Определение времени года по картинкам

(предлагается с 5 лет)

Цели: выявление полноты и точности представлений о вре­менах года. Запас сведений об окружающем мире. Способность на основе анализа ситуации установить причинно-следствен­ные зависимости. (Задание может быть включено в беседу и заменить вопросы, направленные на выявление запаса сведе­нии о природных явлениях, растительном мире и т. п.)

Оборудование: четыре картинки с изображением времен года. 12 картинок с изображением различных предметов, от­носящихся к определенному времени года.

Процедура проведения. Перед ребенком поочередно выкла­дывают четыре картинки большого размера с изображением разных времен года, сопровождая каждую вопросом: «Когда это бывает?», «Когда бывает снег?» и т. п. После рассматривания этих картинок ребенку дают 12 картинок меньшего размера и просят разложить их на соответствующие большие картинки.

Инструкция: «Посмотри, к какому времени года подходит каждая картинка, и положи ее туда».

При обработке результатов выполнения заданий, направлен­ных на изучение особенностей развития сенсорно-перцептив­ной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточно­стью, можно руководствоваться следующей универсальной си­стемой оценок.

0 баллов- ребенок не выполняет задание, не понимает пред­ложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предме­тов, не использует обследовательские действия для их обнару­жения, в деятельности преобладают неспецифические манипу­ляции.

1 балл- ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, применяя специфические манипуляции, может подражать действиям взрослого, доста­точно успешно справляется с заданием по подражанию («под диктовку»), систематические представления о цвете, форме, величине не сформированы.

2 балла- ребенок проявляет интерес к заданиям, выполня­ет их по подражанию (отраженно), а в ряде случаев — по об­разцу, сличает цвет, форму, величину предметов при действиях с дидактическими игрушками, понимает название 1-2 форм, 1-2 цветов, контрастных величин (большой - маленький).

3 балла- ребенок выполняет предложенные задания, ис­пользуя образец, в ряде случаев может использовать пробы (под руководством педагога), сличает цвет, форму, величину пред­метов, знает название 3-4 форм, 3-4 цветов, величин (боль­шой, самый большой и пр.) и иногда самостоятельно называет их, используя предэталонные названия, может под руковод­ством педагога использовать результат обследования в продук­тивной деятельности.

4 балла- ребенок выполняет предложенные задания по образцу или по словесной инструкции, использует пробы, а в ряде случаев — метод зрительного соотнесения, знает название пяти и более геометрических форм, пяти и более величин, вы­деляет плоскостную фигуру из объемной, самостоятельно на­зывает внешние свойства предметов, использует их под руко­водством педагога в продуктивной деятельности и повседнев­ной жизни.

Подсчитывается общая сумма баллов за все задания. На этом основании у детей можно выделить этапы развития восприя­тия.

0-21 балл - подготовительный этап. Детям доступно лишь зрительное соотнесение цвета, формы или величины предме­тов при жестком контроле со стороны педагога, либо они не справляются с этим. Инструкцию либо плохо понимают, либо действуют до ее предъявления, необходимо не только повтор­ное ее предъявление, но и показ способа действия. Часто встре­чаются неадекватные действия. При выполнении заданий внеш­ние признаки предметов не учитываются, однако детям доступ­но выполнение заданий по подражанию.

22-42 балла - первый этап. Дети не только зрительно соот­носят признаки предметов, но и в ряде случаев могут выделить его по слову. Для понимания инструкции требуется ее повтор или подкрепление показом. Задания выполняются по подра­жанию, реже — по образцу.

43-63 балла - второй этап. Дети способны выделить не­обходимый признак по слову, а в ряде случаев и назвать его, хотя и ошибочно. Инструкцию понимают правильно, но в ряде случаев требуется ее повтор. Задание выполняется по словес­ной инструкции или по образцу.

64-84 балла - третий этап. Дети выделяют и в некоторых случаях самостоятельно называют требуемый признак. Харак­терно правильное понимание предлагаемой инструкции, хотя в некоторых случаях требуется ее повторение. Задания выпол­няются по словесной инструкции, при этом дети применяют «высокие» пробы, а в ряде случаев - метод зрительного соот­несения.

Результаты обследования фиксируются в карте развития ре­бенка.

ПРИМЕРНЫЙ ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

По результатам изучения специалистами особенностей раз­вития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недо­статочностью (в том числе сенсорно-перцептивной сферы) пе­дагоги заполняют «Карту развития ребенка», составной частью которой является раздел, отражающий степень развития вос­приятия дошкольников. Фрагмент этой карты может выглядеть следующим образом.

Наши рекомендации