Общие закономерности развития. Процесс развития личности

В переводе с латинского «процесс» означает движение вперед, изменение. Понятие «развитие» уже определялось выше. Это, напомним, процесс количественных и качес­твенных изменений в организме человека. Результат разви­тия – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характе­ризуется физическим развитием, включающим
в себя мор­фологические, биохимические, физиологические изменения, а социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает, такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятель­ность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – со­циальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целена­правленного и продуманного воспитания. Личность опре­деляется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятель­ности проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью
и воспитанием.

Развитие человека – очень сложный, длительный и про­тиворечивый процесс. Изменения в нашем организме про­исходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском
и юношеском возрасте. Развитие не сводится к про­стому накоплению количественных изменений и прямоли­нейному поступательному движению
от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные пре­образования физических, психических и духовных характе­ристик личности.

Представители различных философских течений по-раз­ному объясняют этот
во многом еще не познанный процесс. Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляе­мый, спонтанный; развитие происходит независимо от усло­вий жизни
и детерминировано лишь «врожденной потен­цией»; развитие человека фаталистически обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить
не может
– это лишь небольшая часть мнений представителей идеалистической философии.

Диалектико-материалистическая фи­лософия трактует развитие как свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря свойственному материи движению и самодвижению. В развитии уничтожается старое и созидается новое.
В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства существования своим трудом.

Движущая сила развития – борьба противоречий. Последние уподобляются тому «вечному двигателю», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразова­ний и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Различают внутренние и внешние противоречия, проти­воречия общие (универсальные), движущие развитием чело­веческих масс, и индивидуальные – характерные для от­дельно взятого человека.

Внутрен­ние противоречия возникают на почве «несогласия с собой»
и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. «Хочу» – «могу», «знаю» – «не знаю», «можно» – «нельзя», «есть» – «нет» – это типичные пары, емко выражающие наши постоянные проти­воречия.

Важно, прежде всего, ответить на главный вопрос: почему различные люди достигают различного уровня раз­вития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Длительные исследования позволили вывести общую зако­номерность: развитие человека детерминировано внутрен­ними и внешними условиями.
К внутренним условиям от­носятся физиологические и психические свойства организ­ма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет
и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность челове­ка, формируются новые взаимоотношения, что в свою оче­редь приводит к очередному изменению. И так без конца.

Наследственность и развитие

Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ
на ключевой вопрос: какими факто­рами обусловлено течение и результаты данного процесса? «Фактор» – веская причина, образо­ванная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных). Какими же причинами определяется разви­тие личности?

Установлено, что процесс и результаты человеческого раз­вития детерминируются совместным воздействием трех ге­неральных факторов – наследственности, среды и воспита­ния. Следующая схема, заимствованная у Иозефа Шванцара, иллюстрирует взаимоотношение основных факторов разви­тия. Базу образуют врожденные и унаследован­ные предрасположения, обозначенные обобщающим терми­ном «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным (рав­носторонний треугольник), либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершина C1 или С2) негармо­ничным. Также возможно, что врожденная и унаследован­ная база недостаточно развивается как средой, так и воспи­танием (треугольникv А, В, С3). Данная схема должна одновременно демонстрировать,
что ни один фактор не действу­ет самостоятельно, что результат развития зависит
от их согласованности.

Общие закономерности развития. Процесс развития личности - student2.ru

врожденные + унаследованные

предрасположения

Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них – со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического – наследственность. Под наследствен­ностью понимается передача от родителей к детям опреде­ленных качеств
и особенностей. Носители наследственно­сти – гены (в переводе с греческого «ген» означает рожда­ющий). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и пе­редающем всю информацию о свойствах организма. Генети­ка расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить многие устоявшиеся педагогические положения.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную
и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком,
так и то особен­ное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в т.ч. задатки речи, прямохождения, трудовой деятель­ности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммирова­но сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особен­ности нервной системы, обусловливающие характер, осо­бенности протекания психических процессов. Изъяны, не­достатки нервной деятельности родителей, в т.ч. и патологические, вызывающие психические расстройства, бо­лезни (например, шизофрению) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемо­филия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм
и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие сис­тем, помогающих организму человека приспособиться к из­менению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек допол­няет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазви­тия
и самосовершенствования. Таким образом, необходи­мость воспитания заложена
в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных признаков хватает для выживания животному, но не человеку.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем – наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуаль­ных качеств.
Что наследуют дети – готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасполо­жения, задатки? Рассматривая способности как индивидуаль­но-психологические особенности личности, как условия ус­пешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков – потенциальных воз­можностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить
на поставленный вопрос однозначно – наследу­ются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции
в конкретные способ­ности, обеспечивающие успех в определенном виде деятель­ности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – зависит
от обстоятельств: условий жизни, среды, пот­ребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной деятельности человека.

Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей
к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных
и познавательных сил и способны практически к неограни­ченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества
и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н.П. Дубинин считает, что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.

Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных спо­собностей наследственность. Отрицательные предрасполо­жения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические струк­туры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия интеллектуального неравенства людей и первопричиной его признают биологическую наследственность. Задатки к по­знавательной деятельности, предопределяющие воспитатель­ные
и образовательные возможности, наследуются людьми в неодинаковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуаль­ные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных за­датков предопределяет практические пути воспитания и об­учения людей. Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания,
а на создании равных условий для развития имеющихся у каж­дого человека задатков. Большинство зарубежных педагоги­ческих систем исходит из того, что воспитание должно сле­довать за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспособлено
к задаткам и способностям человека.

В определении специальных задатков нет особых разно­гласий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высо­ких результатов
и продвигаются в избранной области дея­тельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных ка­честв и психики. Ведущим положением отечественной педа­гогики долгое время было утверждение
о том, что все психи­ческие качества личности не наследуются, а приобретаются
в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек
не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступ­ником. Дети не наследуют моральных качеств своих роди­телей,
в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Душа новорожден­ного, говорили древние, – «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды
и воспитания. Расшифровывая генетичес­кие программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются теории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, – яблоко от яблони недалеко падает? В западной педагогике доминирует утверж­дение о том, что нравственные качества человека биологи­чески обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчли­вость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Вопрос этот очень сложный, и к его решению нужно подходить со всей ответственностью. Тем не менее, в последнее время все более определенную, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечествен­ные специалисты (П.К. Анохин, Н.М. Амосов).

Наши рекомендации