И ее отражение в различных областях современного знания
ного познания является сближение (иногда в качестве синонима употребляется термин «конвергенция» — например, известным методологом науки В.П. Кохановским) и это сближение имеет серьезную основу. Эта основа может быть представлена в виде ряда тезисов:
а) непродуктивность технократизма, ярко проявившаяся в
последние три десятилетия; усиление значимости для на
уки нравственно-этических норм;
б) постепенное осознание научным сообществом той или
иной степени уникальности объектов изучения в естест
венно-научной сфере;
в) осознание учеными актуальности не только проблемы
изучения, но и проблемы сохранения уникальных объек
тов природы;
г) формирование постнеклассического типа научной рацио
нальности; стремление в обеих отраслях наук к обобщен
ным моделям широкой области применимости, отраже
нию целостности мира и процесса его познания;
д) постепенное сближение западного и восточного миропо
нимания; введение в науку элементов чувственно-эмоцио
нального постижения окружающего мира, сочетание в
процессе научного познания рационального и интуитив
ного мышления;
е) синергетический подход как демонстрация сближения ес
тественно-научного и гуманитарного знания;
ж) увеличение доли общих (обобщенных) утверждений в со
циально-гуманитарных науках и частных — в естествозна
нии; внесение взаимодополнительных методов и средств
исследования явлений, процессов, объектов в соответст
вующих областях;
з) осознание научным миром и всем планетарным сооб
ществом общекультурной значимости естественных наук,
рассмотрение наук во взаимосвязи и тесном взаимодей
ствии с культурой, усиление взаимовлияния науки и ис
кусства.
Подводя краткий итог изложенному, следует привести высказывание И.Р. Пригожина о важных моментах современной культурной ситуации: «Классическая наука была связана с уверенностью во всемогуществе знания и с детерминизмом, она обещала человеку власть над миром. Похоже, что уверенность в возможности этой власти постепенно исчезает. Мы идем
172 7. Идея целостности восприятия человеком окружающего мира
от мира уверенности к миру сомнений. Любопытно, что этот переход имеет свои положительные стороны. Наука становится более всеобъемлющей, способной к постижению мира во всей его сложности (выделено нами. — В.П. и А.К.). Более того, сомнения, как это ни парадоксально, ведут не к разрыву, а к соединению взглядов человека на природу и на самого себя, к восстановлению целостной картины мира (выделено нами. — В.П. и А.К.). Стираются грани между гуманитарными и точными науками. Наша мысль освобождается от омертвляющей ее фрагментарности и специализации»1.
■ Как ясно из предшествующего изложения, логично было бы в данной лекции обсудить и «взаимоотношение» науки и искусства в контексте рассматриваемой целостности взглядов на окружающий мир и начать с мысли о том, что наука и искусство есть по сути два различных типа восприятия окружающего мира и постижения истины, два рода духовной деятельности. Безусловно, налицо очень сильное отличие. Заключается оно в том, что наука оперирует понятиями, законами, категориями, а искусство — художественными образами. Мышление субъекта в сфере искусства является образным мышлением, в то время как доминирующей формой научного мышления являются понятия, суждения, умозаключения, гипотезы и другие формы логических конструкций. Однако разведение искусства и науки по линии «образ — понятие» не является абсолютным, и речь при этом идет только о доминирующих формах мышления. В реальном творческом процессе понятийное и образное мышление появляются как в научной деятельности, так и в художественном творчестве. В этом смысле наука и искусство близки друг другу. Как наука, так и искусство упорядочивают действительность, пытаются придать ей систематизированное описание. Наука — природе, искусство — человеческому мировосприятию.
Академик Д.И. Блохинцев в связи с этим пишет: «Наука и искусство — это два дополняющих друт друга отношения к окружающему миру, ни одно из них не может заменить другое. ...Наука исследует мир объективными методами. Она открывает нам законы природы и создает тем самым основу материального существования человечества. Искусство вытекает из непосредственного контакта с миром и через эмоциональ-
1 Цит. по: Бордонская Л.А. Взаимосвязь науки и культуры в естественнонаучном образовании. Чита, 2001. С. 293.
и ее отражение в различных областях современного знания
ное воздействие объясняет нам своим особым языком структуру мира и сущность человека, ...наука есть основа миропонимания, искусство — основа мировосприятия, их сумма есть основа гармонического восприятия всего мира — основа человеческого мироотношения»1.
Своеобразная взаимодополнительность науки и искусства подчеркивается и В.С. Степиным: «В процессе художественного освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а берутся в своеобразной "склейке" с ними. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение к предмету. Художественный образ — это такое отражение объекта, которое содержит отпечаток человеческой личности, ее ценностных ориентации, которые вплавляются в характеристики отражаемой реальности. Исключить это взаимопроникновение — значит разрушить художественный образ»2.
И, наконец, слова Е.Л. Фейнберга: «Сегодня уже нет необходимости дискутировать о роли и ценности науки и искусства, их взаимосвязи, так как наука и искусство продолжают свое существование. В их взаимоотношениях не усматривается катастрофических изменений. Более того, достижения современной науки и техники, в частности компьютеризация, синергетика и т.п., еще яснее подчеркивают нерасторжимость науки и искусства в рамках единой культуры человечества и ведут в определенном психологическом и гносеологическом плане к интеллектуальному сближению представителей обеих ее ветвей»3.
Завершая разговор о взаимосвязи науки и искусства, отметим, что анализ работ таких ученых, философов и деятелей культуры, как А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, В.С. Библер, А.В. Во-лошинов, Г.Д. Гачев, В. Гейзенберг, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, А.Б. Мигдал, О.П. Мороз, Е.Н. Павловский, М.С. Пенкин и другие, позволяет сделать вывод о нераздельности и неразрывности двух важнейших отраслей человеческой деятельности, о происходящем процессе единения науки и культуры в соответствии с современной культурной ситуацией — среди этих
1 Цит. по: Бордонская Л.А. Указ. соч.
2 Степин В.С. Научная картина мира. М., 1983. С. 178.
3 Цит. по: Бордонская Л.А. Мсаз. соч. С. 293.
174 7. Идея целостности восприятия человеком окружающего мира
аспектов наиболее продуктивными для дальнейшего рассмотрения являются:
а) интеграция различных научных картин мира;
б) сближение естественно-научного и гуманитарного зна
ния, естественно-научной и гуманитарной культуры;
в) взаимосвязь науки и искусства.
■ Переходя к конкретно-дидактическому аспекту исследуемой проблемы, отметим, что первые два пункта уже так или иначе реализованы в отечественном вузовском обучении: так, для студентов-гуманитариев созданы интегрированные курсы «Концепции современного естествознания», для «технарей» — интегрированные курсы гуманитарной направленности, например, культурология. Последний пункт (связь науки и искусства) реализован пока в естественно-математическом, да и в гуманитарном образовании весьма слабо. На нем мы и сфокусируем свое внимание.
Начнем с того, что в исследованиях последних лет (например в диссертационных работах В.И. Данильчука, Л.И. Бор-донской, А.И. Кречетникова) определяются вытекающие из методологического пласта, который уже представлен в данном разделе, направления решения этой проблемы.
Анализ работ данных авторов позволяет уверенно утверждать, что раскрытие в учебном процессе высших учебных заведений проблем взаимосвязи науки и искусства обеспечивается как содержанием образования, так и процессуальной составляющей образовательного процесса, и предложить ряд соответствующих направлений.
I. Модернизация содержания образования на уровне конкретного учебного предмета. Данный пункт требует некоторой расшифровки — отмеченная модернизация предполагает насыщение изучаемого материала гуманитарной информацией:
а) корректировку содержания материала по ходу изучения
соответствующих вопросов в логике рассмотрения, при
нятой тем или иным автором;
б) специфические включения (вставки в занятия, так или
иначе связанные с изучаемым материалом), а также вы
деление на заключительных этапах обучения обобщаю
щих тем общекультурного содержания (по возможности —
разделов) и выделение определенного круга вопросов,
раскрывающих различные стороны взаимосвязи науки и