Постановка и классификация целей
Постановка и классификация целей
Учителя обычно узнают цели преподавания из учебного плана. Эти цели были установлены со временем на основе полученного опыта и с учетом целей обучения, принятых в масштабе Москвы и всей страны и нашедших свое воплощение в учебниках и программах контроля. Эти цели можно соотнести с разными типами результатов учения, либо разделить на основе другой, системы классификации, например, таксономии Блюма (Bloom, 1956), которая представлена в табл. 1.
В таксономию (систематику) Блюма входят шесть основных категорий (расположенных в порядке возрастания по сложности): знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Блюм (1956) предполагает, что подобные таксономии помогут учителям (1) дать определение неоднозначных терминов, таких, как «понимать», чтобы они могли обмениваться информацией, связанной с учебными планами и оценками; (2) установить цели, которые учителя, возможно, включат в свои учебные планы; (3) установить направления, в которых они могут захотеть расширить свою преподавательскую деятельность; (4) планировать процессы учения и (5) готовить средства для оценки (измерения). Таксономии, подобные таксономии Блюма, могут помочь учителям поставить цели преподавания в нужной последовательности вследствие их иерархической природы, т. е. того факта, что таксономии представлены в виде различных уровней, или рангов.
Таблица 1
1.00. Знание
1.10. Знание конкретных данных
1.11. Знание терминологии
1.12. Знание конкретных фактов
1.20. Знание средств и способов действия с конкретными данными
1.21. Знание конвенций (норм и правил)
1.22. Знание тенденций и последовательности
1.23. Знание классификаций и категорий
1.24. Знание критериев
1.25. Знание методов
1.30. Знание категорий и общих понятий в какой-то области
1.31. Знание принципов и обобщений
1.32. Знание теорий и структур
2.00. Понимание
2.10. Перевод
2.20. Истолкование
2.30. Экстраполяция
3.00. Применение
4.00. Анализ
4.10. Анализ элементов
4.20. Анализ соотношений
4.30. Анализ организационных принципов
5.00. Синтез
5.10. Написание самостоятельной работы
5.20. Выработка плана или предполагаемого ряда действий
5.30. Вывод ряда абстрактных соотношений
6.00. Оценка
6.10. Оценка с использованием субъективных суждений
6.20. Оценка с использованием объективных критериев
Возьмем, например, учителя, преподающего общественные науки в средних и старших классах, который заинтересован в том, чтобы его ученики достигли следующей цели: узнали, где можно получить информацию по какой-то теме. В вышеприведенной таксономии это попало бы в категорию «1.00. Знание», а точнее, «1.20. Знание средств и способов действия с конкретными данными», а в этой подкатегории — в раздел «1.25. Знание методов». Другими словами, учитель хочет, чтобы его ученики узнали не о какой-то теме (в таксономии это было бы «1.10. Знание конкретных данных»), а узнали бы способы и средства получить информацию о целом ряде различных тем. Возможно, это приняло бы форму интервью, или библиотечного исследования, или выполнения каких-то наблюдений. Классификация целей таким путем может облегчить постановку конкретных задач обучения (см. далеe), определить, когда нужно излагать какую-то тему в ряду тем (например, после того, как учитель дал ученикам знание конкретных фактов), а также принять решение относительно возможных действий по преподаванию.
Выбор учебников и учебных материалов
Прежде чем выбирать учебники и другие печатные материалы, учителя должны просмотреть их, чтобы определить следующее:
1. насколько точно, современно, понятно и беспристрастно изложено содержание;
2. насколько хорошо данный учебник излагает материал, освещены ли основные темы и достаточно ли иллюстраций;
3. отражает ли план изложения материала те составляющие элементы, которые отвечают задачам учителя и облегчат учение благодаря включению в них общих выводов, практических упражнений и деятельности, способствующей мотивации;
4. имеются ли данные относительно эффективности учебника, содержал ли он задания, которые можно реально выполнить в классе; есть ли какие-либо дополнительные материалы.
Выбор средств обучения
При выборе средств обучения возникают три вопроса:
1. Доступно ли средство (т. е. имеется ли оно в наличии или можно ли его достать)?
2. Подходит ли оно для использования учениками?
3. Хорошо ли оно подходит для осуществления конкретной обучающей деятельности?
Носитель информации должен соответствовать и быть пригодным для использования в одном из семи вышеуказанных видов преподавательской деятельности, составляющих план обучения. Пример того, как это могло бы быть сделано, показан также в правой колонке таблицы 5.
«Носителями (средствами) информации» являются не только телевидение, фильмы или компьютеры. Многие носители информации — материалы письменных работ, другие печатные пособия, демонстрационные слайды — могут быть подготовлены и сделаны самим учителем. Учебники также являются носителями информации. Кроме того, учитель, объясняя урок, а ученики, представляя информацию в виде подготовленных ими сообщений или в ходе обсуждений, также выступают носителями информации.
Осуществление обучения
Модель планирования обучения, представленная выше, рассматривает осуществление обучения как необходимый этап, однако не дает однозначного ответа на вопрос, как это должно быть достигнуто. Эту модель можно применить к планированию и оценке содержания урока, который должен дать учитель, а не к тем конкретным методам, которые будут при этом использованы.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности — это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
Постановка и классификация целей
Учителя обычно узнают цели преподавания из учебного плана. Эти цели были установлены со временем на основе полученного опыта и с учетом целей обучения, принятых в масштабе Москвы и всей страны и нашедших свое воплощение в учебниках и программах контроля. Эти цели можно соотнести с разными типами результатов учения, либо разделить на основе другой, системы классификации, например, таксономии Блюма (Bloom, 1956), которая представлена в табл. 1.
В таксономию (систематику) Блюма входят шесть основных категорий (расположенных в порядке возрастания по сложности): знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Блюм (1956) предполагает, что подобные таксономии помогут учителям (1) дать определение неоднозначных терминов, таких, как «понимать», чтобы они могли обмениваться информацией, связанной с учебными планами и оценками; (2) установить цели, которые учителя, возможно, включат в свои учебные планы; (3) установить направления, в которых они могут захотеть расширить свою преподавательскую деятельность; (4) планировать процессы учения и (5) готовить средства для оценки (измерения). Таксономии, подобные таксономии Блюма, могут помочь учителям поставить цели преподавания в нужной последовательности вследствие их иерархической природы, т. е. того факта, что таксономии представлены в виде различных уровней, или рангов.
Таблица 1
1.00. Знание
1.10. Знание конкретных данных
1.11. Знание терминологии
1.12. Знание конкретных фактов
1.20. Знание средств и способов действия с конкретными данными
1.21. Знание конвенций (норм и правил)
1.22. Знание тенденций и последовательности
1.23. Знание классификаций и категорий
1.24. Знание критериев
1.25. Знание методов
1.30. Знание категорий и общих понятий в какой-то области
1.31. Знание принципов и обобщений
1.32. Знание теорий и структур
2.00. Понимание
2.10. Перевод
2.20. Истолкование
2.30. Экстраполяция
3.00. Применение
4.00. Анализ
4.10. Анализ элементов
4.20. Анализ соотношений
4.30. Анализ организационных принципов
5.00. Синтез
5.10. Написание самостоятельной работы
5.20. Выработка плана или предполагаемого ряда действий
5.30. Вывод ряда абстрактных соотношений
6.00. Оценка
6.10. Оценка с использованием субъективных суждений
6.20. Оценка с использованием объективных критериев
Возьмем, например, учителя, преподающего общественные науки в средних и старших классах, который заинтересован в том, чтобы его ученики достигли следующей цели: узнали, где можно получить информацию по какой-то теме. В вышеприведенной таксономии это попало бы в категорию «1.00. Знание», а точнее, «1.20. Знание средств и способов действия с конкретными данными», а в этой подкатегории — в раздел «1.25. Знание методов». Другими словами, учитель хочет, чтобы его ученики узнали не о какой-то теме (в таксономии это было бы «1.10. Знание конкретных данных»), а узнали бы способы и средства получить информацию о целом ряде различных тем. Возможно, это приняло бы форму интервью, или библиотечного исследования, или выполнения каких-то наблюдений. Классификация целей таким путем может облегчить постановку конкретных задач обучения (см. далеe), определить, когда нужно излагать какую-то тему в ряду тем (например, после того, как учитель дал ученикам знание конкретных фактов), а также принять решение относительно возможных действий по преподаванию.