Школа и характер зарубежной педагогической теории в конце XIX - начале XX веков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики, психологии и социальных наук Кафедра «Педагогика и психология»
Направлениеподготовки: Педагогическое образование
Профиль подготовки: Физкультурное образование

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: педагогика

на тему:

«Педагогические течения в начале XX века»

Выполнил: студент группы 15СПО2

Моисеев Дмитрий

Преподаватель: О.А. Воскрекасенко

Пенза, 2017г.

Содержаниие

Введение……………………………………………………..………………..3

1.Школа и характер зарубежной педагогической теории в конце

XIX - начале XX веков………………………………….…………………4

2.Теория «трудовой школы», «гражданского воспитания» и

«школы действия» (Г. Кершенштейнер, А. Лай)……………………….7

3. Педагогика прагматизма (Дж. Дьюи, Х. Паркхерст,

У. Килпатрик)…………………………………………………………….10

4.Экспериментальная педагогика и ее направления (А.Лай,

Э. Мейман, А. Бине, Э. Торндайк)………………………………………14

5.Теория «свободного воспитания» (Э. Кей,

Л. Гурлитт, М. Монтессори)………………………………….…………17

6. Модернизация общеобразовательной школы в

конце 19 – начале 20 вв…………………………………………………20

Заключение ……………………………………………………..…………..25

Список литературы…………………………………………………………26

Введение

Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.

Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.

Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводяться такие понятия как "сензитивные периоды в индивидуальном развитии", "воспитывающая и обучающая среда", "прогрессирующее воспитание". Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.

Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественно научное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике.

Ориентация на биологию, психофизиологию, медицины как главную теоретическую базу педагогики. Обосновывается значимость педалогии.

Социологическое течение в педагогике (Эмиль Дюркгейм (Франция), Пауль Наторп (Германия), П.А. Кропоткин, Н.А. Рубакин). Дано обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как "воспитание обществом" и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

Цель работы: рассмотрение педагогических течений начала XX века в их развитии.

Объект исследования: педагогика ХХ века.

Предмет исследования: педагогические течения начала ХХ века..

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать литературу по интересующей проблеме.

2.Определить основные течения педагогики ХХ века, дать им характеристику

Заключение

Связь педагогической теории с воспитательной и образовахьной практикой общества в изучаемую эпоху способствовала быстрому развитию научно-популярной педагогической литературы. Научная попуризация, приобретая самостоятельную культурную ценность, становиась серьезным образовательным и воспитательным фактором. Вместе с детской литературой ᴏʜа включалась в работу школы и служила одним из объективных факторов, стимулировавших совершенствование теоретической педагогики.
Эти процессы были тесно связаны с разветвлением педагогическᴏᴦᴏ знания, становлением современной ϲᴎстемы педагогических наук.
Так, ϲᴎʜᴛᴇтически-антропологическое течение, зародившееся на заре дадцатого столетия, нашло свое развитие в концепциях фрейдистскᴏᴦᴏ, неофрейдистскᴏᴦᴏ и гуманистически-пϲᴎхологическᴏᴦᴏ толка.
Естественнонаучное и опытническое течения стали лоном технократической программы воспитания. Из опытническᴏᴦᴏ движения выросли современные теория и практика "открытого" образования.
Философские школы в педагогике генетически связаны как с экзистенциалистским антропологизмом, так и с педагогикой лингвистическᴏᴦᴏ анализа.
К социологическому течению во многом восходит современное социально-критическое направление в ϲᴩавнительной педагогике.
Религиозные течения нашли свое продолжение в сегодняшних ϲᴎстемах неотомиэма, антропософии, религиозного экзистенциализма.
Тоталитаристы почти не изменились на всем протяжении XX в., и ныне сновные положения их учения берутся на вооружение различными течениями национал-социализма и коммунизма.

Список литературы

1. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. – М., 1994, – 239 с.

2. Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. – М., 1972. – С. 196–273.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – 430с

4. История педагогики: Учеб. пособие для университетов в 2-х ч. / Под ред.А.И.Пискунова, М., 1997.

5. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с пол. – М., 1991. – 192с.

6. Капранова В.А. История педагогики: Учеб. пособие / В.А. Капранова. – М.: Новое знание, 2003. - 160с.

7. Монтессори М. Дом Ребенка. Метод научной педагогики. – Гомель, 1993. – 125с.

8. Сороков Д.Г. Гуманистическая психология и Мария Монтессори: Курс лекций. – М., 1992. – 98с.

9. Яковлева – Устинова Т. Страна непуганных детей: Школа Монтессори -Эхо планеты. 1998. № 22. С. 4-7.

10. Френе С. Новая французская школа: Избр. пед. соч. – М., 1990. – 480 с.

11. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981. – 527с.

12. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. – 75 с.

13. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. М., 1986.

14. Дж. Дьюи Школа и общество-/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981. С. 521-532.

15. Лай В.А. -Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.

16. Кершенштейнер Г. -Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981. С. 509-519.

17.Крупская Н.К. Школьное самоуправление и организация труда -Хрестоматия советской школы и педагогики. М., 1972.

18. Блонский П.П. Задачи и методы новой школы. -Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

19. Шацкий С.Т. Дети-работники будущего -Пед. Соч. в 4-х томах. Т.1. М., 1962.

20. Шацкий С.Т. Детский труд и новые пути - Пед. Соч. в 4-х томах. Т.1. М., 1962.

21. Корнетов Г.Б. Идея свободы ребенка… Свободное воспитание - Новые ценности образования. 2003. № 3.

22. Педагогика М.Монтессори: Основные представления - Первое сентября, от 29 июля 2000г. С. 6-9.

23. Хлятунен Е., Загвоздкий В. Монтессори и Вальдорф: диалог традиций -Первое сентября, от 22 августа 1998г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики, психологии и социальных наук Кафедра «Педагогика и психология»
Направлениеподготовки: Педагогическое образование
Профиль подготовки: Физкультурное образование

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: педагогика

на тему:

«Педагогические течения в начале XX века»

Выполнил: студент группы 15СПО2

Моисеев Дмитрий

Преподаватель: О.А. Воскрекасенко

Пенза, 2017г.

Содержаниие

Введение……………………………………………………..………………..3

1.Школа и характер зарубежной педагогической теории в конце

XIX - начале XX веков………………………………….…………………4

2.Теория «трудовой школы», «гражданского воспитания» и

«школы действия» (Г. Кершенштейнер, А. Лай)……………………….7

3. Педагогика прагматизма (Дж. Дьюи, Х. Паркхерст,

У. Килпатрик)…………………………………………………………….10

4.Экспериментальная педагогика и ее направления (А.Лай,

Э. Мейман, А. Бине, Э. Торндайк)………………………………………14

5.Теория «свободного воспитания» (Э. Кей,

Л. Гурлитт, М. Монтессори)………………………………….…………17

6. Модернизация общеобразовательной школы в

конце 19 – начале 20 вв…………………………………………………20

Заключение ……………………………………………………..…………..25

Список литературы…………………………………………………………26

Введение

Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.

Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.

Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводяться такие понятия как "сензитивные периоды в индивидуальном развитии", "воспитывающая и обучающая среда", "прогрессирующее воспитание". Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.

Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественно научное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике.

Ориентация на биологию, психофизиологию, медицины как главную теоретическую базу педагогики. Обосновывается значимость педалогии.

Социологическое течение в педагогике (Эмиль Дюркгейм (Франция), Пауль Наторп (Германия), П.А. Кропоткин, Н.А. Рубакин). Дано обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как "воспитание обществом" и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

Цель работы: рассмотрение педагогических течений начала XX века в их развитии.

Объект исследования: педагогика ХХ века.

Предмет исследования: педагогические течения начала ХХ века..

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать литературу по интересующей проблеме.

2.Определить основные течения педагогики ХХ века, дать им характеристику

Школа и характер зарубежной педагогической теории в конце XIX - начале XX веков

Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов. Школа в этот период на всех ее ступенях не соответствовала требованиям научно-технического прогресса. Потребность в обновлении школы и педагогической науки становилась все более актуальной.

Традиционные педагогические теории были главным образом нацелены на формирование культуры мышления, предусматривали жесткое управление педагогическим процессом и отводили в нем первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерной интеллектуализации образования, лишали учащихся самостоятельности.

Пересмотр педагогических установок, перестройка образования в ведущих странах мира превратилась в одну из важнейших педагогических проблем.

В западно европейских странах и США в общественно педагогической мысли этого периода появляются многочисленные концепции и течения, стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы. Они подводятся под общее понятие «реформаторская педагогика» или «новое воспитание». Среди этих течений наиболее известными были движения сторонников, «гражданского воспитания», «прагматической педагогики», «трудовой школы ««экспериментальной педагогики», педагогики «действия» и др.

Заметное место в ряду педагогов-реформаторов когнца XIX – начала XX веков занимали Г. Кершенштейнер, А.Лай, Дж. Дьюи, Э. Мейман, Э. Торндайк, У. Килпатрик, А. Бине, Х. Паркхерст, Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнер, Я. Корчак и др.

Всех выше перечисленных педагогов-реформаторов объединяла, во-первых, идея развивающего обучения – школа не столько должна давать знания, сколько заботиться о развитии у детей умения наблюдать, мыслить, делать выводы; развивать навыки самообразования; во-вторых, признание необходимости учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные и индивидуальные особенности детей, развивать познавательный интерес, способности и самостоятельность учащихся; в-третьих, выступление против засилья формализма, догматизма и применения телесных наказаний в традиционной школе.

Одним из наиболее важных и противоречивых вопросов, которые рассматривались в педагогических теориях конца XIX века, был вопрос о целях воспитания подрастающего поколения. Идеалы, к которым стремились почти все реформаторские течения можно условно разделить на три группы это: индустриально-образованный пролетариат; «хозяин» жизни, беспринципный предприниматель, который достигает своих целей любым способом; «средний» человек, который не протестует против действительности, а примиряется с окружающими его условиями жизни.

Не менее важный вопрос, который объединял педагогов в поиске путей реформирования школы – это вопрос о соединении умственного и физического труда, последний рассматривался не как основа подготовки к непосредственной трудовой деятельности, а как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.

В 20-30-е годы XX века в западноевропейских странах возникает течение так называемых «новых школ» («новое воспитание»). В Женеве было создано «Международное объединение новых школ», которое сформулировало общие требования к школам этого типа, возникшим в Англии, Франции, Бельгии, Швейцарии, США и др. странах. Теоретиками и организаторами «новых школ» были французские педагоги Э. Демолен, Р. Кузине, С. Френе, швейцарские – А. Ферьер, А. Клапаред и др.

«Новые школы» – учебные заведения интернатского типа – организовывались частными лицами или общественными педагогическими организациями. Плата за обучение в таких школах была высокой, и они были доступны, в основном, привилегированным сословиям. «Новые школы» выгодно отличались от государственных учебных заведений постановкой обучения и воспитания.

В этих школах применялись так называемые «свободные» и активные методы обучения, создавалась среда, которая обеспечивала всестороннее развитие учащихся, и прежде всего физическое, так как оно являлось основой для проявления интеллектуальных сил и способностей детей. Большое внимание уделялось ручному труду, эстетическому воспитанию, культуре поведения учащихся.

В целом, реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания и обучения.

Наши рекомендации