Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям, не имеющим нарушений отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи) и не являющимся умственно отсталыми. Но они отличаются от других детей тем, что испытывают стойкие трудности при обучении по общеобразовательным программам. За последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с ЗПР. В настоящее время они составляют более 20 % детской популяции. Это часть той группы детей, которая в мировой психологической и медицинской литературе называется «дети с минимальной дисфункцией мозга», а в педагогической – дети с трудностями в обучении или медленно обучающиеся [4].

Дети с ЗПР на период начала обучения в школе испытывают некоторые трудности при формировании наглядно-образного мышления, что негативно сказывается на дальнейшем обучении в школе. Изучением данной проблемы занимались Выготский Л.С., Немов Р.С., Рубинштейн С.Л., Сохин Ф.А., Урунтаева Г.А., Ядэшко В.И. и др.

Активные психологические исследования мышления ведутся, начиная с XVII века. В это время и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама способность к мышлению считалась врожденной, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития [3].

Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта.

В бихевиоризме мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач.

Большое влияние на исследования мышления оказали работы школы гештальтпсихологии. В работах Келера В., Вертгеймера М., Дункера К. мышление рассматривается как внезапное, неподготовленное прежним опытом и знаниями «понимание» ситуации.

Определенные заслуги в решении проблем психологии мышления есть и у психоанализа. Они связаны с привлечением внимания к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека [2].

В отечественной психологической науке, впервые появилась возможность ставить и решать вопросы о генезисе мышления, о его формировании и развитии у детей в результате целенаправленного обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны.

По генезису развития различают мышление наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Наглядно-образное мышление является опорой для словесно-логического мышления.

Опираясь на особенности детей с ЗПР, были выявлены особенности развития наглядно-образного мышления этих детей. Мышление характеризуется отставанием в темпе развития, у детей отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного орудия, дети с ЗПР младшего школьного возраста недостаточно обобщают свой собственный опыт и не могут использовать его при решении новых задач, что выражается в отсутствии его переноса; не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, у них затруднен анализ этих условий. Поэтому они не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия. При этом у них отсутствуют подлинные пробы и в процессе решения практических задач они не пользуются речью.

Для изучениянаглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста мы использовали методики Забрамной С.Д. «От диагностики к развитию» [1]:

- методика № 1. «Установление закономерностей»;

- методика №2 «Исключение неподходящей картинки»;

- методика № 3. «Составление целого из частей».

В исследовании приняли участие 10 учащихся. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №73. По результатам проведения диагностики было выявлено, что не все учащиеся могли самостоятельно справиться с заданием, нуждались в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания. Важно отметить, что испытуемые недостаточно владеют необходимыми операциями в умственном плане. После выполнения упражнений не все испытуемые были заинтересованы в результатах своей деятельности.

По итогам обследования нами была определена коррекционная работа по развитию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Всю коррекционную программу, направленную на развитие наглядно-образного мышления детей, можно условно разделить на 3 этапа.

1. Развитие соотношения между словом и образом.Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности.

2. Развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.В процессе проведения игр дети с ЗПР учатся ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинации отдельных образов, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и словесном плане.

3. Развитие целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках.На начальном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт.

В дальнейшей работе необходимо учить детей устанавливать причинно-следственные связи между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках. Необходимо уделять большое внимание развитию у детей с ЗПР процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключений. В дальнейшем на данном этапе коррекционная работа должна быть направлена на развитие умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Список литературы

1. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик, В. Н. Секачев. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 140с.

2. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет [Текст] / А. З. Зак. – М. : Педагогика, 1998. – 250с.

3. Лебединская, К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / К. С. Лебединская. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 176 с.

4. Лубовский, В. И. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский. – Смоленск, 1994. – 210 с.

Наши рекомендации