Сила намерения: конфликт - это благоприятная возможность чему-то научить
Вы считаете, что конфликт — это плохо? Большинство людей так полагают. Они смотрят на конфликт как на что-то разрушительное, как на проблему, которой следует избегать. Многие родители приравнивают неповиновение к неуважению. Они рассматривают поведение ребенка, который не подчиняется их желаниям, как неуважительное. Беспорядок в комнате кажется им результатом неуважения — ребенок не хочет слушать, что ему говорят, — не принимая во внимание тот факт, что малыш просто расстроен из-за отнятой у него игрушки или ссоры с друзьями. Такие родители могут посчитать отказ от немедленного принятия ванны актом дерзкого неповиновения, вместо того чтобы понять, что ребенок просто предпочитает играть.
Когда вы приравниваете непослушание к неуважению, вы создаете связь между поведением вашего ребенка и собственной компетенцией. И хотя эта связь не является такой уж важной, ваше убеждение в этом может заставить вас быстро потерять контроль над собой, особенно если акт неповиновения вашего ребенка происходит на людях. Скажите, ваш ребенок когда-нибудь закатывал истерику в магазине, когда вы отказывались купить ему игрушку? Если вы воспринимаете истерику ребенка как намерение унизить вас, то и будете реагировать соответственно — это вызовет у вас гнев, но если бы вы посмотрели на ситуацию глазами ребенка, то отнеслись бы к этому совсем иначе. Представьте себя на его месте — ведь вокруг столько соблазна! Взрослые, которые приравнивают неуважение к непослушанию, забывают, что дети еще не обладают всеми эмоциональными и интеллектуальными способностями. Начинающие ходить малыши говорят «нет» не без причины. Они уже осознают себя существами, отделенными от вас. Семилетние дети оказываются глухими к требованиям взрослых тоже не без причины. Их сосредоточенность носит внутренний характер — они пытаются понять смысл жизни. Это так легко — приписать детям рассеянность, отрешенность, но, в сущности, это всего лишь необходимая часть их развития.
Но мы все еще привязаны к устаревшему убеждению, что если бы мы были достаточно совершенны, в нашем доме не было бы конфликтов и дети были бы образцами послушания — они делали бы то, что мы велим им, и тогда, когда мы этого хотим, — и они делали бы это с очаровательной улыбкой на лице. Но вы действительно хотели бы иметь ребенка, который полностью подчинялся бы другим? Ему не хватало бы творческого порыва, он был бы неспособен думать о себе и всегда со всеми соглашался бы. Это все равно что унылый подросток, бесцельно шатающийся по улицам.
Если вы думаете, что конфликт — это плохо, то когда он возникает, вы выступаете на передний план, чтобы прижать к ногтю «маленького паршивца» («Кто начал первым?»). Вы ищете виновного, чтобы решить, кому сделать плохо за причиненное вам беспокойство. Вы ни за что не хотели бы наказать невиновного, но вскоре начинаете чувствовать себя настолько выдохшимся от бесплодных пререканий, что уже не в состоянии определить, кто же этот «маленький паршивец». В таких случаях оба ребенка становятся «маленькими паршивцами», и вы обращаетесь с ними соответственно степени вашего раздражения. «Довольно! — кричите вы истошным голосом. — А ну-ка оба марш в комнату! Мне все равно, кто все это начал!»
Когда вы смотрите на конфликт как на нечто негативное, вы ищете волшебную пулю — какой-нибудь всемогущий дисциплинарный метод, который навсегда изживет это бедствие из вашего дома. Подкупом, уговорами и заключением сделок вы можете добиться того, что ваши дети будут «хорошими». В прочих стрессовых ситуациях вы можете орать, чтобы выпустить пары, или найти другое решение — обсудить проблему с детьми и попытаться их понять. В какой-то момент большинство родителей лишают детей привилегий. Чтобы избежать более сильных мер, вы можете иной раз даже уйти, чтобы успокоиться.
Мы притворяемся, что можем устранить конфликт, но ведь он является неотъемлемой частью природы. Природа принимает конфликт. Червяк выползает из почвы лишь для того, чтобы его склюнула птица. Для червяка это был плохой день. Но если посмотреть с точки зрения перспективы, то червяк сыграл важную роль в функциональной системе природы.
Конфликт выполняет позитивную функцию и в человеческих взаимоотношениях. Посредством конфликта мы учимся устанавливать разумные границы между нами и другими людьми. Конфликт служит жизненно важной цели, он ведет нас к принятию его, а не к поискам путей, как его устранить.
Любой конфликт предоставляет благоприятную возможность чему-то научить.
Начиная с этого момента и далее старайтесь изменить свой взгляд на конфликт и отношение к нему. Когда он случается, сделайте глубокий вдох и скажите: «Вот прекрасный шанс чему-то научить детей и поучиться самому», а затем начинайте процесс обучения. Если дети игнорируют вас и конфликт продолжается, скажите себе: «Вот еще одна благоприятная возможность чему-то научить» и попробуйте еще раз. Если все ваши усилия все же не разрешают конфликт, то я предлагаю вам полностью отстраниться от данной ситуации. Сделайте глубокий вдох и скажите: «Спасибо за все возможности, которые я получила (получил) сегодня, чтобы чему-то научиться». Благосклонно приняв данный момент, вы сможете спокойно оценить его со стороны и заново войти в эту ситуацию, но уже с новой оценкой жизненных трудностей.
Каждый конфликт предоставляет вам выбор: посмотреть на него как на благоприятную возможность чему-то научить детей или как на возможность обвинить и наказать. Если вы решите наказать «маленького паршивца», то разрушите чувство самоуважения к себе и уважения к вам ваших детей. А если вместо этого вы будете использовать моменты конфликтов как благоприятные возможности чему-то научить, то укрепите чувство самоуважения и поддержите осознание собственной значимости у детей. К тому же вы повысите вероятность того, что когда возникнут конфликты в будущем, дети смогут справляться с ними без вашего вмешательства.
Практикуйте силу намерения, предпринимая следующие шаги:
¨ Когда бы ни возник конфликт, сделайте глубокий вдох и утверждайте: «Конфликт — это благоприятная возможность чему-то научить детей и научиться самому».
¨ Спросите себя: «Каково мое намерение в этой ситуации?» Ваша цель — заставить ребенка почувствовать, что он плохой, или помочь ему справиться с ситуацией? Ваше намерение — чему-то научить или наказать?
¨ Сосредоточьтесь на реакции на конфликт, а не на попытке его ликвидировать. Спросите себя: «Я ищу обвинение или решение?» Обвинение — это попытка предотвратить конфликты в будущем; решение — это поиски ответов на конфликты в будущем.
Сила доброй воли: единственный человек, которого вы кокете заставить измениться, это вы сами
Я обнаружила, что осознать добрую волю в себе и в других довольно трудно. Я все время допускала две ошибки. Во-первых, продолжала верить в то, что другие могут заставить меня сделать неправильный выбор в моей жизни. Я и сама слышу собственные слова: «Я должна делать физические упражнения» или «Я должна позвонить Саре». Но я ничего не должна. Все это мой свободный выбор. А ведь я могла бы с такой же легкостью сказать: «Я буду делать упражнения» или «Я позвоню Саре». Моей второй ошибкой является вера в то, что я могу заставить других людей поступать так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали.
Эти ошибки — две стороны одной медали. Если я считаю, что люди могут заставить меня действовать определенным образом, то разумно было бы допустить, что и я могу заставить других поступать определенным образом. Но оба эти убеждения ошибочны. Тем не менее они широко распространены и причиняют огромные неприятности в сфере человеческих взаимоотношений.
Существует распространенное убеждение, что взрослые могут заставить детей все осмыслить и побудить их измениться. В сущности, большинство людей считают, что обязанность родителей — заставлять детей вести себя хорошо. Они полагают, что если дети ведут себя плохо, значит, родители не способны выполнить свой долг. Эти убеждения переходят из поколения в поколение. И, похоже, никто не считает это неправильным и пагубным.
Мы должны заново обдумать и пересмотреть свои убеждения. Можем ли мы принудить детей мыслить вести себя определенным образом? Можем ли мы заставить кого-то, независимо от его возраста, сделать что-то такое, против чего он возражает? Разве можно заставить ребенка, который отказывается делать домашнее задание, успешно закончить его? Кажется, нельзя заставить других идти против их собственных желаний. В сущности, единственный способ сделать это — положиться на силу. Наши тактические методы жесткой руки учат детей тому, что использовать силу для воздействия на людей законно. С помощью силы мы пытаемся лишить других людей выбора. А делая это, мы лишаем их чувства самоуважения и способности брать на себя обязательства.
Практикуйте силу доброй воли путем осознания, как часто другие заставляют вас что-то делать. Младенец своим криком заставляет вас вставать ночью или это был ваш выбор и вы сами положили этому начало? Заметьте, как часто вы используете слова «вынужден» и «следовало бы». Практикуйте замену «следовало бы» на «могло бы». Если вы заметите, что говорите: «Мне следовало бы заехать в магазин», измените свой подход и скажите: «Я могла бы заехать в магазин». А уже затем примите решение, сделаете вы это или нет. Как только вы замените свои «следовало бы» на «могла бы», вы с большей готовностью поможете малышу сделать выбор, который будет приемлем для вас обоих.
Практикуйте силу доброй воли, предпринимая следующие шаги:
¨ Если вы поймали себя на том, что говорите: «Как мне заставить ребенка...?», измените вопрос на такой: «Как мне помочь своему ребенку сделать правильный выбор относительно...?»
¨ Замените ваши «следовало бы» на «могла (мог) бы», а затем примите решение.
¨ Практикуйте такой подход: каждый вправе иметь собственные мысли и чувства. Противьтесь побуждению пытаться сделать других счастливыми или убеждать их, что у вас есть ответы на все вопросы.