Профессиональной аттестации кадров

Аттестация работников –инструмент,позволяющий ра-ботодателю на основе оценки трудовой деятельности работни-ков (проверке деловых качеств, уровня знаний, навыков, опре-делить наличие у них достаточной квалификации, а также со-ответствие занимаемой должности или выполняемой работе.

Обязательной аттестации подлежат работники тех сфер профессиональной деятельности, для которых данное требова-ние установлено нормативными правовыми актами: педагоги-ческие и руководящие работники государственных и муници-пальных образовательных учреждений, государственные граж-данские служащие, средние медицинские, фармацевтические

и социальные работники, работники органов прокуратуры, со-трудники МЧС России и другие категории работников.

Проведение аттестации для молодых работников через 2–3 года работы. Основная функция первичной аттестации – определение профессионального соответствия должности

и составление перспективного плана его профессионального развития.

Необходимость определения соответствия специалиста за-нимаемой должности может возникнуть также применительно

к работнику со стажем. Изменение условий оплаты труда, ха-рактера и содержания труда, введение новой техники, переход на новые технологии – требуют подтверждения соответствия занимаемой должности. Профессиональное несоответствие ра-ботника может возникнуть в связи возрастными изменениями и профессиональными деформациями.

Для определения критериев и параметров, характеризую-щих профессиональную деятельность работника, нужен ана-лиз профессиональных функций и типичных видов деятельно-сти. Определив базовые показатели результативности дея-

тельности, необходимо спроектировать методику их оценки.

Оценка результативности деятельности должна стать осно-

вой ее совершенствования. Следует иметь в виду,что аттеста-ция не самоцель. Ее главное предназначение – стимулирование профессионального развития и совершенствование деятельно-сти работников.

Аттестация является фактором профессионального роста и непрерывного последипломного образования. Аттестация призвана стимулировать профессиональный рост и актуализи-ровать профессионально-личностный потенциал работника, а для этого необходима оценка уровня выраженности социаль-но и профессионально важных характеристик.

Профессиональная рефлексия возможна на основе диагно-стики и самодиагностики профессиональных качеств специали-ста. Значит, прежде всего нужно определить состав социально и профессионально важных качеств, которые органично вписы-ваются в квалификацию и должностные обязанности специали-ста. Их называют ключевыми способностями. Каждая профес-сия, очевидно, имеет свой состав и свои нормы выраженности ключевых способностей. Их диагностика возможна на основе уже имеющихся методик, а в отдельных случаях потребуется разработка новых.

При аттестации следует учитывать нравственный аспект профессиональной деятельности работника. В каждой профес-сии существуют корпоративные нормы морали и этика пове-дения. Соблюдение их имеет важное значение для руководи-телей учреждений и организаций. Профессиональная мораль влияет на социальную обоснованность принятия решения,

качество продукции, кадровую политику руководителя, воз-можные побочные неблагоприятные для экологии последст-вия деятельности организации, социально-психологический климат в коллективе.

Аттестация должна улавливать субъективное отношение специалиста к своему делу, профессии. Этот принцип можно на-звать принципом профессиональной идентификации. Степень отождествления себя с социально-профессиональной группой

и преданность своему учреждению порождают чувство корпо-ративности, которое сплачивает, объединяет профессиональ-ный коллектив.

С учетом того, что любая профессиональная деятельность деформирует личность, ведет к образованию профессионально нежелательных качеств, аттестация призвана также обеспечить коррекцию профессионального развития личности. Значит, по-мимо состава ключевых способностей нужно определить профес-сионально нежелательные качества, возможные профессиональ-

ные деформации личности и, конечно, методы их диагностики.

Таким образом, основными направлениями измерения лич-ного и профессионального развития являются знания, личност-ные качества, опыт.

Результаты диагностики ключевых способностей и профес-сионально нежелательных качеств должны мотивировать дальнейшее профессиональное развитие специалиста и повы-шение его квалификации. Чтобы решить эту проблему аттеста-ции, нужно пересмотреть сложившуюся систему повышения квалификации специалиста. Оправданно повышение квалифи-кации перед аттестацией. Аттестуемому следует предоставить возможность самому повысить квалификацию по профессио-нально-квалификационной программе аттестации, включаю-щей также самооценку результативности профессиональной деятельности и самодиагностику ключевых способностей, ко-

торой нужно придать Аттестация персонала призвана решать следующие соци-

ально-экономические и профессионально-психологические задачи:

– устанавливать профессиональное соответствие специали-ста занимаемой должности и квалификационной категории, на которую он претендует;

– дифференцировать оплату труда работника в зависимо-сти от результативности его деятельности;

– стимулировать повышение профессионально-личност-ного потенциала специалиста;

– осуществлять коррекцию профессиональных деформаций личности и нейтрализовать профессионально нежелательные качества;

– способствовать дальнейшему росту профессионально-образовательного уровня работника.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских занятиях:

1. Категории работников, подлежащих аттестации. Пер-вичная аттестация.

2. Аттестация – фактор профессионального роста и непре-рывного последипломного образования.

3. Основные направлениями измерения личного и профес-сионального развития.

4. Методы диагностики профессиональных и личностных качеств специалиста.

Задания для практической работы:

1. Заполните таблицу, в которой одна колонка содержит список основных «ключевых способностей», личностных ка-честв, знаний, которыми должен обладать профессионал по ва-шей специальности, в другой колонке напротив каждого на-именования напишите аргумент – мотивацию для развития данного личностного качества у работника.

2. Определите возможные методы диагностики профессио-нальных и личностных качеств профессионала по вашей специ-альности.

3. Разработайте три проблемные ситуации, которые на ваш взгляд можно было бы предложить для решения аттестуемому работнику по вашей специальности (в комплексе с другими ме-тодами) для определения уровня его профессионального опыта

и диагностики личностных качества.

Темы рефератов

1. Аттестация как научно-практическая проблема. Истори-ческий экскурс.

2. Организация службы развития персонала на предприятии.

3. Оценка эффективности переподготовки и повышения квалификации.

4. Проблема мотивации профессионального развития сотрудника на предприятии.

5. Ротация – целенаправленное движение по замене персо-нала по подразделениям. Развивающий потенциал ротации.

Рекомендуемая литература

1. Веснин В. Р. Менеджмент : учебник для вузов / В. Р. Вес-

нин. – М. : Проспект, 2006. – 504 с.

2. Деркач А. А. Акмеология / А. А. Деркач. – М. : РАГС, 2006. – 280 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для ву-зов / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический проект, 2003. – 329 с.

4. Управление персоналом организации : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 411 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написание данного пособия обусловлено потребностью

в учебно-методической поддержке студентов – магистрантов, обучающихся по различным направлениям. Образовательные программы высшего профессионального образования специа-лизированной подготовки магистра предусматривают подго-товку по нескольким видам деятельности. Наряду с научно-исследовательской, проектной, проектно-конструкторской, опытной и технологической, это еще и научно-педагогическая деятельность.

Будущая профессиональная деятельность магистров связа-на с обучением взрослого человека (студенты в возрасте от 18 лет, студенты заочники). Поэтому будущим магистрам необ-ходимо иметь знания по теории обучения и воспитания, знать особенности применения знаний по педагогике для преподава-ния научного знания взрослой аудитории.

В данном пособии представлены теоретические основы та-ких пересекающихся по многим вопросам наук как педагогика и андрагогика. Отдельные вопросы освещены в разрезе психоло-гии как науки, тесно связанной с педагогикой и андрагогикой.

Задачей учебного пособия является не только освещение теоретических вопросов, но и еще практическая подготовка ма-гистранта, в том числе, подготовка к педагогической практики. Ввиду практической значимости в пособии представлены для решения педагогические ситуации, предложены вопросы, имеющие в большей степени практическую направленность. Выполнение подобных заданий будет способствовать не только развитию профессиональной компетентности магистранта. Изу-чение дисциплины «Андрагогика» как правило, заставляет обу-чаемого занять рефлексивную позицию, отследить свои лично-стные качества, особенности поведения как субъекта обучения так и особенности субъекта преподавания. Поэтому, к ряду но-вообразований личности можно будет также отнести развитие профессионального самосознания, формированию профессио-нальной самооценки личности будущего преподавателя.

ГЛОССАРИЙ

Педагогика–это наука о педагогическом процессе,обеспе-чивающем развитие человека в рамках конкретной педагогиче-ской системы. Основными категориями педагогики являются «воспитание», «обучение», «образование».

Воспитание–целенаправленный и организованный про-цесс формирования личности.

Обучение–процесс взаимодействия учителя и учащихся

в результате которого обеспечивается развитие ученика. Образование–результат обучения.

Развитие–это процесс и результат количественных и ка-чественных изменений в организме человека.

Формирование–процесс становления человека как соци-ального существа под действием всех без исключения факто-ров: экологических, социальных, экономических, идеологиче-ских, психологических.

Система педагогической науки–это последовательностьсвязей педагогических отраслей, изучающих воспитание чело-века на всем протяжении его развития и формирования.

Методология(от лат. «методос» –путь) –общий подходк познанию, его направленности.

Общая педагогикаисследует основные закономерностивоспитания человека, раскрывает сущность, цели, задачи и за-кономерности воспитания, его роль в жизни общества и разви-тия личности, процесс образования и обучения.

Возрастная педагогика–изучает особенности воспитаниялюдей на различных этапах возрастного развития.

Специальная педагогика–дефектология,изучающая осо-бенности развития, обучения и воспитания аномальных детей.

История педагогикиизучает развитие педагогическихидей и практики воспитания в различные исторические эпохи.

Для обучения характерны следующие признаки: двусто-ронний характер; совместная деятельность учителя и учащих-ся; руководство со стороны учителя; специальная, планомерная организация и управление; целостность и единство; соответст-вие закономерностям возрастного развития учащихся; управ-ление развитием и воспитанием учащихся.

Дидактика(от греч.дидактикус–поучающий и дидаско–изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Основные категории дидактики:преподавание,учение,обучение, образование, знание, умение, навыки, цель, содержа-ние, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения, технология обучения.

Дидактика–наука об обучении и образовании,их целях,содержании, методах, средствах, организации, достигаемых ре-зультатах.

Преподавание–упорядоченная деятельность педагога пореализации цели обучения, обеспечение информирования, вос-питания, осознания и практического применения знаний.

Учение–процесс,в ходе которого на основе познания,уп-ражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога

с учащимся, направленное на достижение поставленной цели. Образование–система приобретенных в процессе обуче-

ния знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знания–совокупность идей человека,в которых выража-ется теоретическое овладение этим предметом.

Умение–овладение способами(приемами,действиями)применения усвоенных знаний на практике.

Навыки–умения,доведенные до автоматизма,высокойстепени совершенства.

Цель (учебная, образовательная)–то,к чему стремитсяобучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучение, образование)–система научныхзнаний, практических умений и навыков, способов деятельно-сти и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Метод(от лат.методос–путь,способ) –путь достиженияцели и задач обучения.

Принципы обучения–это знания о сущности,содержании,структуре обучения, его законах и закономерностях, выражен-ные в виде норм деятельности, регулятивов для практики.

Содержание учебного процесса определяется:учебнымипланами, учебными программами, учебными книгами, элек-тронными накопителями информации.

Воспитание–процесс целенаправленного формированияличности.

Воспитание является двусторонним действием:с однойстороны – деятельность педагога, с другой – деятельность вос-питанника.

Воспитатель–это лицо,которое осуществляет воспитание(т. е. передает опыт поколений). Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Он отличается: длительностью, непрерывно-стью, комплексностью, вариативностью.

Самовоспитание–это деятельность человека с целью со-вершенствования своих качеств и преодоления недостатков.

Воспитательный процесс состоит из отдельных ситуаций. Воспитательная ситуация–это состояние процесса вос-

питания в какой-то момент педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося, в определенный период, в кон-кретных объективных и субъективных условиях.

Диалектика воспитательного процессараскрывается в егопротиворечиях, которые бывают внутренними и внешними.

Семейное воспитание–общее название для процессоввоздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществля-ется в неразрывном единстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М. : Высшая школа, 1991. – 207 с.

2. Вербицкий А. А. Менеджер в роли учителя: Материалы к курсу «Психология и педагогика» / А. А. Вербицкий, А. Г. Чер-нявская. – Жуковский : ИЦ, 1999. – 82 с.

3. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма

и контекстное обучение / А. А. Вербицкий. – М. : ИЦ, 1999. –75 с.

4. Вербицкий А. А. Развитие мотивации студентов в кон-текстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. – М. : Ло-

гос, 2000. – 184 с.

5. Виленский М. Я. Технологии профессионально-ориен-тированного образования в высшей школе / М. Я. Виленский, П. И. Образов, А. И. Уман. – М. : Педагогическое общество в Рос-

сии, 2004. – 364 с.

6. Гессен С. И. Основы педагогики / С. И. Гессен. – Берлин : Книгоиздат-во «Слово», 1995. – 448 с.

7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. – 613 с.

8. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. О коллек-тивном способе учебной работы / В. К. Дьяченко. – М. : Просве-

щение, 1991. – 192 с.

9. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. – М. : Педагогика, 1990. – 168 с.

10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как резуль-тативно-целевая основа компетентностного подхода в образо-вании / И. А. Зимняя. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., исправ. и перераб. – М. : Ло-

гос, 2001. – 384 с.

12. Зинченко В. П. Человек развивающийся. Очерки россий-ской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. – М. : Тривола, 1994. –204 с.

13. Ильин Г. Л. Сюжетное мышление в проективном образо-вании / Г. Л. Ильин // Гуманистические тенденции в развитии

непрерывного образования взрослых в России и США / ред.

М. В. Кларин, И. Н. Семенов. – М. : ИТПиМИ в ОРАО, 1994. –125 с.

14. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М. : Педагогика, 1990. –144 с.

15. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и моде-

ли / М. В. Кларин. – М. : Наука, 1997. – 223 с.

16. Коул Майкл. Культурно-историческая психология / Майкл Коул. – М. : Логос, 1997. – 304 с.

17. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обу-

чения: методологический анализ / В. В. Краевский. – М. : Про-

свещение, 1977. – 240 с.

18. Краткий психологический словарь / М. Г. Ярошевский [и др.] ; под ред. А. В. Петровского. – Ростов н/Д. : Феникс, 1998. – 494 с.

19. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонть-ев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Нальчик : Изд. центр Эльфа, 1996. – 160 с.

20. Милорадова Н. Г. Мышление в дискуссиях и решениях

задач : учеб. пособие / Н. Г. Милорадова. – 2-е изд., доп. и пере-

раб. – М. : Изд-во АСВ, 2000. – 315 с.

21. Милорадова Н. Г. Психология и педагогика : учеб. посо-бие / Н. Г. Милорадова. – М. : Гардарики, 1999. – 335 с.

22. Новиков А. М. Профессиональное образование в Рос-сии / А. М. Новиков. – М. : Российская академия образования, Ис-следовательский центр проблем качества подготовки специа-

листов, 1997. – 253 с.

23. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / Е. А. Кротков [и др.] ; под ред. А. А. Радугина. – М. : Просвещение, 1996. – 135 с.

24. Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

25. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего обра-

зования: от деятельности к личности : учеб. пособие /

С. Д. Смирнов. – М. : Академия, 2001. – 304 с.

26. Татур Ю. Г. Образовательная система России: Высшая школа / Ю. Г. Татур. – М. : ИЦ ПКПС, 1999. – 278 с.

27. Теории учения. Ч. 1 : хрестоматия / Н. Ф. Талызина [и др.] ; под ред. И. А. Володарской. – М. : Редакционно-изда-тельский отдел «Помощь», 1996. – 328 с.

28. Цукерман Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукер-ман, Б. М. Мастеров. – М. : Интерпракс, 1995. – 133 с.

29. Шадриков В. Д. Происхождение человечности : учеб. по-собие / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 2003. – 296 с.

У ч е б н о е и з д а н и е

КохМарина Николаевна

ПешковаТатьяна Николаевна

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

И АНДРАГОГИКИ

Учебное пособие

В авторской редакции

Подписано в печать 19.01.2015. Формат 60 × 84 1/16.

Усл. печ. л. – 5,2. Уч.-изд. л. – 4,1.

Тираж 100 экз. Заказ № .

Типография Кубанского государственного

аграрного университета.

350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13


Наши рекомендации