Этапы работы методом проекта
1. погружение в проект
Главное на этом этапе побудить слушателей к деятельности, вызвать интерес к изучаемой теме. Вывести круг проблем и сформулировать их, определить цели и задачи проблем. В результате проблематизации, определяется цель и задачи проекта – поиск способа или способов решения проблемы проекта.
2. организация деятельности
На этом этапе организуется деятельность. Если проект групповой, то организуются группы, где определяется роль каждого участника. Группы лучше строить на взаимных симпатиях. Группы отбирают одну из проблем, прописывают цель и задачу своей проблемы, планируют свою работу, прописывают этапы подготовки проекта и предполагаемый результат.
3. осуществление деятельности
Сама подготовка проекта.
4. презентация результатов
Представление продукта проектной деятельности
Основная литература
1. Чекмарева Н. А. Воспитание учащихся в проектной деятельности: [технология в школе] // Школа и производство. 2008. № 3. С. 34-36.
2. Логинова А. А. Интернет-проект как эффективное средство формирования гражданских и патриотических качеств личности учащихся // Методист. 2009. № 9. С. 34-37.
3. Марченко М. О. Проектный метод в патриотическом воспитании // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. 2010. № 6. С.19-22.
Дополнительная литература
1. Антонюк С.В. «Как разработать социальный проект», WEB-справочник для педагогов и старшеклассников / http://edu.zelenogorsk.ru
2. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1998.
3. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.
4. Виды проектов и их классификация / http:// www.translationcenter.ru/projektklassifikation.
5. Луков В. А. Социальное проектирование. М.: Флинта : Социум, 2003.
Тема 8. Проведение государственных праздников Российской Федерации и Дней воинской славы
План
1. Проведение государственных праздников Российской Федерации
2. Организация дней воинской славы.
Тезисы
К числу государственных праздников Российской Федерации, проведение которых обязательно связано с реализацией историко-патриотического просвещения, относятся: День России; День памяти и скорби; День Государственного флага Российской Федерации; День солидарности в борьбе с терроризмом; День народного единства; День Конституции Российской Федерации
В феврале 1995 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», где был установлен перечень этих дат. Днями воинской славы России являются дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории России: 27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год); 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год); 23 февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитников Отечества; 18 апреля - Ледовое побоище; 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год); 10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год); 9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год); 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год); 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год); 11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год); 21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год); 4 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год);1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год); 24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год)
Основная литература
1. Амелькин А. О. Дни воинской славы России — Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005. — 112 с.
2. Печень Н. А. Символы воинской славы / Печень Н. А. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 320 с.
3. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 15 апреля 2006 г., 28 февраля, 24 октября 2007 г., 10 апреля 2009 г., 31 мая, 23 июля, 29 ноября 2010 г.)
Интернет-ресурсы
1. http://base.garant.ru – информационно-правовой портал «Гарант»
2. www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант Плюс»
Тема 9. Организация музеев боевой славы в учебных заведениях как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи
План
1. Организация музеев боевой славы в учебных заведениях как основа патриотического воспитания молодежи
2. Профили и типы музеев.
3. Подходы к организации музеев.
4. Формы и методы аудиторной и внеаудиторной работы музеев.
Тезисы
Изучение истории и культуры России, родного города, округа, с которыми связаны жизнь, судьба, семейные ценности, прежде всего происходит в процессе приобщения молодежи к музейной работе. В современных образовательных учреждениях музейная педагогика сегодня является неотъемлемым звеном учебного процесса – это та работа, которая проводится в музеях образовательных учреждений. Она активно участвует в решении важных задач:
- через изучение содержания музейной экспозиции, человеческих судеб формирует у молодого поколения интерес к историческому прошлому страны, города, округа, стремление осмыслить накопленный исторический опыт, извлечь из него занятия, увидеть свое место в жизни общества, выработать толерантное отношение к событиям прошлого, уважение к мудрости и воинскому опыту, накопленному в течение столетий;
- развивает познавательную и творческую активность молодежи, гражданские качества, патриотическое отношение к России, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
- формирует в молодом поколении любознательность, умение устанавливать объективные факты, упорство в достижении цели;
- организует личностно-ориентированное воспитание обучающейся молодежи в результате участия в социально-значимой деятельности.
Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения, музейная педагогика опирается на следующие гуманистические принципы:
- принцип личностной ориентации;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип развития личности в действии;
- принцип координации деятельности участников музейно-педагогического процесса.
Концепцию музея его профиль, тематику поисково-собирательской работы, структуру и содержание его фондов и экспозиций, роль в учебно-воспитательном процессе) целесообразно определить исходя из основных направлений исследований. Однако независимо от профиля музея (исторического, военно-исторического, художественного, литературного, этнографического, естественнонаучного, геологического и т. д.) и типа (мемориального, историко-биографического, монографического, комплексного) музей должен выполнять функцию документирования истории и повседневной жизни.
Основная литература
1. Власов Ю. А. Музей боевой славы - центр патриотического воспитания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 5. С. 40-42.
2. Власов Ю. А. Музей боевой славы - центр патриотического воспитания // Образование в современной школе. 2008. № 6. С. 55-58.
3. Гера Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения // Воспитание школьников. 2005. №10. С. 6 - 8.
4. Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма / Горбунов В. // Воспитание школьников. 2007. №5. С. 17 – 21.
5. Гуров В. Н. Школьный музей в контексте формирования патриотизма учащихся // Инновации в образовании. 2010. № 6. С. 110-125.
6. Зяблова В. Поисковое движение как фактор гражданско-патриотического воспитания // Воспитание школьников. 2008. № 8. С. 3-5.
7. Колотий С. В.Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения // Инновации в образовании. 2006. №6. С. 142- 145.
8. Столяров В. П. Роль музеев в патриотическом воспитании школьников / Столяров В. П. // Физическая культура в школе. 2007. №3. С. 64 - 69.
9. Ялышева Л. В. Организация деятельности школьного музея // Преподавание истории в школе. 2009. № 10. С. 49-51.
Дополнительная литература
1. Базанчук Г.А. Музей в системе военно-патриотического воспитания студентов: (к 65-летию Великой Победы) // Высшее образование в России. 2010. № 4. С.125-129.
2. Денисова М.В. О системе краеведческой и патриотической работы ДДТ в рамках программы «Возрождение народных традиций и промыслов // Эффективная педагогика. 2007. № 3. С. 17-21.
3. Казакова З.В. Тема Великой Отечественной войны в работе университетского музея // Музейный вестник ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2005. С. 17-22.
4. Мичеева Н.М. Воспитание гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики // Начальная школа. 2008. № 7. С. 22-23.
5. Не оборвется нить времен: о школьном музее и не только о нем // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 2. С. 58-62.
6. Прокопец О.Н. Музейная педагогика в школе: патриотическое воспитание средствами краеведения (к 50-летию школьного музея) // Крапивенский краеведческий сборник. Вып. 2. Крапивна - Тула, 2008 . С. 154-172.
7. Столяров В.Л. Роль музеев в патриотическом воспитании школьников // Физическая культура в школе. 2007. № 3. С. 64-69.
8. Череповец Л.А. Использование краеведческого компонента в образовательном процессе МОУ ДОД Центр детского творчества // Эффективная педагогика. 2007. № 3. С. 14-16.
Тема 10. Использование информационно-коммуникационных технологий в гражданском и патриотическом воспитании молодежи
План
1. Понятие информационно-коммуникационных технологий.
2. Интернет средства, используемые в гражданском и патриотическом воспитании молодежи.
3. Тактика поиска необходимой информации
Тезисы
Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых информационных и коммуникационных технологий. Информационные ресурсы интернета широко применяются на занятиях в образовательных учреждениях. Появилась новая форма обучения - дистанционная, полностью основанная на средствах информационных и коммуникационных технологий. Теперь каждый может принять участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, онлайн конференциях или просто пообщаться со сверстниками в чатах. В последнее время появились тематические блоги и википедия (свободно формирующиеся энциклопедия), которые объединяют участников обсуждения той или иной темы на специально сайте. Какими интернет средствами мы можем воспользоваться:
v Электронная почта
v Чат – текстовый диалог в сети Интернет, который ведется в реальном времени
v Чат-форум – конференция в онлайновой системе, позволяющая многим участникам одновременно вести обсуждении интересующих их тем
v Голосовой чат – то же что и тестовый, только позволяет общаться с помощь голоса
v Аудиовидеочат – это общение на сайте тестом, голосом, видео
v ICQ – обмен сообщениями в реальном времени, обмен и пересылка файлов. Есть возможность ведения протокола, трансляция видеоизображний.
v IP – телефония – это технология передачи голоса по сетям для ведения международных и междугородних телефонных переговоров в режиме реального времени
v Форум – это площадь для массового тематического общения
v Блоги – он напоминает форум, но в отличие от него блог принадлежит или одному человеку или группе лиц причем высказывать свое мнение посторонние могут если он открыт.
v Мультимедиа – это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред; графику, текст, видео, анимацию, звуковые эффекты.
v Интерактивные мадиатехнологии - это онлайн Видеоконфернция, видеоблог
v Медиаобразование – современное направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кинематографа, видео, Интернета).
Основная литература
1. Доронина Г.Н. Использование ИКТ в патриотическом воспитании молодёжи // Методический портал http://www.smolpedagog.ru/box%2012.html
2. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.
Дополнительная литература
1. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гум. издат. центр «Владос», 2001
2. Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов // Вестник РАН. 2005. №2 С. 99 - 102.
Интернет-ресурсы
1. www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании – портал входит в систему федеральных образовательных порталов и нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.