Психологические характеристики детей различных возрастов.
Психологические характеристики детей различных возрастов.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
Развитие детей младшей группы (6—8 лет)
высокий уровень активности
стремление к общению вне семьи
стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо
понимание различий пола
стремление получить время на самостоятельные занятия
ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным,
агрессивным
Развитие детей средней группы (9—11 лет)
стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек
энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности
стремятся к большой мускульной активности
любят коллективные игры
шумны, спорят
влюбчивы
боятся поражения, чувствительны к критике
интересы постоянно меняются
мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству
начинают осознавать нравственные нормы
пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг
Развитие детей старшей группы (12—14 лет)
мальчики склонны к групповому поведению
дети испытывают внутреннее беспокойство
антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению
команды
сопротивление критике
появляется интерес к заработку
Развитие подростков (15-16 лет)
девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики
девочками
наблюдается беспокойство о своей внешности
растет социальная активность
стремление к достижению независимости от своей семьи
поиск себя
происходит выбор будущей профессии
возникновение первой любви
проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»
СОВЕТЫ ВОЖАТЫМ
Дети младшей группы (6—8 лет)
организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега
развивайте умение лазать и пользоваться качелями
используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические
постановки
обучайте правильным навыкам труда
обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их
выполнении
предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при
соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)
Дети средней группы (9—11 лет)
учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно
нуждаются в поощрении и похвале
используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению
мускульной активности
организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам
организуйте разумное руководство творчеством, направление
пробуждающихся интересов к окружающему миру;
стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
Дети старшей группы (12—14 лет)
организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
отдавайте предпочтение спортивным играм
используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий
Подростки (15-16 лет)
оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими
сверстниками
руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего
вмешательства и давления со стороны взрослых
создавайте необходимые условия для отдыха
учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном
интересе к другому полу
учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать
спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в
организацию встреч с друзьями и т. д.
ДОПОЛНЕНИЯ.
Младший возраст (6—8 лет)
Раздражительность, тоска по домашним, слезы. - Отвлечь интересными делами,
переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя
нужным в новом коллективе.
Множество вопросов. - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать,
повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
Быстрая утомляемость. - Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к
результатам в игре, труде...
Неуверенность в себе. - Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без
акцентирования на этом внимания.
Готовы пробовать все на вкус. - Рассказывать детям о ядовитых ягодах,
растениях.
Опасность травматизма. - Избегать чрезмерный ограничений в деятельности
детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при
этом за соблюдением необходимых правил безопасности.
Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. - Частая смена видов
деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными
по времени.
Слезы и страхи в темноте. - Не оставлять одного в темноте.
Желание играть со сверстниками. - Поддержка, поощрение и направление
действий детей по опеке малышей.
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. - Стремиться
не подавать дурного примера ни в чем.
Постоянные опоздания. - Не давать поручений( связанных с учетом времени.
Впечатлительность. - Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».
Средний возраст (9—11 лет)
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. -
Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах
поведения детей.
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона,
использование косметики, украшений. - Проводить разъяснительную работу с
привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов.
Приучать к выполнению разумного режима дня.
ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество. - Стремиться переключать внимание детей,
давать поручения, связанные с необходимостью общения.
Непослушание, действие « наперекор», постоянные споры. - Вникать в
интересы детей, сотрудничать с ними .
Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости. - Знать секреты детей,
совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с
элементами романтики.
В Федеральном Законе от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы
Места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, -
Ориентироваться.
Наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со
И окружающим
развитие навыков принятия важных решений и принятия на себя
Ответственности
уметь распознавать риски, игбегать их и противостоять негативному
Влиянию социальносй среды
развитие умения контролировать свое эмоциональное состояние, правильно
Сверстниками и взрослыми.
Справедливыми. Дисциплинарные меры должны быть постоянно, только тогда они
Педагогами.
Позволять им того же.
Педагогического процесса.
Целью педагогической диагностики является получение представлений о
Выполнения.
Формулировка вопросов, удобная для обработки результатов.
Проведение различных опросов в удобное для подобной работы время
(желательно утреннее или дневное) и в удобном месте (возможность сидеть за
столом, возможность самостоятельно отвечать на вопросы).
Деятельности.
Психологические характеристики детей различных возрастов.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ