Передовой педагогический опыт и его значение в развитии педагогической науки

Передовой педагогический опыт и его значение в развитии педагогической науки

Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки

Список использованной литературы

Введение

Важнейшие задачи педагогической науки: возможности раскрытия эффективных механизмов применения (внедрения) педагогических новшеств, оптимальной инновационной деятельности внедрения. Это особенно необходимо в условиях постоянного обновления системы образования. В проблеме внедрения концентрируется противоречие теории и практики, должного и сущего, педагогической мысли и практического действия, ее реализации. Отмечается три общих фактора, способствующих решению проблемы внедрения: доступ к фондам научно-педагогических ценностей и образцов опытов; закрепление обязанностей по внедрению в правовые и квалификационные требования; направленность личности на самообновление профессионализма. Обобщенный вариант алгоритма использования, внедрения и обобщения педагогического опыта:

1. изучение задач, сформулированных в нормативных документах;

2. анализ состояния практики и сопоставление данных с социальными требованиями;

3. построение эталона преобразования педагогической практики;

4. поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены;

5. разработка комплексной программы, включающей закономерности внедрения;

6. подготовка средств: дидактических, материальных, информационных, организаторских и др.;

7. теоретическая, методическая, психологическая подготовка участников внедрения;

8. установление связи с авторами рекомендаций.

Целью данной контрольной работы выступает: определение роли массового, передового, новаторского опыта в развитии педагогической науки.

Массовый педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки.

Передовой педагогический опыт - результат творческого поиска школ и учителей, открывающий новые педагогические факты, создающий новые педагогические ценности, ранее неизвестные в педагогической науке и школьной практике, или существенно модифицирующий применительно к современным задачам обучения и воспитания существующие формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы.

Новаторский педагогический опыт - принципиально новый опыт педагога, выходящий за пределы имеющихся научных знаний; характеризуется системной перестройкой педагогом своей деятельности, в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.

Передовой педагогический опыт и его значение в развитии педагогической науки

Определение понятия "передовой педагогический опыт"

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

Анализ и обобщение опыта

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.

· Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.

· Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.

· Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д.

· Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).

· Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.

· Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.

· Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта

Методика обобщения ППО.

o Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т.д.:

o анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития;

o выявление способов, приёмов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт;

o выявление отсутствия перегрузки детей;

Оформление обобщённого передового педагогического опыта.

O Ф.И.О. Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педстаж. Награды. Квалификационная категория.

Памятка обобщения передового педагогического опыта (рекомендации педагогам ОУ)

· Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

· Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т.д.

· Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее.

· набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы

· Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно".

· Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут и развиваются дети.

· Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.

· Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

· Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т.д.)

· Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Критерий соответствия достижениям педагогической науки основан на предположении, что теория всегда идет впереди практики, прокладывая для нее перспективные пути, прогнозируя будущие результаты. Однако это не всегда так, поэтому критерий научности может стать тормозом на пути прогресса не только при оценке практики, но даже и оригинальных гипотез внутри самой педагогической теории.

Главным критерием определения передового педагогического опыта является высокая результативность, так как обоснованное суждение о работе можно вынести лишь при получении конечных результатов, а не запланированных достижений. Критерий результативности нуждается в пояснении. Она сводится к уменьшению учебного времени на проработку материала при одновременном увеличении объема усвоенных знаний, умений и навыков. Критерий результативности характеризуется через понятия интенсивности и эффективности педагогического труда. Высокая интенсивность понимается либо как экономия времени, либо как резкое количественное увеличение усвоенного учебного материала при тех же затратах времени, что и раньше. М.Н. Скаткин и О.С. Богданова подчеркивали: "Более передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил учителя и учеников. Нельзя считать передовым опыт, при котором высокий уровень знаний по одному предмету достигается за счет других дисциплин".

Высокая эффективность педагогического труда проявляется в том, что при тех же затратах времени, помимо традиционного усвоения материала, происходят целенаправленные изменения в психике учащихся: развивается интеллект, формируется креативность мышления, воспитываются нравственные качества личности. Эффективность означает достижение устойчивого многолетнего положительного результата в обучении и воспитании. Необходимо, чтобы ученики овладевали прочными и твердыми знаниями программного материала, становились развитыми, а не просто знающими людьми. Косвенным образом на это обращали внимание М.Н. Скаткин и О.С. Богданова: "Только тот опыт обучения, - читаем мы в монографии "Методы педагогических исследований", - можно считать действительно положительным, который обеспечивает значительные сдвиги в общем развитии школьников. Показателями этого могут служить возросшая наблюдательность учащихся; умение анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, а в области практических действий - умение провести детальный анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделить необходимые рабочие операции, наметить их последовательность; в процессе работы контролировать свои действия, соотнося заготовку и образец, и вовремя вносить необходимые коррективы в свои действия".

Итак, этап распознавания педагогического опыта предполагает отделение передового опыта от массового по критерию "результативность" путем определения устойчивых положительных результатов педагогической деятельности. Тем самым передовой опыт обособляется из массового. При определении результативности обучения нельзя допускать откровенного очковтирательства, живучей повседневной процентомании, преднамеренного завышения отметок. Отличники и двоечники всегда есть и в слабом, и в сильном классе; другое дело, какое педагогическое содержание кроется за этими "двойками" и "пятерками" в том или ином случае.

Этап интерпретации педагогического опыта характеризуется распознаванием и обработкой новой информации. Этой проблемой в 60-х гг. XX в. начали заниматься специалисты в области физиологии мозга и вычислительной техники, которые хотели понять механизм возникновения реакции организма на воздействие среды. Теоретические находки того периода во многом актуальны для современного понимания процессов распознавания содержания передового педагогического опыта.

Образы внешнего мира не заложены в человеческий мозг изначально, они не передаются по наследству от родителей к детям. Это продукт творческой работы человеческого мозга. Восприятие объектов внешнего мира - процесс достаточно объективизированный, тогда как переработка воспринимаемой информации головным мозгом зависит от теоретической подготовленности и направленности исследователя, от корректности выдвинутой рабочей гипотезы, от уровня и качества научной методологической рефлексии. Исследователь, не владеющий методологической грамотностью, не знающий основ педагогической теории, уподобится начинающему велосипедисту, которого так и тянет проехать мимо ровного места и уверенно свалиться в канаву, помимо и вопреки его желаниям.

Образ внешнего мира представляет собой продукт нашего восприятия, соотнесенный с определенной категорией, поэтому основная функция головного мозга заключается в отделении ценной информации от "шума". Соответственно процесс распознавания содержания нового педагогического опыта заключается в сочленении разрозненных педагогических действий в стройную теоретическую систему.

Изучая педагогический опыт, анализируя и обобщая его целостно и всесторонне, обратим особое внимание на следующие вопросы: что удается учителю лучше, чем другим? Каким образом получены положительные результаты его образовательной деятельности? За счет каких факторов он добивается увеличения производительности своего труда? Какие ограничения имеются для воспроизводства и тиражирования данного опыта?

В целях всестороннего анализа при обобщении педагогического опыта следует применять системный подход, который заключается в том, что педагогический объект рассматривается как целостный феномен, состоящий из частей, связанных между собой определенными отношениями. Так, образовательная деятельность может быть рассмотрена как процесс обучения и воспитания, разделенный на урочную и внеурочную работу. Обыкновенный школьный урок может предстать структурой, состоящей из деятельности учителя и деятельности учащихся. Преподавание может быть выражено в виде организационных форм подачи учебного материала, методов взаимодействия с учащимися, а методы могут состоять из приемов, которые расчленяются на отдельные действия и т.д. При этом перечисленные дидактические средства на практике сочетаются, взаимосвязаны, разъединить их можно лишь теоретически, мысленно абстрагируясь от конкретной ситуации.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже в психологии познания выделил две фазы: ассимиляции и аккомодации. Первая - это включение нового объекта в старые схемы, освоение нового в компонентах старых, объединение частных в более общую. Ассимиляция протекает в виде таких логических операций, как: классификация, объяснение, доказательство. Аккомодация есть перенос актуализирующихся исходных схем применительно к новым объектам путем изменения их структуры посредством конструирования новых схем. Следовательно, обобщение педагогического опыта может быть произведено либо как ассимиляция в рамках существующей педагогической теории, либо как аккомодация путем создания новой педагогической системы.

Согласно закону единства и борьбы противоположностей, противоречия являются движущей силой всякого развития, поэтому диагностика опыта работы учителя должна начинаться с анализа педагогических противоречий и найденных путей их преодоления. Следовательно, суть обобщения педагогического опыта заключается в выявлении системы методических приемов, разработанных тем или иным педагогом для преодоления конкретных педагогических противоречий.

Ф.Ш. Терегулов считает, что конечный результат деятельности учителя определяется тремя компонентами:

Уровнем общепедагогических знаний, мастерством владения методиками преподавания школьных предметов и ведения воспитательной работы, а также сформированностью педагогического мышления, наличием морально-этического потенциала. Следовательно, в процессе обобщения педагогического опыта эти компоненты и следует диагностировать. Из перечисленных наиболее сложна диагностика третьего компонента, т.е. определение эмоционально-ценностной сферы.

Описание выявленного, изученного передового педагогического опыта является заключительным этапом. Оно должно соответствовать требованиям системного, целостного подхода, как и два предыдущих этапа. Согласно методологическим общенаучным требованиям, целостное описание класса объектов должно отвечать двум основным условиям: во-первых, все объекты данного класса соответствуют данному предположению; во-вторых, ни один объект другого класса не удовлетворяет ему. Целостность восприятия предполагает, что все источники информации должны по возможности перерабатываться одновременно, а не последовательно.

Существуют два вида целостного описания объектов: шаблонное и структурное. Первое предполагает представление объекта в системном виде, когда, например, предварительно задано, что описание должно быть произведено с позиций марксистской философии и отечественной традиционной педагогики. Принятые для систем компоненты (цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы, средства и результат) регламентируются, как правило, политическими требованиями, превращая образовательную деятельность в некий шаблон, придавая ей командно-административную направленность. Шаблонное описание педагогических явлений пригодно лишь в тех случаях, когда ему подлежат те педагогические системы, основные свойства и характеристики которых хорошо разработаны.

Структурное описание устанавливает взаимосвязи между элементами, деталями, отдельными действиями и приемами, применяемыми в образовательной деятельности, уточняет причинно-следственные отношения, существующие внутри педагогической структуры. Каждый из отдельных элементов, рассматриваемых в ней, может, в свою очередь, быть объектом, подвергнутым аналитическому описанию. Все это приводит к значительному усложнению процедуры структурного описания педагогической действительности, зато полезно в ситуации функционирования нестандартных объектов с высокой степенью изменчивости, например, для описания индивидуального творческого стиля педагогической деятельности конкретного педагога-новатора, работающего в традиционной школе.

Итак, обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода происходит следующим образом. Сначала выдвигается предположение о воспринимаемом объекте, выделяются и интерпретируются его составные части, после чего делается попытка сконструировать из частей некое целое для проверки истинности исходной гипотезы. Воспринимаемый объект интерпретируется в рамках какого-либо целостного образования, внутри системы, потому что, изучая детали объекта, невозможно с уверенностью судить об объекте в целом. Целостное описание педагогических объектов может быть либо шаблонным, либо структурным. Первое пригодно в тех случаях, когда дополнительно исследуется известное явление, структурное описание - при недостаточной изученности содержания педагогического опыта. В процессе распознавания исследователь принимает во внимание знания о педагогической специфике объекта, предысторию развития существующей ситуации обучения, а также информацию общего контекста.

Список использованной литературы:

Передовой педагогический опыт и его значение в развитии педагогической науки

Наши рекомендации