Умение определить позитивные намерения выявляет в людях лучшие качества
Перед Рождеством я смотрела телевизионное шоу под названием «Миссис Клаус» («Mrs Claus»). Это была история об одной молодой девушке-иммигрантке, которая жила со своим отцом, в то время как ее мать с маленькой сестренкой все еще оставались на родине. Отец неустанно работал, чтобы собрать достаточно денег для воссоединения семьи, а дочь праздно проводила время, без конца попадая в поразительные истории.
Конфликт назрел после того, как девушка украла несколько яиц. Она хотела выбросить их в окно, надеясь попасть полицейскому в голову. Миссис Клаус минуту-другую наблюдала за девушкой, которая сидела на подоконнике, приготовившись швырять яйца, а потом мягко сказала: «Я вижу, ты нашла потерянные кем-то яйца. Ну что ж, теперь у нас есть свежие яйца на завтрак. Как нам повезло, что ты здесь!» Миссис Клаус приписала позитивное намерение действиям девушки, и между ними установилась тесная взаимосвязь. Эта связь выявила лучшее, что было в девушке, и у нее появился мотив, необходимый, чтобы изменить ее прежний образ мышления и скверные поступки. Когда вы приписываете своему ребенку позитивные намерения, это сближает вас. Вы устанавливаете платформу для позитивного мышления и счастливого результата.
Выявление позитивных причин относительно слов и поступков ребенка побуждает его увидеть в себе самое лучшее. Дайте ему понять, что вы здесь, чтобы научить и направить его, а не унизить или наказать. Если вы урегулируете свои отношения с ним, вы создадите безопасную атмосферу, в которой он захочет отыскать правильные пути для достижения своих целей.
НЕТ МОМЕНТА ПОДОБНОГО НАСТОЯЩЕМУ!
Начните прямо сейчас приписывать позитивное намерение всем людям, начиная с себя. Если вы готовы принять идею, что ошибка — это благоприятная возможность чему-то научиться, и передать это убеждение своим детям, то вы должны начать с себя.
· Приписывайте позитивное намерение водителям, которые мешают вам в густом уличном движении, подумав так: «Ты хочешь успеть вовремя и поэтому
так рвешься вперед. Я тебя понимаю, у меня та же ситуация».
· Приписывайте позитивное намерение обслуживающему персоналу, который кажется вам грубым и бесцеремонным, думая: «Ты хочешь дать понять каждому, что у тебя выдался тяжелый день. Я тебя понимаю — у меня тоже».
· В следующий раз, когда вы сделаете ошибку, припишите себе позитивное намерение и поразмышляйте над тем, что вы измените в дальнейшем. Когда вы будете делать это для других и для себя, вы будете использовать силу любви, и слова, которые вы захотите сказать своим детям, будут приходить естественным путем.
· Чтобы повернуть конфликт так, чтобы он превратился в момент обучения, вспомните, что дружеское взаимодействие нужно начинать Словами: «Ты хотел…».
Навык приписывания позитивного намерения берет корни в силе любви.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ - НАДЕЖНЫЙ ПАРТНЕР ПОЗИТИВНОГО НАМЕРЕНИЯ
Иногда приписывания позитивного намерения недостаточно. Порой дети становятся такими злыми, что просто не способны что-либо «услышать», включая и ваше «сообщение» о позитивном намерении. Когда ребенок до такой степени расстроен, что потерял всякий контроль над собой, вы должны пустить в ход навык сопереживания. Сопереживание будет следующей остановкой в нашем путешествии.
Позитивное намерение и сопереживание вместе представляют собой мощную комбинацию. Если вы будете использовать одновременно эти два навыка, в то же время поддерживая самоконтроль, то сможете превратить почти любую ситуацию из хаоса в момент наставничества и обучения.
Сопереживание: старайтесь понять причину
Раздражения и истерики
Я обожаю смотреть Олимпийские игры. Однажды вечером во время зимних Олимпийских игр 1998 года я и моя ассистентка ехали домой во Флориду после проведения загородного семинара. Я рассчитывала приехать домой к 8 часам вечера, чтобы не пропустить трансляцию выступлений на Олимпиаде. Но заполненная автомобилями автострада спутала все мои планы. Недовольство этим обстоятельством просто распирало меня, я решительно отказывалась принять тот факт, что пропускаю Олимпийские игры. Я попросила ассистентку поискать репортаж об играх по радио в машине. Когда она сказала «Не думаю, чтобы это передавали по радио», я взорвалась. Сначала я не приняла ситуацию: «Они должны передавать по радио!» А потом пошла в атаку: «Что это за страна? Мы можем летать на Луну, но не можем обеспечить радиотрансляцию с соревнований?!» Я бушевала и неистовствовала, потому что в этом мире все шло не так, как мне хотелось.
Эта вспышка раздражения была не первой в моей взрослой жизни и вряд ли будет последней. С течением лет я заметила, как много таких вспышек бывает у нас, взрослых. Я подсчитала, что взрослые люди поддаются вспышкам раздражения более 50 % времени. Такого рода несдержанность имеет свой диапазон: умеренная (жалобы, сетование, плач), средней силы (словесные нападки посредством критики, обзываний и осуждений) и крайняя (нанесение друг другу побоев).
Вспышки раздражения и истерика — это общее название для обозначения эмоционального расстройства, которое происходит у людей, когда все в мире идет не так, как им хотелось бы. Только что научившийся ходить ребенок, который царапает цветным карандашом стены, тут же начинает реветь, когда вы отнимаете у него карандаш. Четырехлетний мальчик, желающий получить хлопушку, игнорирует тот факт, что у вас ее нет. А его девятилетний брат с силой хлопает дверью, когда вы не разрешаете ему переночевать в доме у друга. Тридцатилетняя женщина хочет, чтобы ее дети быстро встали с постели, оделись и позавтракали. И у нее может начаться истерика, если один из детей отказывается надеть штанишки. А 52-летняя бабушка взрывается потоком гневных слов, когда перед ней на автостраде какой-нибудь автомобиль ни с того ни с сего начинает сигналить фарами.
Разочарование — трудно преодолимая вещь. Всем нам нужно научиться справляться с разочарованием, и у всех есть достаточно благоприятных возможностей сделать это самим и научить этому детей. И вы получаете такую возможность всякий раз, когда ваш ребенок хныкает, топает ногами или пронзительно кричит. Но чтобы научить детей справляться с недовольством и разочарованием, вам нужно освоить навык сопереживания.
Вы должны научить ребенка справляться с недовольством и разочарованием.
Я не нахожу слов, чтобы в достаточной степени подчеркнуть важность сопереживания. Сопереживание — это не малодушная вседозволенность и не пассивное принятие проступка. Ваше сопереживание помогает ребенку собраться, побороть недовольство и идти дальше. Когда вы сопереживаете своему расстроенному ребенку, вы помогаете ему восстановить дух сотрудничества и сделать так, как вы просите.
Родители часто спрашивают меня: «Как нам заставить своих детей с радостью делать то, что мы хотим и когда хотим?» На этот вопрос у меня, конечно, нет ответа. (Я все еще негодую по поводу отсутствия радиопередач, освещающих Олимпийские игры!) Однако я знаю несколько полезных подходов. Во-первых, используйте силу принятия: этот момент таков, каков он есть. Только в том случае, если вы примете данный момент, вы сможете предложить сопереживание другим людям, оставаясь в достаточной степени раскрепощенным, чтобы трезво оценить ситуацию другого человека. Когда вы оказываете сопротивление тому, что есть, вы настолько запутываетесь в собственной проблеме, что ни до кого другого вам уже нет дела. Во-вторых, избавьтесь от тщетных ожиданий, что ваш ребенок откажется от того, чего хочет он, чтобы выполнять ваши желания, да еще будет воспринимать это с радостью. В-третьих, перестаньте пытаться управлять эмоциями ребенка. Дети имеют право испытывать любые эмоции. Без этого они просто не могли бы выразить себя. Эмоции являются стержневой системой, которая помогает отличать правильное от неправильного. И не нужно препятствовать им. Просто научите их выражать эмоции более рационально.
НАВЫК СОПЕРЕЖИВАНИЯ
Многие люди путают сопереживание с попыткой «поднять дух» другим и прийти им на помощь. Сопереживание означает понимание чувств другого человека и проникновение в его мысли и действия. Когда вы сопереживаете своим детям, они понимают, что вам не безразличны их мысли и чувства. Сопереживание эмоциям ребенка помогает ему почувствовать, что его ценят, и улучшить мнение о себе. Подлинное сопереживание требует, чтобы вы прислушались к чувствам и мыслям ребенка, не пытаясь их изменить.
Когда вы сопереживаете ему, вы учите его следующему:
1. самоосознанию;
2. самоконтролю;
3. признанию и принятию эмоций;
4. пониманию, что эмоции можно выразить другим людям;
5. способности обозначить эмоции соответствующими словами;
6. пониманию, что эмоции оказывают воздействие на поведение;
7. осознанию, что взаимоотношения основаны на взаимном уважении и общении.
Ваше сопереживание закладывает фундамент для эмоционального развития ребенка. Оно способствует созданию здоровой атмосферы в семье и закладывает основу для счастливой жизни. Нет большего подарка, который вы могли бы сделать себе и своей семье, чем создать атмосферу теплоты и сопереживания.
Вы поймете, насколько жизненно важно сопереживание, когда посмотрите, что становится с людьми, которые никогда его не развивают. Гнусные преступники — насильники, садисты, измывающиеся над детьми, и всякого рода нарушители закона и порядка — не знают, что такое сопереживание. Только когда нет этого чувства, люди могут намеренно причинять другим боль.
Возьмите, к примеру, себя. Когда вы находитесь в плену разочарований и страхов, разве вас не подмывает накричать на тех, кого вы любите? В такие моменты вы просто не способны ничего замечать или проявлять заботу о ком-то другом. А когда дело касается вашего ребенка, который чувствует себя разочарованным или напуганным, — неважно, насколько сильно давление на вас обстоятельств, — чтобы установить с ним взаимосвязь, вы должны суметь отложить в сторону свои огорчения и посмотреть на ситуацию с его точки зрения.
Сотни исследований показали, что то, как родитель обращается с ребенком — посредством жесткой дисциплины или сердечности и понимания, — имеет глубокие, продолжительные последствия с позиции эмоционального здоровья маленького человека. Недавно были получены данные, которые говорят о том, что воспитание детей родителями, знакомыми с эмоциональной подоплекой проступков, уже само по себе огромное благо для детей. То, как супруги справляются с проявлением эмоций между собой, дополнительно к их отношению с детьми, преподносит детям важный урок. Исследование, проведенное в 1994 году, показало, что компетентные в эмоциональном отношении супруги могут гораздо лучше помочь своим детям справиться со взлетами и падениями в жизни. Это исследование показало также, что дети, родители которых способны (в отличие от тех, которые неспособны) справиться со своими бурными эмоциями, имеют много преимуществ эмоционального характера. Эти дети:
♦ лучше ладят со своими родителями и выказывают им больше душевной теплоты;
♦ могут успокоиться сами, когда им случается расстроиться, и расстраиваются не так часто;
♦ физически более раскрепощены, имеют низкий уровень гормонов стресса;
В социальном отношении такие дети:
♦ пользуются большей популярностью среди сверстников;
♦ их ценят учителя, и у них больше навыков общения;
♦ у них меньше проблем, связанных с поведением (таких как агрессивность).
В познавательном отношении они:
♦ более внимательны и легче поддаются обучению; о учатся лучше других детей; преуспевают в математике и чтении.
♦ Итак, мы должны сначала развить самодисциплину, а уже потом развивать ее у наших детей. Есть люди, для которых сопереживание другим кажется чем-то естественным, но есть и те, которым трудно усвоить этот навык. Но в какой бы степени вы ни владели этим навыком, вы всегда можете улучшить свою эмоциональную компетенцию.