Реальность намерений является мощным стимулом
Сейчас наука подтверждает то, что многие люди интуитивно чувствовали годами. Необязательно сознательно относиться к чему-то. чтобы оно оказало на вас воздействие. У всех нас есть внутреннее чутье. Исследователи, которые изучают функцию мозга, сделали вывод, что мы неосознанно обрабатываем около одного триллиона битов информации в секунду. Невероятный объем информации приходит к нам на подсознательном уровне; мы воспринимаем ее, так сказать, «нутром». Отчасти нашу реакцию на других людей определяет именно то, что мы «чувствуем» их намерения.
И психологи, и физики доказали, что образ другого человека, формирующийся в нашем разуме, оказывает на него огромное воздействие. Психологи, например, говорят о самонавязанном пророчестве. Ярлыки, которые мы навешиваем на других, в конце концов становятся нашими ярлыками. Во многих примерах, приведенных в этой книге, родители называли своих детей глупыми, ленивыми или невоспитанными, не желая их оскорбить. Но на более тонком уровне восприятия слова взрослых и тон голоса несли детям эту информацию.
Современная физика предполагает, что Вселенная состоит из материи, плавающей в обширном океане энергии, взаимосвязанной и соединенной. На энергетическом уровне все мы соединены. В недавно проведенном исследовании относительно того, как взаимодействуют растения и люди, было выявлено, что домашние растения могут «чувствовать» мысли своих владельцев о них даже на расстоянии в тысячу километров. Предположим, в моем доме во Флориде сидит ученый со своими измерительными приборами, в то время как я нахожусь в Денвере. А у меня дома на подоконнике стоит горшок с любимым цветком. И вот, если бы я начала посылать ему свои мысли: «Ты маленькое разумное растение, продолжай расти», приборы ученого в моем доме показали бы, что растение тотчас отреагировало на мои нежные мысли. Было проведено исследование на помидорах, и оказалось, что энергетическое поле, окружающее овощи, изменяется, когда приближается человек с ножом, чтобы срезать их. Это энергетическое поле, в котором мы все действуем, называется морфогенным.
Ясно, что наши намерения передаются друг другу через морфогенное поле и оказывают весьма сильное воздействие друг на друга. Вам случалось когда-нибудь разговаривать с человеком и вдруг почувствовать, что что-то не так? Причем разговор мог быть очень сердечным, в нем не упоминалось ни о какой конкретной проблеме, и все-таки вы начинали испытывать какое-то неприятное чувство. Возможно, вы почувствовали обман или неодобрение. В таких случаях намерения другого человека передаются вам на подсознательном уровне. Вы можете использовать одни и те же слова, имея намерение быть искренними или, наоборот, манипулировать кем-то. Вы можете говорить детям одни и те же слова с намерением наказать их или же научить чему-либо. В сущности, ваше намерение является более мощным орудием воздействия, чем слова.
МЫ ЭТО УЛАДИМ!
Есть лучший способ помочь себе и своим детям уладить конфликт. Так как конфликт возникает, когда вы продолжаете наседать, не добившись дружеского взаимодействия с ребенком, то в самом начале разгорающегося конфликта вам нужно применить нечто такое, что даст ребенку понять, что вы с ним союзники. Речь идет об искренности, прямоте. Вы должны начать с допущения, что побуждения вашего ребенка носят позитивный характер. Вы должны все время видеть лучшее в нем. а не предполагать, что он плохой и нарочно старается сделать вашу жизнь невыносимой. Вместо этого вы можете предположить, что ребенок просто пытается достичь какой-то цели, но ему не хватает соответствующих навыков, чтобы сделать это. Когда Марк забрал себе все пирожные, как по-вашему, каково было его намерение? Выберите один из приведенных ниже вариантов:
♦ Он хотел лишить других детей удовольствия (негативное намерение).
♦ Он хотел довести мать до раздражения, чтобы привлечь к себе ее внимание даже таким путем — разозлив ее (негативное намерение).
♦ Он хотел унизить свою маму перед другими родителями (негативное намерение).
♦ Он хотел убедиться, что получил достаточно пирожных в свой день рождения (позитивное намерение).
В действительности мы не узнаем намерений Марка, если не спросим его об этом. Но даже и тогда он, по всей вероятности, ответит: «Я не знаю». Большинство из нас (и взрослые, и дети) в момент конфликта не осознают своего подлинного намерения. А между тем мы улаживаем конфликт, поэтому мы могли бы с таким же успехом допустить, что наше намерение является позитивным. Недавно я видела по телевизору, как играет в гольф Тайгер Вудс. Он ударил по мячу так, что, казалось, пробьет в нем дыру, а мяч остановился в нескольких дюймах от лунки. Обозреватель направил кинокамеру на Тайгера, который расплылся в улыбке и так прокомментировал этот момент: «Он думает: «Я этого не заслужил»«. Но только Тайгер знал, о чем думал Тайгер. Тем не менее все мы вкладываем свои мысли в головы других людей.
Мы были бы богаче, если бы приписывали другим людям позитивные намерения. Когда мы это делаем, мы даем им позитивную оценку, поддерживаем их чувство самоуважения, а это, в свою очередь, приносит радость и нам. Когда вы учитесь приписывать другим позитивные намерения, вы овладеваете силой любви. Она напоминает нам: то, что мы предлагаем другим, мы укрепляем и в себе. Поэтому нам следует видеть друг в друге самое лучшее.
Когда вы приписываете поведению своего ребенка позитивные намерения, вы ставите себя в положение учителя, а вашего ребенка — в положение ученика. Вы формируете модель ценности сотрудничества. Опять-таки, поставьте себя на место Марка. Вы только что забрали себе все пирожные. Подходит ваша мама и говорит: «Марк, я понимаю, ты хочешь быть уверенным, что получишь достаточно удовольствий в свой день рождения. Я тоже этого хочу. Я хочу, чтобы у тебя был самый лучший день рождения. А для этого возьми одно пирожное себе, а остальные раздай своим гостям. И после этого мы зажжем свечи». Разве такой подход не помог бы вам расслабиться? Разве вас не наполнило бы теплое чувство дружбы и взаимопонимания?
Вот два сценария, где показан контраст между навязыванием ребенку негативного намерения и приписыванием позитивного.
Негативное намерение
Мать: «Адам, держи брата за руку, когда мы будем переходить улицу». Адам: «Не хочу».
Дилан подходит и берет Адама за руку. Адам выдергивает руку, но Дилан хватает ее и крепко держит. В ответ Адам начинает отталкивать Дилана.
Адам: «Я не буду держаться за твою руку!» Мать: «Адам, что ты делаешь? Разве бить брата хорошо? Не будь таким гадким. Возьмитесь за руки и пойдемте».
Адам хватает руку Дилана и с силой выкручивает ее. Дилан вскрикивает от боли.
Мать: «Та-а-а-к. Я этого и ожидала. Адам, когда мы придем домой, я не позволю тебе ни идти гулять на улицу, ни смотреть телевизор. А ну-ка перестань, не то будешь сидеть в своей комнате еще и весь завтрашний день».
Позитивное намерение
Мать: «Адам, держи брата за руку, пока мы будем переходить улицу»
Адам: «He хочу».
Дилан подходит и берет Адама за руку. Адам выдергивает руку, но Дилан хватает ее и крепко держит. В ответ Адам начинает отталкивать Дилана.
Адам: «Я не буду держаться за твою руку!» Мама: «Я понимаю, Дилан, это больно. Адам толкнул тебя, а ведь ты просто сделал то, о чем я попросила. Скажи Адаму: «Мне не нравится, когда ты меня бьешь. Перестань!»« (Это учит Дилана использовать утвердительный тон.) Мама: «Адам, я вижу, ты хочешь перейти улицу, не держась за руки, и хочешь, чтобы Дилан понял это. (Предполагается позитивное намерение.) Когда он не послушался тебя, ты разозлился и ударил его. Нельзя бить брата. Это причиняет боль. Если кто-то не слышит твоих слов, попроси меня помочь тебе. (Здесь предлагается полезная информация.) Я помогу тебе найти решение помимо драки. (Это учит Адама просить о помощи.) Для безопасности мы должны держаться за руки, когда переходим улицу В нашей семье все заботятся друг о друге. Дилан, держись за мою правую руку, а ты, Адам, за левую».
Если вы будете приписывать своим детям негативные побуждения, вы будете постоянно расстраиваться. А потом, уже с позиции гнева, а часто и потери над собой контроля, вы будете искать слова, тон или даже действия, чтобы наказать детей. Вы будете сосредоточиваться на том, чего не хотите, и ваше раздраженное состояние будет нарастать. А в этом состоянии вы как бы приглашаете детей взвинчиваться еще больше. Может, они убегут от боли, которую вы им причиняете, а может, будут обороняться, защищая свое чувство собственного достоинства. Возможно, они будут набрасываться на вас, чтобы избавиться от ужасного чувства беспомощности, вины и неадекватности. В любом случае они будут искать выход из создавшегося положения. Когда вы навязываете своему ребенку негативное побуждение, вы посылаете также сообщение, которое определяет, кто он такой в ряду других вовлеченных в этот конфликт лиц. Когда вы навешиваете на одного ребенка ярлык «плохой» или «гадкий», то фактически отделяете его от других братьев и сестер или друзей.
Но если вы будете приписывать своему ребенку позитивные побуждения, вы сохраните спокойствие сами и поможете успокоиться ребенку, так как будете передавать ему сообщение о том, что он хороший. Вы посылаете также сообщение, что действия, которые малыш выбрал, не являются полезными. Имея такую опору, ребенок с большей готовностью обучится новому навыку и будет прислушиваться к указаниям взрослых. Он почувствует в себе силу, чтобы вести себя лучше.
В первом примере под нравоучением матери подразумевалось, что Адам «плохой» мальчик. К реакция мальчика на это была предсказуемой. А когда мать приписала Адаму позитивное побуждение, она сама успокоилась и помогла успокоиться обоим детям, а затем научила их важным новым навыкам. Дилан научился быть более твердым, когда с ним поступают несправедливо. Адам научился просить о помощи вместо того, чтобы бросаться в драку, когда он расстроен. Мама же научилась быть искренней и выбирать правильный подход к решению проблем.