Характеристика дидактических принципов.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - основополагающие требования к практической организации учебного процесса.
Принцип научности. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию её современных достижений и перспектив развития в дальнейшем. Поэтому в программы необходимо отбирать лишь основы данной науки, избегать включения спорных и не устоявшихся ещё вопросов. В противном случае возникает перегрузка учащихся.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя. Для процесса обучения закономерным является единство преподавания и учения. Только в том случае, когда оба эти процесса функционируют во взаимосвязи, целостный процесс обучения достигает желаемого результата. Невозможно рассчитывать на успех, если учитель активно преподаёт, а ученик не участвует в процессе усвоения знаний, умений и навыков. И в то же время известно, что учение протекает более эффективно, когда оно умело управляется преподавателем в непосредственной или опосредованной форме. Упомянутый принцип отражает активную роль личности учащихся в обучении, подчёркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом. Активность учащихся должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний, когда учащихся сам усваивает новые знания, исследует факты и делает доступные выводы и обобщения, конкретизирует свои знания, выявляя и исправляя ошибки, неточности, намечая план новых действий по овладению знаниями.
Принцип единства теории и практики
Между теоретическими знаниями и практикой существует сложная диалектическая взаимосвязь, в которой каждое из начал имеет свое собственное значение, свою специфическую функцию. Практика проверяет теорию, придаёт ей свойство истинности.
Принцип систематичности и последовательности в обучении. Данный принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент логически связывается с др., последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь в обучении больших результатов. П. систематичности и последовательности прежде всего реализуется в содержании программ и учебников.
Принцип доступности. П. д. требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье. При слишком усложнённом содержании понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, возникает чрезмерное утомление. Вместе с тем П. д. ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощённым, предельно элементарным. Опыт показывает, что при упрощённом содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности.
Принцип наглядности обучения. Психологией доказано, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Обратим внимание на то, что наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Оно включает в себя и восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия.
Принцип прочности усвоения знаний
Эффективность обучения может быть оценена одним показателем - насколько прочно усвоены теоретические или практические знания. В свою очередь прочность усвоения может служить основанием для дальнейшего развертывания учебного процесса, внедрение новых методов в его организацию и проведение. Преподаватель должен быть уверен, что учащийся твердо знает пройденный материал. Прочность усвоения - это фундамент художественно-исполнительской, педагогической деятельности учащегося.
Принцип индивидуального подхода
Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения, использования дифференцированных заданий с учетом данных возможностей. Индивидуальные качества, способности играют огромную роль в организации учебно - исполнительского процесса. Это предполагает знание педагогом психических, физических, художественно - творческих свойств ученика. Индивидуальный подход к ученику это основа успешной работы преподавателя.