Педагогика – наука о воспитании. Предмет и задачи педагогики

Педагогика – наука о воспитании. Предмет и задачи педагогики

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом
в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в бо­лее общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его
и обучать, направлять духов­ное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, по праву ставят и име­на воспитавших их педагогов. Со временем накопление зна­ний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до се­редины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точ­ное определение современной педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употреб­ляется в самом широком смысле, включая образование, обу­чение, развитие. В мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика» (от греч. «андрос» – мужчина и «аго» – вести)
и «антропогогика» (от греч. «антропос» – человек и «аго» – вести).

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям
в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам на­капливались необходимые знания, одна за другой создава­лись, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Раз­вивается и наука о воспитании, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний
о воспитании человека.

Наследственность и развитие

Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ
на ключевой вопрос: какими факто­рами обусловлено течение и результаты данного процесса? «Фактор» – веская причина, образо­ванная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных). Какими же причинами определяется разви­тие личности?

Установлено, что процесс и результаты человеческого раз­вития детерминируются совместным воздействием трех ге­неральных факторов – наследственности, среды и воспита­ния. Следующая схема, заимствованная у Иозефа Шванцара, иллюстрирует взаимоотношение основных факторов разви­тия. Базу образуют врожденные и унаследован­ные предрасположения, обозначенные обобщающим терми­ном «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным (рав­носторонний треугольник), либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершина C1 или С2) негармо­ничным. Также возможно, что врожденная и унаследован­ная база недостаточно развивается как средой, так и воспи­танием (треугольникv А, В, С3). Данная схема должна одновременно демонстрировать,
что ни один фактор не действу­ет самостоятельно, что результат развития зависит
от их согласованности.

Педагогика – наука о воспитании. Предмет и задачи педагогики - student2.ru

врожденные + унаследованные

предрасположения

Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них – со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического – наследственность. Под наследствен­ностью понимается передача от родителей к детям опреде­ленных качеств
и особенностей. Носители наследственно­сти – гены (в переводе с греческого «ген» означает рожда­ющий). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и пе­редающем всю информацию о свойствах организма. Генети­ка расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить многие устоявшиеся педагогические положения.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную
и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком,
так и то особен­ное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в т.ч. задатки речи, прямохождения, трудовой деятель­ности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммирова­но сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особен­ности нервной системы, обусловливающие характер, осо­бенности протекания психических процессов. Изъяны, не­достатки нервной деятельности родителей, в т.ч. и патологические, вызывающие психические расстройства, бо­лезни (например, шизофрению) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемо­филия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм
и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие сис­тем, помогающих организму человека приспособиться к из­менению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек допол­няет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазви­тия
и самосовершенствования. Таким образом, необходи­мость воспитания заложена
в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных признаков хватает для выживания животному, но не человеку.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем – наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуаль­ных качеств.
Что наследуют дети – готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасполо­жения, задатки? Рассматривая способности как индивидуаль­но-психологические особенности личности, как условия ус­пешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков – потенциальных воз­можностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить
на поставленный вопрос однозначно – наследу­ются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции
в конкретные способ­ности, обеспечивающие успех в определенном виде деятель­ности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – зависит
от обстоятельств: условий жизни, среды, пот­ребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной деятельности человека.

Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей
к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных
и познавательных сил и способны практически к неограни­ченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества
и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н.П. Дубинин считает, что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.

Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных спо­собностей наследственность. Отрицательные предрасполо­жения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические струк­туры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия интеллектуального неравенства людей и первопричиной его признают биологическую наследственность. Задатки к по­знавательной деятельности, предопределяющие воспитатель­ные
и образовательные возможности, наследуются людьми в неодинаковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуаль­ные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных за­датков предопределяет практические пути воспитания и об­учения людей. Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания,
а на создании равных условий для развития имеющихся у каж­дого человека задатков. Большинство зарубежных педагоги­ческих систем исходит из того, что воспитание должно сле­довать за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспособлено
к задаткам и способностям человека.

В определении специальных задатков нет особых разно­гласий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высо­ких результатов
и продвигаются в избранной области дея­тельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных ка­честв и психики. Ведущим положением отечественной педа­гогики долгое время было утверждение
о том, что все психи­ческие качества личности не наследуются, а приобретаются
в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек
не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступ­ником. Дети не наследуют моральных качеств своих роди­телей,
в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Душа новорожден­ного, говорили древние, – «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды
и воспитания. Расшифровывая генетичес­кие программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются теории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, – яблоко от яблони недалеко падает? В западной педагогике доминирует утверж­дение о том, что нравственные качества человека биологи­чески обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчли­вость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Вопрос этот очень сложный, и к его решению нужно подходить со всей ответственностью. Тем не менее, в последнее время все более определенную, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечествен­ные специалисты (П.К. Анохин, Н.М. Амосов).

Развитие и воспитание

Влияние наследственности и среды корректируется вос­питанием. Воспитание – главная сила, способная дать об­ществу полноценную личность. Эффективность воспитатель­ного воздействия заключается в целенаправленности, систе­матичности
и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании челове­ка и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим оп­ределяется роль, место, возможности воспитания в форми­ровании человека. Роль воспитания оценивается по-разно­му и диапазон этих оценок очень широк – от утвер­ждения его полной бессильности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии сре­ды)
до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится меж­ду крайностями. Лозунг «воспитание может все»,
с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдал. Вос­питанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного вос­питания – выявление склонностей и дарований, развитие
в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями
и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание мо­жет обеспечить развитие определенных качеств, только опи­раясь на заложенные природой задатки.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зави­сит от развития,
оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подго­товленности человека к восприятию воспитательного воз­действия, обусловленного влиянием наследственности и сре­ды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «под­атливости» очень широк – от полного неприятия воспита­тельных требований до абсолютного подчинения воле воспи­тателей. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда усло­вий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский (1896–1934) обосновал закономерность, со­гласно которой цели и методы воспитания должны соответ­ствовать не только уровню развития, уже достигнутому ре­бенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет два уровня умственного развития: 1) «уровень актуального развития» и 2) «зона ближайшего развития». На первом уров­не ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором уровне он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание при­знается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону акту­ального развития». Формирует личность, воспитание, веду­щее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, ко­торые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Требования к личности педагога

Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимаю­щимся педагогической деятельностью, для педагога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

Для успешной работы педагога крайне важно на­личие социальной чувствительности (социальной перцепции).

Социальная чувствительность – особая, имеющая эмоциональ­ную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она за­ключается в умении специалиста заметить настроение и осо­бенности поведения другого человека, понять их и принять.

Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необ­ходимо проявлять внимание и воображение.

Социальная чувствительность включает в себя:

а) чувствительность в наблюдении – способность видеть и за­поминать поступки и высказывания людей;

б) теоретическую чувствительность – умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;

в) номотетическую чувствительность – способность приме­нять по отношению
к конкретному человеку знания об особен­ностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;

Отсутствие социальной чувствительности – один из основ­ных источников проблем в общении педагогов и учеников. Развитию социальной чувствительности препятствует наличие у педагога «сте­реотипного оценивания».

«Стереотип» в переводе с греческого означает «твердый от­печаток». Негативный эффект «стереотипного оценивания» заключается в негибкости педагога,
не желающего замечать несоответствие ученика выбранному для него «шаблону»
и сменить стереотип на другой, более под­ходящий для данного человека.

Хорошо, если стереотип положительный (на­пример, учитель воспринимает ученика как потенциального отличника). Хуже, если педагог начинает односторонне истолковывать поведение ученика, которого он «записал» в группу лентяев и троечников.

Многие из нас в повседневной жизни – стихийные поклонники физиогномики. Все люди так или иначе соотносят внешность с качествами ха­рактера, проецируют, как выразился в свое время один психолог, «уши... на души». Если квадратный подбородок – значит, сильная воля; если толстый – значит, добродуш­ный; если в очках – более умный, образованный, интелли­гентный; если постоянно приоткрытый рот – глупый или наивный и т.п. Такие стереотипы могут быть как следст­вием опосредованных ассоциаций (где-то подспудно мы мгновенно ассоциируем, даже не осознавая: зрение ис­порчено ночными бдениями над книгой; удивленный человек часто действительно открывает рот, еще чаще – удив­ленный ребенок, отсюда вывод о наивности), так и влия­нием ярких образов искусства (Пьер Безухов – толстый и добродушный, супермены-киногерои почти сплошь с квад­ратными подбородками). Вместе с тем опыт показывает, что подобное восприятие неверно, что среди толстых, увы, не больше добродушных, чем среди худых, а очкарик не обязательно образован и интеллигентен.

Проекции физических черт на психологические качества педагогами-практиками оказываются неточны, а потому – опасны. Мы должны помнить
о подобных стереотипах вос­приятия, чтобы не ошибиться в оценках, но больше – что­бы не ошиблись ученики, оценивая нас. Если у нас есть привычка держать рот открытым – закро­ем, если привыкли поджимать губы – отвыкнем; таких людей воспринимают часто как злых, скрытных, ханжей по натуре.

Следующее требование – развитая способность управлять собой. В управлении собой наиболее важно следующее: устойчивые жизненные позиции; уверенность в себе; поддержание физического здоро­вья; правильное распределение времени; преодоление трудно­стей.

Устойчивые жизненные позиции.

Делая выбор, определяя ценности, люди формируют свои жизненные позиции, свой, скажем так, кодекс отно­шений с другими людьми. Психолог Эрик Берн (если не читали, обязательно прочитайте его книгу «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры») свел эти позиции к четырем жестким типам.

1 позиция. Я в порядке – вы в порядке. Положительное отношение к себе и другим людям. Жизнь такой человек считает приятной, удовлетворен ею. Ценит добрые отношения, контакт. Уверенный в себе, отзывчивый, вызывающий доверие, спокойный.

2 позиция. Я в порядке – вы не в порядке. К себе относится положительно, других (во всяком слу­чае большинство) считает худшими (им не хватает ума, порядочности, правдивости и т.д.). Счи­тает, что превосходит других, и обычно это демонстрирует. Выглядит высокомерным. Раздутое самомнение, труден в общении.

3 позиция. Я не в порядке – вы в порядке. Считает, что у него есть недостатки из-за которых он уступает другим. Концентрирует внимание на своих слабостях
и неудачах (в том числе воображаемых). Смотрит на других чаще всего снизу вверх. Не уверен в себе, неинициативен, поддается стрессам.

4 позиция. Я не в порядке – вы не в порядке. Ценит низко себя и других. Утратил веру в себя и воз­можность получить удовольствие от жизни, практически любые контакты воспринимает как сильное разочарование. Склонен к подавленности, свыкся с неудачами.

Учитель обязан выбрать первую положительную позицию Я в порядке –
вы в порядке.
Только такое реше­ние обеспечит поведение, необходимое
«по профессии»: быть внимательным к окружающим, быть открытым и искренним, уметь слушать и слышать других.

Уверенность в себе.

Определившиеся ценности, положительная позиция – это первый шаг к той внутренней уверенности, которую ученик быстро распознает, отделяя человека зрелого (пусть даже молодого).

Уверенность в себе – (по менеджментским определени­ям) – это качество, которое демонстрируют люди, знаю­щие, что они чувствуют и чего хотят, действия которых, выражающие их взгляды, четки и ясны, открыто выража­ют свою позицию (Вудкок и Френсис).

Уверенность в себе – это черта человека с определившимися ценностями И, тем не менее, наличие твердых ценностей еще не гарантия того, что человек проявит в общении уверенность в себе.

Есть ряд факторов (они обычно взаимосвязаны), мешающих молодым педа­гогам обрести уверенность в себе:

1. Плохая самопрезентация: молодой человек смутно, слишком эмоционально, а потому неубедительно и внеш­не противоречиво выражает свои мысли.

2. Недооценка себя: сравнивая себя с опытными коллегами, молодой учитель приходит к выводу о своей некомпетентности (в предмете, в общении).

3. Недостаток практики: человек просто не пытается (или недостаточно пытается) быть уверенным. Он не сле­дит за собой, махнул рукой на себя.

Один из самых «легких» способов стать уверенным в себе рекомендует система Станиславского. Суть его заключается в следующем: если вы хотите об­рести определенные эмоции, соответствующие определен­ным физическим действиям, выполняйте эти действия – и нужные эмоции появятся.

Итак, превосходный сознательный путь к обретению бодрости, если ваша подлинная бодрость утрачена, за­ключается в том, чтобы сидеть с бодрым видом, действо­вать и говорить так, словно вы уже проникнуты бодро­стью. Если такое поведение не побудит вас испытывать бодрость, то ничто иное в данном случае вам не поможет. Поэтому, чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так; будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества».

Например, для уверенного выступления на публике нужно быть к нему по меньшей мере подготовленным (знать, о чем говорить). Кроме того, рекомендуется: сделать для начала глубокий вдох, дышать глубоко в течение полминуты до выхода к аудитории; выпрямиться, смотреть прямо в глаза слуша­телям и начинать говорить «так уверенно, как будто они все вам должны деньги». Не надо нервно застегивать и расстегивать пуговицы, «ломать» пальцы и вообще суе­титься. Коли трудно совладать с руками, держать их за спиной, «ломать» их там, чтоб никто не видел.

Правила обретения уверенности.

– добивайтесь своего. Для этого на первых порах выдвигайте требования, кото­рые ученики не могут не выполнять. По большому счету, вырабатывая чувство уверенности в себе, добивайтесь сво­его во всем. И другие, и вы сами должны видеть, что вы своего добьетесь.

– будьте проще. Не хватайтесь сразу же за не­сколько вопросов, не усложняйте проблему. Попытайтесь определить суть, подайте проблему так, чтоб эту суть увидели другие.

– не «роняй­те» себя. Если что-либо важно для вас, добейтесь, чтобы другие знали о вашей позиции. Не бойтесь неприятия, иронии, не бойтесь остаться
в одиночестве. Важно, что вы не уронили себя в собственных глазах. Самоуважение укрепляет уверенность в себе. Вы незаметно начнете уве­реннее держаться. Окружающие будут вас воспринимать серьезнее, с уважением, если вы
не промолчите о своих взглядах, о том, что для вас важно.

следить, чтобы вас не «сби­вали». Кстати, часто люди это делают неосознанно. Озна­комьтесь с их точкой зрения и настаивайте на своем (если, конечно, вы уверены в своей правоте). Дети вообще-то очень уважают такое поведение: и их выслушать, и на своем настоять.

– помните, что ошибка не ослабляет. Любой человек ошибается. Ни в коем случае не растравляйте в себе переживания по поводу ошибки, не давайте им захватить себя, иначе возникает чувство несоответст­вия своему месту. Оно разрушит вас как профессионала. Пусть ошибка делает вас увереннее, а не слабее. Ведь на ошибках учатся.

И последнее. В меньшей сте­пени, чем неуверенность, но все же достаточно часто за­метно среди молодых педагогов явление обратное – са­моуверенность.
Для некоторых – это маскировка неуверенности; для части – снобизм молодости, считающей, что лишь ей дано, в отличие от старого, консервативного, что-то понять и изменить; для некоторых – оборотная сто­рона профессионального и человеческого невежества. Отличительная черта самоуверенности – агрессивность, стремление навязать свою позицию, поставить себя над партнером. Оттого, что молодой учитель часто не опреде­лился ценностно, от внутренней неуверенности для него характерны колебания от неуверенности к самоуверен­ности.

Поддержание физического здоровья.

Изречение «В здоровом теле – здоровый дух» – это не про­сто слова.
По статистике, среди молодежи, заканчивающей среднюю школу, всего 4% абсолютно здоровых людей. Частые простуды, сколиоз, ослабленное зрение – это далеко не пол­ный перечень наиболее распространенных и наиболее «безобидных» болезней. Почти все они – следствие пренебрежения своим здоровьем. В итоге – повышенная утомляемость, сни­жение работоспособности и интереса к жизни, получение бо­лее низких результатов в жизни и профессии.

Способы поддержания здоровья общеизвестны: зарядка (физические упражнения), прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, отдых после длительных умственных нагрузок, здоровый сон. Главное – не забывать
о необходимых процедурах и соблюдать предписанный режим работы и отдыха.

Правильное распределение времени.

Люди, которым на все в жизни хватает времени – самые счастливые на земле. Но, как правило, чем более разносторонние интересы имеет человек, тем меньше
у него времени. Педагог, в силу особенностей профессии, должен четко распоряжаться временем. К примеру, он не мо­жет прервать или раньше закончить консультацию или урок только потому, что возникло какое-то срочное дело, более того, ему следует придерживаться заранее установленного графика работы, иначе
у детей может сложиться впечатле­ние, что специалист не заинтересован в их судьбе, относится к своей работе формально.

С чего же начать при катастрофической нехватке времени? Разумеется,
с анализа того, на что оно тратится. Вероятнее все­го окажется, что несколько часов в день «уходит» на дела, кото­рые можно вовсе не выполнять или совмещать одно с другим. Например, люди совершенно нерационально тратят время на сомнения, переживания и иные ненужные эмоции или делают то, что должны делать другие. Второй шаг – планирование, ко­торое лучше осуществлять при помощи ежедневника. Третий шаг – контроль исполнения планов.

Следующее требование– развитые навыки воздействия на других людей. Традици­онно в общении, в том числе и педагогическом, выделяют четы­ре основных способа воздействия: заражение, подражание, внушение и убеждение.

Заражение – это особый способ воздействия, связанный с передачей эмоционального состояния от одного человека дру­гому. Когда говорят, что человек подвержен процессу зараже­ния, то имеют в виду, что он бессознательно, невольно поддает­ся определенным психическим (эмоциональным) состояниям. Он теряет способность управлять своими поступками, предсказывать ситуацию, контролировать себя и окружаю­щих. Опытные учителя и лекторы способны использовать зара­жение
в своих целях – в качестве сплачивающего фактора, для повышения энтузиазма аудитории, мобилизации людей на вы­полнение важного дела. Импульсом, способным вызвать пред­намеренное заражение, могут стать аплодисменты, массовая декламация, скандирование лозунгов, намеренно вызванное ликование, личный пример
(на субботниках и т.д.), наличие общей значимой цели.

Подражание – один из меха­низмов освоения ребенком различных форм поведения, дейст­вий, норм отношений в обществе, особенностей национальной культуры, профессии. Когда ребенок кому-то или чему-то подражает,
то он перенимает внешние черты (поведения, со­стояния) и воспроизводит
их в своем поведении. С возрастом происходит изменение смысла подражания –
от поверхност­ного копирования к подражанию тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Роль пе­дагога в формировании образцов для подражания в подростковом возрасте очень велика. Для школьников этого возраста характерно объединение в группы с особой субкуль­турой. Без умелого влияния извне со стороны взрослых такие группы бывают склонны
к отклоняющемуся от норм поведению.

Внушение – целенаправленное, неаргументированное воз­действие одного человека на другого или на группу. Особенно­стью внушения является то, что человек не оценивает посту­пающие к нему сведения или факты, не сравнивает с другой информацией, а воспринимает их «на веру». Таким образом, некритическое восприятие информации адресатом – основная отличительная черта внушения.
Оно часто применяется на уро­ке и вне его. Объяснение нового материала
в традиционной форме, опрос и выставление оценок, лекция, познавательная беседа, выступление на собрании – вот примеры использования метода внушения.

Применять внушение по отношению к детям очень просто, поскольку, во-первых, дети легче подвержены ему, чем взрос­лые, а во-вторых, вера в авторитет учителя способствует вере детей в слова, которые говорят педагоги. Зачастую «эффект до­верия» бывает тем аргументом, который заставляет учеников поверить словам учителя. К сожалению, взрослые забывают об этом эффекте и сами способствуют развенчанию своего автори­тета, произнося слова и не подкрепляя
их делом, сами себе противореча.

Основным отличием метода убеждения от остальных мето­дов воздействия
в общении является наличие логики. Именно при помощи логики и риторики при убеждении происходит отбор, упорядочение фактов и выводов с целью достижения определенной задачи. При использовании этого метода следу­ет строго придерживаться темы разговора. Важно следить за тем, чтобы все доказательства: факты, цифры, примеры – были уместны, верны и служили основанием
для убедитель­ных выводов. Еще одно условие – педагогу следует относиться к де­тям как к равным собеседникам, признавать за ними такие же права в аргументации
и возражении, принимать их доказа­тельства, избегая стереотипов оценки.

Из всех нравственных качеств существеннее всего для учителя – любовь
к детям.Кто-то мудрый сказал: «Легко любить все человечество, значительно труднее – конкретного человека». Некоторые педагоги скептически относятся
к данному требованию, считая, что заставить себя любить другого человека невозможно. Вместе с тем любовь как высшее духовное напряжение человека основана на сознании максимальной цен­ности другого, бескорыстном
и самозабвенном желании ему доб­ра и счастья. Любовь к детям – не только чувство, но и характери­стика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоин­ствами
и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, желание помочь ребенку в его развитии.

Называя качества, которые ученики более всего ценят в учителе, ученики, прежде всего, включа­ют в данный список следующие: отзывчивость, доброжелатель­ность, человечность, уважение к их личности и только потом – знание предмета
и умение объяснять учебный материал. Не ме­нее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной состав­ляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви учителя
к своим ученикам не рождаются ответная любовь и доверие.

Любовь к детям обуславливает:

Педагогический оптимизм учителя – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опи­раться на это лучшее в воспитании, а также вера
в собственные возможности и успех своего дела.

Профессиональную совесть учителя – это субъективное осозна­ние им своего долга и ответственности перед учениками, пробуж­дающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с цен­ностями и нормами педагогической этики.

Профессиональную самоотверженность учителя – готовность в служении детям и своему призванию пре­небречь эгоистическими интересами
и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни.

Педагогическую справедливость – это качество учителя, прояв­ляющееся
в объективном отношении к каждому ученику, в при­знании права каждого
на уважение его личности, в отказе от из­бирательного отношения к ученикам, деления их на «любимых» и «нелюбимых».

Профессиональную честь педагога, которая предписывает норма­тивные требования к его поведению и побуждает в различных си­туациях вести себя
в соответствии с социальным статусом его про­фессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая
им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки не только ведет к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества
к учителю в целом.

Педагогика – наука о воспитании. Предмет и задачи педагогики

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом
в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в бо­лее общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его
и обучать, направлять духов­ное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, по праву ставят и име­на воспитавших их педагогов. Со временем накопление зна­ний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до се­редины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не тольк

Наши рекомендации