И ее отражение в различных областях современного знания



ного познания является сближение (иногда в качестве синони­ма употребляется термин «конвергенция» — например, извест­ным методологом науки В.П. Кохановским) и это сближение имеет серьезную основу. Эта основа может быть представлена в виде ряда тезисов:

а) непродуктивность технократизма, ярко проявившаяся в
последние три десятилетия; усиление значимости для на­
уки нравственно-этических норм;

б) постепенное осознание научным сообществом той или
иной степени уникальности объектов изучения в естест­
венно-научной сфере;

в) осознание учеными актуальности не только проблемы
изучения, но и проблемы сохранения уникальных объек­
тов природы;

г) формирование постнеклассического типа научной рацио­
нальности; стремление в обеих отраслях наук к обобщен­
ным моделям широкой области применимости, отраже­
нию целостности мира и процесса его познания;

д) постепенное сближение западного и восточного миропо­
нимания; введение в науку элементов чувственно-эмоцио­
нального постижения окружающего мира, сочетание в
процессе научного познания рационального и интуитив­
ного мышления;

е) синергетический подход как демонстрация сближения ес­
тественно-научного и гуманитарного знания;

ж) увеличение доли общих (обобщенных) утверждений в со­
циально-гуманитарных науках и частных — в естествозна­
нии; внесение взаимодополнительных методов и средств
исследования явлений, процессов, объектов в соответст­
вующих областях;

з) осознание научным миром и всем планетарным сооб­
ществом общекультурной значимости естественных наук,
рассмотрение наук во взаимосвязи и тесном взаимодей­
ствии с культурой, усиление взаимовлияния науки и ис­
кусства.

Подводя краткий итог изложенному, следует привести вы­сказывание И.Р. Пригожина о важных моментах современной культурной ситуации: «Классическая наука была связана с уве­ренностью во всемогуществе знания и с детерминизмом, она обещала человеку власть над миром. Похоже, что уверенность в возможности этой власти постепенно исчезает. Мы идем

И ее отражение в различных областях современного знания - student2.ru И ее отражение в различных областях современного знания - student2.ru 172 7. Идея целостности восприятия человеком окружающего мира

от мира уверенности к миру сомнений. Любопытно, что этот переход имеет свои положительные стороны. Наука становится более всеобъемлющей, способной к постижению мира во всей его сложности (выделено нами. — В.П. и А.К.). Более того, со­мнения, как это ни парадоксально, ведут не к разрыву, а к со­единению взглядов человека на природу и на самого себя, к восстановлению целостной картины мира (выделено нами. — В.П. и А.К.). Стираются грани между гуманитарными и точ­ными науками. Наша мысль освобождается от омертвляющей ее фрагментарности и специализации»1.

■ Как ясно из предшествующего изложения, логично было бы в данной лекции обсудить и «взаимоотношение» науки и ис­кусства в контексте рассматриваемой целостности взглядов на окружающий мир и начать с мысли о том, что наука и искусство есть по сути два различных типа восприятия окру­жающего мира и постижения истины, два рода духовной дея­тельности. Безусловно, налицо очень сильное отличие. Заклю­чается оно в том, что наука оперирует понятиями, закона­ми, категориями, а искусство — художественными образами. Мышление субъекта в сфере искусства является образным мышлением, в то время как доминирующей формой научно­го мышления являются понятия, суждения, умозаключения, гипотезы и другие формы логических конструкций. Однако разведение искусства и науки по линии «образ — понятие» не является абсолютным, и речь при этом идет только о доми­нирующих формах мышления. В реальном творческом процес­се понятийное и образное мышление появляются как в науч­ной деятельности, так и в художественном творчестве. В этом смысле наука и искусство близки друг другу. Как наука, так и искусство упорядочивают действительность, пытаются при­дать ей систематизированное описание. Наука — природе, ис­кусство — человеческому мировосприятию.

Академик Д.И. Блохинцев в связи с этим пишет: «Наука и искусство — это два дополняющих друт друга отношения к окружающему миру, ни одно из них не может заменить дру­гое. ...Наука исследует мир объективными методами. Она от­крывает нам законы природы и создает тем самым основу ма­териального существования человечества. Искусство вытекает из непосредственного контакта с миром и через эмоциональ-

1 Цит. по: Бордонская Л.А. Взаимосвязь науки и культуры в естественно­научном образовании. Чита, 2001. С. 293.

и ее отражение в различных областях современного знания



ное воздействие объясняет нам своим особым языком струк­туру мира и сущность человека, ...наука есть основа миропо­нимания, искусство — основа мировосприятия, их сумма есть основа гармонического восприятия всего мира — основа чело­веческого мироотношения»1.

Своеобразная взаимодополнительность науки и искусства подчеркивается и В.С. Степиным: «В процессе художественно­го освоения действительности объекты, включенные в челове­ческую деятельность, не отделяются от субъективных факто­ров, а берутся в своеобразной "склейке" с ними. Любое отра­жение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение к предмету. Художественный образ — это такое отражение объекта, которое содержит отпе­чаток человеческой личности, ее ценностных ориентации, ко­торые вплавляются в характеристики отражаемой реально­сти. Исключить это взаимопроникновение — значит разрушить художественный образ»2.

И, наконец, слова Е.Л. Фейнберга: «Сегодня уже нет необ­ходимости дискутировать о роли и ценности науки и искусст­ва, их взаимосвязи, так как наука и искусство продолжают свое существование. В их взаимоотношениях не усматривает­ся катастрофических изменений. Более того, достижения со­временной науки и техники, в частности компьютеризация, си­нергетика и т.п., еще яснее подчеркивают нерасторжимость науки и искусства в рамках единой культуры человечества и ведут в определенном психологическом и гносеологическом плане к интеллектуальному сближению представителей обеих ее ветвей»3.

Завершая разговор о взаимосвязи науки и искусства, от­метим, что анализ работ таких ученых, философов и деятелей культуры, как А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, В.С. Библер, А.В. Во-лошинов, Г.Д. Гачев, В. Гейзенберг, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, А.Б. Мигдал, О.П. Мороз, Е.Н. Павловский, М.С. Пенкин и дру­гие, позволяет сделать вывод о нераздельности и неразрыв­ности двух важнейших отраслей человеческой деятельности, о происходящем процессе единения науки и культуры в со­ответствии с современной культурной ситуацией — среди этих

1 Цит. по: Бордонская Л.А. Указ. соч.

2 Степин В.С. Научная картина мира. М., 1983. С. 178.

3 Цит. по: Бордонская Л.А. Мсаз. соч. С. 293.

И ее отражение в различных областях современного знания - student2.ru И ее отражение в различных областях современного знания - student2.ru 174 7. Идея целостности восприятия человеком окружающего мира

аспектов наиболее продуктивными для дальнейшего рассмот­рения являются:

а) интеграция различных научных картин мира;

б) сближение естественно-научного и гуманитарного зна­
ния, естественно-научной и гуманитарной культуры;

в) взаимосвязь науки и искусства.

■ Переходя к конкретно-дидактическому аспекту исследуемой проблемы, отметим, что первые два пункта уже так или иначе реализованы в отечественном вузовском обучении: так, для студентов-гуманитариев созданы интегрированные курсы «Кон­цепции современного естествознания», для «технарей» — ин­тегрированные курсы гуманитарной направленности, напри­мер, культурология. Последний пункт (связь науки и искусства) реализован пока в естественно-математическом, да и в гума­нитарном образовании весьма слабо. На нем мы и сфокусируем свое внимание.

Начнем с того, что в исследованиях последних лет (напри­мер в диссертационных работах В.И. Данильчука, Л.И. Бор-донской, А.И. Кречетникова) определяются вытекающие из ме­тодологического пласта, который уже представлен в данном разделе, направления решения этой проблемы.

Анализ работ данных авторов позволяет уверенно утверж­дать, что раскрытие в учебном процессе высших учебных заве­дений проблем взаимосвязи науки и искусства обеспечивается как содержанием образования, так и процессуальной составля­ющей образовательного процесса, и предложить ряд соответ­ствующих направлений.

I. Модернизация содержания образования на уровне конк­ретного учебного предмета. Данный пункт требует некоторой расшифровки — отмеченная модернизация предполагает насы­щение изучаемого материала гуманитарной информацией:

а) корректировку содержания материала по ходу изучения
соответствующих вопросов в логике рассмотрения, при­
нятой тем или иным автором;

б) специфические включения (вставки в занятия, так или
иначе связанные с изучаемым материалом), а также вы­
деление на заключительных этапах обучения обобщаю­
щих тем общекультурного содержания (по возможности —
разделов) и выделение определенного круга вопросов,
раскрывающих различные стороны взаимосвязи науки и


Наши рекомендации