться читать, писать и установить дружеские отношения требует так много энергии, что необходимость почистить зубы может показаться им чем-то несущественным. Семилетний малыш попросту теряется в собственном мире и забывает о своих повседневных обязанностях. Если вы не напомните сыну, что нужно умыться, он, возможно, так и не умоется. Если вы не напомните дочке, что нужно сказать «извини» или «спасибо», то эти слова, скорее всего, сказаны не будут. Семилетний ребенок обычно бывает уступчив и подчиняется вашим напоминаниям. И, слава богу, он уже избавляется от истерик и отказов, характерных для более ранних лет.
Восьмилетние дети обычно охотно берутся за дело, но им нужна некоторая свобода для тою, чтобы завершить задание. Они легко устают, потому что работают, играют и едят поспешно. Они нуждаются в вашем одобрении, напоминаниях и помощи при окончании того, что начали. К девяти годам эти навыки укрепляются, хотя дети все еще имеют тенденцию выполнять свои задания привычным для них темпом, который вы не считаете подходящим. Когда девочке исполняется десять лет и вы думаете: «Ну теперь-то она уже достаточно взрослая, чтобы выполнять основные дела самостоятельно», вы вдруг обнаруживаете, что ей еще нужно напоминать о том, что пора умыться и ложиться спать. Однако к десяти годам вам будет достаточно одного слова («Ванна!»), чтобы побудить ребенка повиноваться (хотя и не без позы).
♦ Чувствуют, что с ними поступают несправедливо. «Учительница всегда отыгрывается на мне». «Ему ты уделяешь больше внимания, чем мне». Все это обычные жалобы детей школьного возраста. И бесполезно пытаться убедить ребенка, что его жалобы ничем не обоснованы. Ребенок сравнивает себя с другими, пытаясь утвердиться как равноправный член этой группы, и по мере своих сил извлекает смысл из различий. Наилучший способ помочь ребенку — это сопереживать. А это можно сделать только путем использования силы принятия. Если ваш ребенок говорит: «Ты любишь ее больше, чем меня», внимательно прислушайтесь к лежащему под этими словами сообщению, которое посылает ребенок, и отразите ему то, что вы видите, что, как вам кажется, он чувствует и в чем действительно нуждается. Вы могли бы отреагировать так: «Все твое тело как-то обмякло. Ты кажешься разочарованным. Похоже, нам с тобой нужно какое-то время побыть вместе».
♦Бывают чрезвычайно чувствительны. Дети школьного возраста стремятся соответствовать более высоким стандартам. Они начинают усваивать все, чему их учат, и стараются жить, отвечая тем чаяниям, которые они теперь сами берут на себя. Будучи очень самокритичными, они также очень чувствительны к критике окружающих. Впервые они полностью осознают собственные неудачи и ошибки и поэтому часто делают самоуничижительные замечания, что возвращает их к прежней манере поведения, помогая таким образом снизить напряжение и уйти от неприятных ситуаций. Ваш ребенок может сказать: «Я никогда ничего не делаю правильно». Вместо того чтобы тут же поправлять его, используйте свои самые лучшие навыки, касающиеся умения слушать, и предложите такую реакцию: «Все сложилось не так, как ты надеялся?» Ребенок может бороться с внутренним напряжением, барабаня пальцами по столу, обрывая лепестки с растения, грызя ногти или прибегая к каким-нибудь другим привычкам, показывающим его нервозность. В данном случае постарайтесь направить ребенка к более социально приемлемому поведению, которое уменьшит его волнение. Выведите его на свежий воздух, побегайте с ним, поиграйте во что-нибудь, Некоторые дети пытаются избежать ошибок, прикрываясь позицией «мне все равно». Дети, принимающие такую позицию, в действительности говорят: «Я не чувствую, что кому-то до меня есть дело». Используйте силу единства, чтобы подбодрить и войти в связь с ребенком. Слишком строгие с собой дети будут особенно нуждаться в вашем внимании и похвалах. Найдите время, чтобы заметить их и присоединиться к какому-нибудь занятию, не вызывающему напряжения. Сходите в кино или покатайтесь вместе на велосипедах. Выберите книги, которые вашему ребенку трудно осилить самому; почитайте ему, как вы это делали, когда он был помладше. И вы оба получите удовольствие от общения друг с другом.
♦ Говорят «Что?!». Еще до того как вы закончите давать ребенку какое-нибудь указание, он взрывается: «Что?!» Вам хочется при этом заорать на него, но есть причина, почему ребенок так поступает. У детей более старшего возраста уже начинает развиваться внутренняя речь, поэтому они ведут беседы сами с собой. Когда их внутренняя речь бывает еще относительно «незрелой», им трудно слушать одновременно и тот, и другой разговор. Спокойно повторите свои утверждения и не забывайте отделять непослушание от неуважения.
♦ Уклоняются от истины. Ребенок может смотреть вам прямо в глаза и отрицать то, что сделал, хотя вы знаете, что он это сделал. Бриттани написала фломастером свое имя на сиденье автомобиля. Ее мама сказала: «Бриттани, ты написала свое имя на сиденье». Реакция девочки была такой: «Нет, я этого не делала. Это Джимми сделал». «Джимми всего два годика — он еще не умеет писать», — заметила мама. Тогда Бриттани спокойно изрекла: «Я его научила». В отличие от дошкольников, исследующих разницу между фактом и вымыслом посредством игры, детям постарше, которые находятся в самом разгаре развития своих способностей к аргументации, требуется проверить разницу между фактом и вымыслом в реальной жизни. Дети делают это, сочиняя разные занимательные истории. Чтобы маневрировать среди проблем, связанных с процессом развития, используйте навыки, приведенные в этой книге. Мама Бриттани начала устанавливать взаимосвязь с дочкой, сосредоточившись на поведении, которого она не хотела, и это привело к спору. А если бы она использовала руководство, основанное на любви, она могла бы сказать так: «Бриттани, посмотри на имя, написанное на сиденье автомобиля. У тебя есть выбор: либо ты сотрешь его мокрой тряпкой, либо губкой. Что ты выбираешь?» А когда Бриттани сделает выбор и начнет вытирать написанное, мама должна подбодрить ее словами: «Ну вот, молодец! Ты вычистила не только сиденье, но и свое место!» А затем она могла бы использовать силу единства, чтобы наладить взаимоотношения с дочкой — предложить ей написать свое имя на листе бумаги.