Что делать вожатому малышей (6-8 лет) и младших подростков (9-11 лет)
1. Найдите в ребенке что-нибудь, достойное похвалы.
У ребенка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение – это главное, что
вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство,
тем лучше.
Мы часто хвалим малышей и забываем это делать с подростками. Пусть,
например, ребенок три раза промахнулся в спортивной игре. Ему говорят: «Да, ты
промахнулся, но техника удара у тебя хорошая». Пусть он неуверен на вечернем
огоньке : «Да, ты пока стесняешься, зато у тебя здорово получается выдумывать
смешные истории про животных» и т.д.
2. Не ругайте, а учите!
Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля
негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты
тупой'», «У тебя что, мозги не работают?» и т.п. И маленький человек может, в
конце концов, поверить всем словам, сказанным ему взрослым в порыве гнева.
Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо»
должно стоять объяснение.
Ты не так держишь мяч.
Держи его обеими руками перед собой.
Всегда давайте понять ребенку, чего вы от него хотите, а не только чего вы не
хотите. В сложной ситуации лучше запоминаешь то, что слышишь последним. Это
последнее напутствие должно быть позитивным.
3. Оцените сильные стороны детей.
Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не
прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у
ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у
тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности
ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.
4. Развивайте в ребенке уверенность в себе.
Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части
действия, которое вызывает страх, создав уверенность в возможности преодолеть
отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает
самооценку, что, в свою очередь, способствует успеху. А хорошо выполненное дело
позволяет оценивать себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.
5. Научите ребенка расслабляться.
Умение расслабиться важно для вашего успеха. Когда вы не напряжены, то
думаете более четко и ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с
дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо
подумать, чтобы снять напряжение. Пусть ваш ребенок думает об этом, пока не
успокоится.
6. Сосредоточьтесь! Сосредоточьтесь!
Давайте ребятам маленькие упражнения на внимание (их можно найти в
книгах, посвященный театральной педагогике, а точнее тренингу).
7. Репетируйте про себя.
Перед мероприятием попросите ребят представить себе само мероприятие и
проиграть все, что может на нем произойти. После нескольких репетиций само
мероприятие покажется пустяком.
8. Напоминайте ребенку о его успехах.
Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки
будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать.
9. Идите к цели постепенно.
Можно нарисовать лестницу с успехами на верхней ступеньке и повесить ее на
видном месте. А на разных ступеньках напишите условия достижения и т.д.
Зависимость людей друг от друга ставит проблему человеческих
взаимоотношений в самый центр жизни человека. Люди нуждаются в общении на
каждом возрастном этапе, но именно в подростковом возрасте общение со
сверстниками выходит на первый план и становится источником развития. Начиная
с раннего возраста, ребенок нуждается в общении со сверстниками и, чем старше он
становится, тем больше эта потребность возрастает. В подростковом возрасте
осуществляется переориентация с родителей на сверстников в большей степени
равных себе по положению. Так называемая переориентация обязательно
происходит, как бы она не протекала, хоть медленно или плавно, хоть
скачкообразно.
Реализация личности подростка происходит в процессе межличностного
общения. Для этого необходимыми условиями являются личная свобода и
ответственность. Подросток отстаивает свою свободу и ответственность как право
стать взрослым. Часто принимает негативную позицию в отношении родителей. В.
Н. Мясищев дает определение понятию «отношения», как системе избирательных,
сознательных, а так же индивидуальных связей личности с внешним миром.
Отношения включают в себя:
оценка и познание людьми друг друга;
аттрактивность (симпатия);
взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Проблема взаимоотношений в малой группе анализируется в трудах
отечественных и зарубежных исследователей таких как, В. Н. Мясищев, В. М.
Бехтерев, Н. И. Обозов, Б. Г. Ананьев, Дж. Морено, У. Самнер и т. д. Отношения со
сверстниками строятся как равноправные, с родителями же неравноправные.
Общение в кругу сверстников приносит пользу подростку в удовлетворении его
потребностей, интересов. Он отдаляется от семьи, больше находится со
сверстниками. Условия психологического климата в коллективе подростков
обуславливает приемлемый уровень межличностных отношений.
В коллективе имеются следующие роли:
«Звезда» — они притягивают к себе других людей. «Ведут» за собой других
учащихся, т. е. являются лидерами; они жизнерадостные, дружелюбные, с другими
не конфликтуют, отзывчивые.
«Предпочитаемые» –с этими людьми хотят общаться, к ним тянутся другие, им
комфортно в коллективе.
«Пренебрегаемые» –данный социометрический статус является менее
благоприятным. В коллективе сверстников у них немного друзей, чаще всего 1
близкий друг.
«Изолированные» – данный социометрический статус не присутствует в
коллективе.
«Отверженные» – подростки, попавшие в группу «отверженных», часто
являются не заметными в коллективе. Они замкнутые, неуверенные в себе,
малообщительные.
У подростков в коллективе сверстников имеется различный социальный статус,
в связи с этим, вожатый должен создать комфортную обстановку в коллективе
подростков, предоставив им некоторую свободу и самостоятельность. Также
необходимо создать традиции и ценности коллектива. Это может стать основой
воспитательной работы с подростками. С обучающимися, попавшими в группу
«отвергнутых», нужно вести специальную работу: постараться привлекать их к
коллективной работе, обязательно хвалить и поощрять в присутствии всех, давать
им поручения, для того чтобы они проявляли себя. Педагог так же должен замечать
не только большие успехи коллектива, но и маленькие, пусть даже незначительные.
«ТРУДНЫЕ ДЕТИ»
В лагерь приезжают совершенно разные дети. С некоторыми из них вожатым
легко найти язык, а с некоторыми – довольно непросто.
Есть несколько терминов, которыми обозначают эту категорию: «трудные», «с
отклоняющимся поведением», «группы риска». Мы будем использовать термин
«особенные дети». Такие дети больше всего подвержены негативным влияниям
общества, поэтому им нужно особое внимание, которого они зачастую лишены. К
группе риска чаще всего относятся дети из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия, в которых растут такие дети формируют их личностные
характеристики: несдержанность, отсутствие самообладания, грубость, желание
действовать назло всем вокруг, оспаривать авторитеты и сложившиеся порядки,
эмоциональная нестабильность и вспыльчивость, мстительность и неадекватная
самооценка, самоутверждение за счет унижения других.
Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дети, находящиеся в трудной
жизненной ситуации:
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие
недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,
экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных
колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении.
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате