Особенности воображения детей с нарушениями интеллекта
Проблему развития воображения как творческой способности личности активно разрабатывали такие ученые и психологи-практики как (Дж. Гилфорд, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Дж. Родари, , Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова, Е.П.Торренс и др.).
В ходе исследования проблемы воображения получен значительный опыт определения условий развития и особенностей функционирования этого психического процесса у дошкольников (Л.C. Выготский, О.Г. Боровик, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Н. Палагина, Е.Е. Сапогова, и др.).
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, и его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Воображение – это процесс психического отражения, состоящий в создании представлений об объектах или событиях, никогда в целом субъектом не воспринимающихся в действительности, путем переработки материала предшествующего личного опыта; это отражение реальности в новых, необычных сочетаниях и связях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует картины не соответствующие реальности, то оно носит название фантазии.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
1. Представление действительности в образах, а так же возможность пользоваться ими. Эта функция воображения связанна с мышлением и органически в него включена.
2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности. Снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
3. Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4. Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.
Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности.
Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Дальнейшее развитие воображение получает в играх. О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры.
В детском возрасте воображение имеет две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Аффективно-защитная роль воображения заключается в предохранении растущей, легко ранимой и слабо защищенной души ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.
Воображение важно для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.
Кузнецова Л.В. и Переслени Л.И. рассматривали понятие умственная отсталость, как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).
По мнению Катаевой А.А. и Стребелевой Е.А., у детей с нарушениями интеллекта отмечается более замедленный темп развития всех процессов, чем у детей с нормальным развитием.
Недоразвитие и анормальность созревания первичных познавательных процессов восприятия, мышления, внимания, памяти, недостаточное развитие речи, а также инактивность всех этих процессов, дают возможность предполагать наличие у детей, рассматриваемой категории, специфических особенностей становления элементов воображения.
К таким качественным своеобразием воображения детей с нарушением интеллекта можно отнести следующие.
1. Нарушение самого механизма воображения. В основе функционирования и регуляции воображения лежит образование, объединение, перегруппировка и воспроизведение образов предметов и явлений окружающего мира. А такие особенности аналитико-синтетической деятельности детей, как недоступность самостоятельных обобщений, проблематичность группировки по новому признаку и другие, затрудняют или даже, в некоторых случаях, делают невозможным создание новых целостных образов.
2. Запаздывание формирования воображения. Становление воображения, как познавательного процесса, происходит параллельно с развитием наглядно - действенного мышления, опирающегося на непосредственное восприятие объектов окружающего мира и решение задач путём реальных, физических преобразований с ними.
3. Качественное недоразвитие воображения. Объяснением этой особенности может послужить очевидность взаимосвязи воображения с мышлением и патологическое формирование последнего. Замедленное и аномальное формированием мышления в понятиях, свойственное детям рассматриваемой категории, мешает им отвлечься от конкретного, буквального значения слова и приводит к затруднениям формирования новых образов. Примером может служить недостаточное понимание детьми метафор, переносного значения слова, символических выражений.
4. Отсутствие творчества. Причинами дефицита творческой деятельности являются конкретность, тугоподвижность, стереотипность и слабость регулирующей роли мышления детей с нарушением интеллекта. Здесь же следует сказать и об инактивности этого процесса – дети, рассматриваемой категории не обнаруживают стремления к творчеству, а довольствуются конкретной задачей. Воображение пассивно, ребенок не ставит перед собой специальной задачи вообразить.
Так же воображение детей с нарушениями интеллекта отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций. Средства выразительности образов остаются на самом примитивном уровне, творчество остается на самой низкой ступени, наблюдается стереотипность образов.
Воображение носит воспроизводящий характер, а образы, созданные ребенком, совпадают с образами памяти. Вместе с тем оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и явлениям.
Изучив данные, которые имелись в литературе по проблеме воображения у детей с нарушениями интеллекта, мы сделали следующие выводы: если у детей дошкольного возраста имеются нарушения интеллекта, то воображение будет характеризоваться следующими особенностями:
- узость развития творческого мышления и воображения;
- преобладание репродуктивных видов деятельности;
- невозможность создания качественно новых продуктов деятельности.
Список литературы
1. Богословский, В. В. Основы общей психологии : учеб.пособие для студ. пед. ин-тов. – 3-е изд., перераб. [Текст] / В. В. Богословский. – М. : «Академия», 1981.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : “СОЮЗ”, 1997.
3. Немов, Р. С. Психология . В 3 т. Т 2. [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2008.
4. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Учпедгиз., 1960.