Кто может совершать эти действия?
(задание рассчитано на понимание ребенком многозначности глаголов и возможности употребления их в переносном значении).
ИДЕТ | человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время... |
БЕЖИТ | человек, животное, ручей, дорога, время... |
ЛЕТИТ | птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, телеграмма, время... |
ПЛЫВЕТ | рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако... |
Важнейшим источником обогащения словаря глаголами является практическое овладение ребенком способами образования новых глаголов при помощи приставок. Так, от глагола ХОДИТЬ можно образовать целый ряд «родственных» глаголов с новым значением: ВХОДИТЬ, ВЫХОДИТЬ, УХОДИТЬ, ЗАХОДИТЬ, ПОДХОДИТЬ, ОТХОДИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, ПРОХОДИТЬ и т.п. Если ребенок поймет смысловое значение этих приставок, то при их помощи он сможет подобным же способом образовывать новые слова и от других глаголов (ВБЕГАТЬ, ВЫБЕГАТЬ, УБЕГАТЬ, ЗАБЕГАТЬ, ПОДБЕГАТЬ, ОТБЕГАТЬ, ПЕРЕБЕГАТЬ, ПРОБЕГАТЬ и пр.). То же самое можно проделать с глаголами ПЛАВАТЬ, ЛЕТАТЬ, ПОЛЗАТЬ, ПРЫГАТЬ, СКАКАТЬ и другими.
Чтобы ребенку легче было понять смысловое значение различных глагольных приставок, поупражняйте его в образовании разных глаголов при помощи одной и той же приставки. С этой целью побеседуйте с ребенком примерно следующим образом, вовлекая его при этом в процесс образования глаголов. «Давай подумаем вместе. Если человек по квартире или по коридору спокойно ХОДИТ, то и в комнату он тоже спокойно... (ВХОДИТ). А если малыш расшалился и по квартире БЕГАЕТ, то и в комнату он тоже... (ВБЕГАЕТ). Ну а если это совсем маленький ребенок, который еще не умеет ходить, а только ПОЛЗАЕТ по квартире, то и в комнату он... (ВПОЛЗАЕТ). А когда попугая выпустили из клетки и он по всей квартире летает, то и в комнату он тоже... (ВЛЕТАЕТ)».
То же самое проделываем и с другими глагольными приставками: из комнаты ВЫХОДИТ, ВЫБЕГАЕТ, ВЫПОЛЗАЕТ, ВЫЛЕТАЕТ и т.д.; через дорогу ПЕРЕХОДИТ, ПЕРЕБЕГАЕТ, ПЕРЕПОЛЗАЕТ, ПЕРЕЛЕТАЕТ, через канаву ПЕРЕПРЫГИВАЕТ, через реку ПЕРЕПЛЫВАЕТ.
В заключение предложите ребенку назвать все Действия мальчика, изображенного на картинке (это можно сделать только при условии правильного употребления глагольных приставок).
Все эти упражнения помогут ребенку усвоить достаточно большое количество глаголов, причем усвоить их в определенной смысловой системе. Одновременно он овладеет и начальными навыками словообразования глаголов, что даст ему возможность самостоятельно пополнять свой глагольный словарь.
Имена прилагательные,по сравнению с именами существительными, имеют менее конкретное значение, так как они обозначают не сами предметы, а только их признаки. Поэтому вполне естественно, что ребенок, ежедневно видящий перед собой такой реальный и осязаемый предмет, как, например, СТОЛ, усвоит название этого предмета значительно раньше, чем названия его отдельных признаков (БОЛЬШОЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ, КОРИЧНЕВЫЙ, ОБЕДЕННЫЙ и т.д.). При этом характерно, что сначала прилагательное употребляется ребенком не в качестве определения, а в качестве сказуемого и ставится оно после имени существительного (не БОЛЬШОЙ МИШКА, а МИШКА БОЛЬШОЙ). И даже при использовании прилагательных в качестве определения первое время они все равно ставятся после существительных (МИШКА БОЛЬШОЙ СИДИТ).
Имена прилагательные в большинстве случаев появляются в детской речи только после двух лет. Наблюдения над речью многих детей свидетельствуют о том, что она бедна именами прилагательными, недостаточно образна. Употребляемые ими прилагательные нередко однотипны, однообразны и иногда ограничиваются лишь словами МАЛЕНЬКИЙ-БОЛЬШОЙ, ХОРОШИЙ-ПЛОХОЙ. Даже в младших классах общеобразовательной школы из-за «нехватки слов» дети часто не могут назвать основные признаки хорошо знакомых им предметов («не помню», «забыл») или называют их неправильно, неточно (СОЛЬ ГОРЬКАЯ, НЕВКУСНАЯ; САХАР ВКУСНЫЙ). Не только дети дошкольного возраста, но и многие учащиеся младших классов часто не знают названий цвета предметов, в особенности названий промежуточных цветов (РОЗОВЫЙ, ГОЛУБОЙ, СЕРЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ).
Все это говорит о том, что значительная часть родителей не проявляет достаточной заботы об обогащении словарного запаса ребенка именами прилагательными, о красоте и образности его речи. В школе такой ребенок неизбежно встретится с большими трудностями как в процессе устных ответов на уроках, так и при написании изложений, сочинений и других творческих работ.
Обогатить речь ребенка дошкольного и даже школьного возраста именами прилагательными Вам помогут предлагаемые ниже задания.
Прежде всего нужно объяснить ребенку, что все окружающие нас предметы имеют свои определенные признаки, по которым эти предметы можно отличить друг от друга. Благодаря этим признакам мы можем даже с закрытыми глазами отличить по запаху сирень от розы, малину от клубники или отличить по вкусу соль от горчицы и сахара. О каждом из этих признаков можно спросить: КАКОЙ? (КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ?). При этом любой предмет имеет сразу несколько признаков, по которым его можно отличить от других предметов (цвет, форма, величина и т.п.). И чем больше признаков предметов мы будем знать, тем легче нам будет различать предметы и правильно их себе представлять.
Но сначала проверьте,много ли в словаре Вашего ребенка слов, обозначающих признаки предметов. С этой целью положите перед ним, к примеру, яблоко и спросите его о том, КАКОЕ оно. Многие дети, к сожалению, ограничатся лишь таким ответом: ВКУСНОЕ.
Через некоторое время, после выполнения предлагаемых ниже упражнений, еще раз проверьте ребенка с помощью того же самого вопроса о яблоке (или о любом другом предмете). И Вы услышите, что яблоко БОЛЬШОЕ, КРУГЛОЕ, СПЕЛОЕ, ВКУСНОЕ, КИСЛО-СЛАДКОЕ, РУМЯНОЕ, СОЧНОЕ, АРОМАТНОЕ.
Для того чтобы прийти к такому результату, то есть значительно обогатитьсловарь ребенка именами прилагательными,лучше всего «отработать» признаки предметов по каким-то определенным смысловым группам. Напомним некоторые из этих групп признаков:
1) ВЕЛИЧИНА — большой (маленький, средний), высокий (низкий), широкий (узкий);
2) ФОРМА — круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный, треугольный и пр.;
3) ЦВЕТ — не только основные, но и промежуточные цвета типа «оранжевый», «голубой», «серый», «светло-зеленый», «сиреневый» и др.;
4) ВКУС — горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный и т.п.;
5) ЗАПАХ — приятный, неприятный, смолистый, цветочный и пр.;
6) ТЕМПЕРАТУРА — холодный, горячий, теплый, прохладный;
7) МАТЕРИАЛ, из которого сделан предмет, — деревянный, стеклянный, железный и др.;
8) ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ предмета — мамин, папин, лисий, медвежий и т.д.;
9) ДРУГИЕ ПРИЗНАКИ — шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный и т.п.
Очень многие предметы можно охарактеризовать одновременно почти по всем названным признакам, в чем и следует упражнять ребенка — чем больше он подберет признаков к каждому из предметов, тем лучше.
Большие возможности для обогащения речи ребенка именами прилагательными таятся также в практическом овладении им основными способами их образования от имен существительных. Речь здесь идет в первую очередь об относительных и притяжательных прилагательных.
Одна из наиболее понятных ребенку разновидностей относительных прилагательныхуказывает на материал, из которого сделан или состоит предмет. Объясните ребенку, что если какой-то предмет, например стакан, сделан из стекла, то он стеклянный, а если из дерева, например стол, — то он деревянный, и т.д. Чтобы облегчить ребенку понимание смысла задания, объясните ему также, что даже одни и те же ( то есть похожие, однотипные) предметы могут быть сделаны из разного материала. Например:
миска из дерева — деревянная
миска из железа — железная
миска из глины — глиняная
миска из стекла — стеклянная и т.д.
Убедившись в том, что ребенок понял смысл задания, перейдите к упражнениям в образовании относительных прилагательных. При этом Вы называете материал, из которого сделан предмет, а ребенок образует соответствующее прилагательное. Например: «Этот замок сделан из железа, какой он?» (Железный). Предложите ребенку и другие однотипные задания:
монета из меди — медная ложка из олова — оловянная медвежонок из плюша — плюшевый платье из ситца — ситцевое платье из шелка — шелковое жакет из шерсти — шерстяной шубка из меха — меховая шляпа из соломы — соломенная шляпа из фетра — фетровая сумка из кожи — кожаная чашка из фарфора — фарфоровая ваза из хрусталя — хрустальная повязка из марли — марлевая дом из дерева — деревянный дом из кирпича — кирпичный | стена из бетона — бетонная стена из гранита — гранитная стена из мрамора — мраморная стена из камня — каменная одеяло из пуха — пуховое одеяло из ваты — ватное мяч из резины — резиновый кольцо из золота — золотое кольцо из серебра — серебряное бусы из янтаря — янтарные шкатулка из кости — костяная деньги из бумаги — бумажные папка из картона — картонная ящик из фанеры — фанерный |
В заключение попросите ребенка самостоятельно образовать относительные прилагательные с учетом того материала, из которого сделаны предметы.
Притяжательные прилагательныеуказывают на принадлежность предмета и образуются от соответствующих имен существительных. Ребенку нужно объяснить, что, например, если тапочки принадлежат маме, то они МАМИНЫ, если папе — то ПАПИНЫ, если бабушке — то БАБУШКИНЫ и т.д. То же самое и у животных: если голова принадлежит лошади, то она ЛОШАДИНАЯ, если корове - то КОРОВЬЯ и пр. Поэтому у лошади голова лошадиная, хвост лошадиный, ноги тоже лошадиные и т.д., а у коровы и голова, и хвост, и ноги и все остальное — коровьи. После этого предложите ребенку поиграть в игру «У кого чья голова?», используя для этого приведенный ниже речевой материал. Вы задаете вопросы, а ребенок на них отвечает. Например: «Чья голова у сороки?» Сорочья). Для более легкого усвоения ребенком притяжательных прилагательных они также сгруппированы по принципу сходства окончаний.
У лошади голова лошадиная у тигра — тигриная у осла — ослиная у мыши — мышиная у голубя — голубиная у гуся — гусиная у лебедя — лебединая у орла — орлиная у совы — совиная у утки — утиная у курицы — куриная у петуха — петушиная у змеи — змеиная у комара — комариная у пчелы — пчелиная | у оленя — оленья у лисы — лисья у рыси — рысья у рыбы — рыбья у щуки — щучья у вороны — воронья у птицы — птичья у сороки — сорочья у овцы — овечья у собаки — собачья у кошки — кошачья у волка — волчья у зайца — заячья у белки — беличья у кролика — кроличья у медведя — медвежья у верблюда — верблюжья | у слона — слоновая у ежа — ежовая у крота — кротовая у бобра — бобровая у кита — китовая у ерша — ершовая |
Особое внимание нужно обратить на правильность образования тех притяжательных прилагательных, где имеется чередование согласных в корне слова (МЕДВЕЖЬЯ, ВЕРБЛЮЖЬЯ, а не МЕДВЕДЬЯ, ВЕРБЛЮДЬЯ).
Далее предложите ребенку на приведенных ниже картинках назвать не только головы, но и различные другие части тела животных. Это важно для выработки у него практического умения образовывать притяжательные прилагательные не только женского, но и мужского и среднего рода, а также множественного числа. Рассматривая головы животных, задайте ребенку примерно такие вопросы:
— Чья голова у лошади? (Лошадиная)
— А чье у нее ухо? (Лошадиное)
— А чей нос? (Лошадиный)
— А чьи глаза? (Лошадиные).
То же самое и по всем другим картинкам.
С целью более прочного усвоения ребенком признаков предметов предложите ему такие вопросы обобщающего характера:
1) Что бывает КРУГЛЫМ? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня, арбуз...);
2) Что бывает ДЛИННЫМ? (дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур, хвост, платье, юбка, волосы...);
3) Что бывает ВЫСОКИМ? (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф, шпиль, забор...);
4) Что бывает ЗЕЛЕНЫМ? (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье, глаза, краска ...);
5) Что бывает ХОЛОДНЫМ? (вода, снег, лед, роса, иней, камень, мороженое, ночь, ветер, дождь, зима, осень...);
6) Что бывает ГЛАДКИМ? (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко, клеенка, ткань...);
7) Что бывает СЛАДКИМ? (сахар, конфеты, пирожные, торты, шоколад, вафли, компот, варенье, яблоки, клубника...);
8) Что бывает ШЕРСТЯНЫМ? (платье, свитер, варежки, перчатки, шапка, шарф, брюки, рейтузы, носки, чулки...);
9) Что бывает КОЛЮЧИМ? (еж, роза, кактус, иголки, елка, проволока, кустарники, льдинки...);
10) Что бывает ОСТРЫМ? (нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, клинок, штык, топор, пила, лопата, коса, сверло...);
11) Что бывает ГЛУБОКИМ? (канава, ров, овраг, колодец, река, ручей, море, озеро, яма, тарелка...).
12) Что бывает ЛЕГКИМ? (пух, перо, вата, снежинки...);
Отдельное внимание нужно уделить ознакомлению ребенка с переносным значениемнекоторых имен прилагательных, что способствует качественному обогащению словаря. Речь здесь идет о таких устойчивых выражениях, как СВЕТЛАЯ ГОЛОВА, ЗОЛОТЫЕ РУКИ, ГОРЯЩИЕ или ГОВОРЯЩИЕ ГЛАЗА, ГОРЯЧЕЕ или ЖЕЛЕЗНОЕ СЕРДЦЕ, ТОНКИЙ УМ и др. К сожалению, даже некоторые учащиеся младших классов общеобразовательных школ не могут объяснить этих очень образных выражений «своими словами», а дети дошкольного возраста нередко говорят, что «железное сердце — это значит оно сделано из железа».
Важно также научить ребенка правильному, точному подбору имен прилагательных, уместному употреблению их в речи. Большую помощь в этом может оказать работа с синонимами,то есть словами, близкими по своему значению. К числу синонимов могут быть отнесены, например, такие пары слов: ТЯЖЕЛЫЙ и ТРУДНЫЙ, ХОРОШИЙ и КРАСИВЫЙ. С некоторыми именами существительными может быть употреблен любой синоним из каждой пары, однако ряд существительных требует очень точного подбора синонимов. Например, можно сказать как ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ, так и ТРУДНЫЙ ДЕНЬ, но нельзя сказать ТРУДНЫЙ РЮКЗАК. Или можно говорить о ХОРОШЕЙ КАРТИНЕ и КРАСИВОЙ КАРТИНЕ, но странно прозвучит высказывание о КРАСИВОЙ ПОГОДЕ. Эти тонкости ребенок должен научиться чувствовать. И чем больше будет в его словарном запасе синонимов, тем точнее и правильнее он сможет выражать свои мысли за счет подбора наиболее подходящих по смыслу слов.
Все приведенные здесь упражнения помогут обогатить речь ребенка именами прилагательными, что сделает ее гораздо более богатой и образной. К тому же в процессе всех этих упражнений у него постепенно выработается привычка внимательно присматриваться к предметам, отмечать характерные их признаки, что окажет ему неоценимую помощь в усвоении учебного материала по всем школьным дисциплинам.
Наречияв детской речи появляются раньше, чем прилагательные, — примерно с 1 года 10 месяцев. Сначала они используются ребенком вместо сказуемого («мама там»). И лишь значительно позднее наречия начинают выполнять в речи ребенка свойственную им роль.
Наречия обозначают признаки действий (идти как? — БЫСТРО) или степень качества (ОЧЕНЬ красивый). Поэтому в целях обогащения речи ребенка наречиями важно прежде всего характеризовать выполняемые в повседневной жизни действия: спускаемся по лестнице ВНИЗ, поднимаемся ВВЕРХ, идем БЫСТРО (МЕДЛЕННО), разговариваем ГРОМКО (ТИХО, ШЕПОТОМ), смеемся ВЕСЕЛО, рисуем КРАСИВО, руки моем ЧИСТО, кушаем ХОРОШО, смотрим и слушаем ВНИМАТЕЛЬНО, спать ложимся СПОКОЙНО, здороваемся ВЕЖЛИВО и т.п.
Большой простор для обогащенияречи ребенка наречиямипредставляет характеристика действий животных. Например:
Заяц оглядывается ТРУСЛИВО
медведь идет НЕУКЛЮЖЕ
лиса крадется ОСТОРОЖНО
волк смотрит ЗЛО
корова мычит ПРОТЯЖНО
лошадь несется ВСКАЧЬ
жаворонок поет ЗВОНКО
дятел стучит ГЛУХО
ворона каркает ГРОМКО
чайка кружит ПЛАВНО
собака лает ОТРЫВИСТО
слон идет ВЕЛИЧАВО
олень бежит ГРАЦИОЗНО
черепаха «ползет» МЕДЛЕННО
мышь бежит БЫСТРО
Должное внимание нужно уделить пониманию ребенком и введению в его речь наречий времени: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, УТРОМ, ВЕЧЕРОМ, ДНЕМ, НОЧЬЮ, ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ЗИМОЙ, СКОРО, ДАВНО, НЕДАВНО, РАНО, ПОЗДНО и др. Это будет способствовать более эффективному формированию у него временных представлений, что также очень важно в плане подготовки ребенка к школе.
Нельзя забывать и о характеристике погодных условий, атмосферных явлений и пр. Ребенок должен постепенно узнать, что на улице может быть ТЕПЛО, ХОЛОДНО, ЖАРКО, ПРОХЛАДНО, ВЕТРЕНО, ДОЖДЛИВО, ПАСМУРНО, МОКРО, СЫРО, СУХО, ПЫЛЬНО, СВЕТЛО, ТЕМНО, СУМРАЧНО, СОЛНЕЧНО, ТУМАННО, МОРОЗНО, СНЕЖНО, ВЬЮЖНО и т.п. Все это также будет способствовать обогащению его словарного запаса.
Однако каким бы богатым запасом слов ни обладал ребенок, для полноценности его устной речи этого мало. Как отмечалось выше, нужно еще умение активно пользоваться имеющимся словарным запасом, строить из отдельных слов целые предложения и связные высказывания, поскольку только таким путем можно достаточно ясно выразить свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо уметь грамматически правильно связывать отдельные слова между собой, согласовывать их друг с другом в соответствии с имеющимися в языке закономерностями.
Словарным запасом и грамматическим строем речи ребенок овладевает в тесном единстве, одновременно совершенствуя и то и другое в повседневной практике речевого общения. Но поскольку нередко наблюдаются особые трудности в усвоении грамматических норм, то далее мы отдельно рассмотрим особенности овладения детьми грамматическим строем речи, а также некоторые приемы оказания помощи им в этом непростом деле.
Грамматика
Период собственно грамматического речевого развития ребенка начинается с момента его поступления в школу, где язык становится предметом сознательного изучения. Здесь ребенок целенаправленно усваивает определенные языковые закономерности (системы склонений, спряжений, основные способы словообразования и пр.). Однако задолго до этого, еще в дошкольном возрасте, в процессе практического овладения речью, ребенок усваивает основные закономерности языка. Так, 3-4-летний малыш, еще не знающий никаких грамматических правил, вполне грамотно строит предложения, правильно согласуй в них слова. Таким образом, в период школьного обучения усвоение грамматической системы языка получает лишь свое сознательное завершение. Но если в период дограмматического речевого развития основные закономерности языка по тем или иным причинам окажутся не освоенными ребенком в практике речевого общения, то в школе ему будет уже достаточно сложно овладеть ими только за счет сознательного изучения грамматических правил — ребенку будет не на что опереться из своего прежнего практического речевого опыта.
Поэтому далеко не случайно прекрасный знаток детской речи А.Н.Гвоздев характеризует дошкольный период как период усвоения морфологической системы языка. К этим словам следует отнестись со всей серьезностью, приложив все усилия к тому, чтобы эта система действительно была в должной мере усвоенаребенком на практическомуровне.
По А.Н.Гвоздеву, к 4 годам ребенок овладевает морфологической системой словоизменения: в практике речевого общения он усваивает основные типы склонений и спряжений. В процессе словоизменения (например, при изменении существительных по падежам) основное значение слова не меняется. Разные грамматические формы одного и того же слова (РУКА, РУКИ, РУКЕ, РУКОЙ) выражают лишь разные отношения этого слова в предложении. Для ребенка это оказывается гораздо более понятным и доступным, чем образование новых слов (РУКА — РУЧКА — РУЧНОЙ - ПРИРУЧИТЬ). По этой причине морфологической системой словообразования ребенок овладевает значительно позднее — в период от 4 до 8 лет (до 3"лет им усваивается только образование новых слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: ДОМ — ДОМИК, ГОЛОВА - ГОЛОВКА). При словообразовании меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении (ЛЕС — ЛЕСНИК — ЛЕСОК — это разные слова одного и того же корня).
В период практического овладения грамматическими системами языка в речи ребенка обычно наблюдаются так называемые «возрастные» аграмматизмы, при которых слова связываются между собой вопреки законам грамматики. Такие аграмматизмы до определенного возраста представляют собой вполне закономерное явление. Однако к 4 годам, то есть ко времени окончательного усвоения системы словоизменения, в детской речи должны исчезнуть неправильные падежные окончания имен существительных и прилагательных, а также неправильные окончания глаголов. К 7-8 годам должны исчезнуть и ошибки словообразования (у многих детей они исчезают значительно раньше). Если этого не происходит, то с ребенком нужно работать над воспитанием у него прочных грамматических стереотипов, опираясь на которые он сможет в дальнейшем постепенно усвоить языковые нормы. Достигается это путем систематических упражнений в правильном употреблении различных грамматических форм. Такие упражнения полезны и для всехдетей дошкольного возраста — легче предупредить задержку возрастных аграмматизмов в речи ребенка, чем потом их преодолевать.
Приводимые ниже приемы работы могут быть использованы также для преодоления аграмматизмов у школьников. Эти приемы настолько просты, что применение их доступно любому неспециалисту. Конкретным упражнениям во всех случаях предпосланы краткие сведения о ходе усвоения ребенком различных грамматических форм, что позволит родителям и воспитателям лучше ориентироваться в проблеме.