Вопрос виды делового общения

Вопрос Психология общения

Деловое общение в той или иной степени предполагает целенаправленное взаимодействие в рамках коллективной работы с целью получения определенного результата. Традиционно принято выделять несколько видов делового общения.

Деловая переписка. Этот вид общения относится к так называемому заочному взаимодействию, когда информация доносится до собеседника при помощи письма. Составить деловое письмо не так просто, как может показаться на первый взгляд. Нужно учитывать некоторые моменты, такие как: оформление электронного послания, сроки, в рамках которых ответ будет оставаться актуальным, лаконичность изложения необходимой информации. В результате деловой переписки люди могут прийти к определенным заключениям и выводам. Подробнее читать в статье этика деловой переписки.

Деловая беседа. Этика делового общения в обязательном порядке включает в себя проведение таких бесед, которые шли бы на пользу развития компании или предприятия. В деловой беседе руководитель и подчиненный могут прояснить для себя значимые вопросы, определить круг необходимых задач, требующих немедленного решения, обсудить результаты. Именно в ходе деловой беседы проясняются значимые элементы деятельности и уточняются необходимые детали. Любые рабочие моменты могут быть рассмотрены именно с помощью данного вида делового общения.

Деловое совещание.Иногда недостаточно просто провести с сотрудниками беседу в рамках корпоративной работы. Для достижения более эффективного взаимодействия и лучшего понимания требуется прибегать к деловому совещанию. На этих собраниях рассматриваются значительные срочные вопросы, не терпящие отлагательств. Совещания могут проводиться как среди руководителей, так и быть направлены на работу начальника с персоналом.

Публичное выступление. Деловое общение призвано обеспечить установление деловых связей между сотрудниками. Публичное выступление используется в тех случаях, когда важно донести какую – то информацию, имеющую ознакомительный и презентационный характер до слушателей. Тот, кто выступает перед аудиторией, должен обладать всеми необходимыми знаниями по предмету своего доклада, а так же рядом личностных характеристик, позволяющих ему свободно и легко воспроизводить эту информацию. Основные требования к выступающему: грамотная речь, уверенность в себе, четкость и последовательность изложения материала.

Деловые переговоры. Являются неотъемлемым элементом делового общения. С помощью переговоров можно быстро решить важную проблему, определиться с ближайшими целями и задачами развития фирмы, услышать мнение и намерения оппонента. Деловые переговоры чаще всего проводятся между руководителями разных организаций с целью обозначить свои позиции и прийти к единому решению.

Дискуссия. Нередко возникает в ходе делового общения как следствие столкновения разных точек зрения. Культура делового общения не позволяет свободно и открыто выражать свои позиции, если они противоречат общественной морали, но с помощью дискуссии можно иногда и поспорить в рамках принятых норм. Дискуссия обнаруживает различные взгляды на одну и ту же проблему и нередко может охватить предмет спора с противоположных сторон.

Методы педагогики

Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.

1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наб-людения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:

1) сплошные и дискретные наблюдения;

2) открытые и конспиративные;

3) лонгитюдные и ретроспективные.

2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:

1) тесты для выявления успеваемости учащихся;

2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;

3) тесты для выявления уровня интеллекта;

4) тесты для выявления креативности.

3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.

В практике наиболее популярны три вида методов:

1) беседа;

2) интервьюирование;

3) анкетирование.

4. Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают:

1) глобальные;

2) локальные.

Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.

5. Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.

В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:

1) «мысленный»;

2) «стендовый»;

3) констатирующий;

4) созидательно-преобразующий;

5) контрольный.

«Мысленный» – воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. «Стендовый» аналогичен ролевой игре, в которой участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.

Задачи воспитания

Традиционными для отечественной воспитательной системы являются следующие составные части: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Своими корнями они уходят в древнейшие воспитательные системы.

Перечень задач современного воспитания, несмотря на все наши попытки минимизировать его, имеет тенденцию к расширению. Как бы мы ни старались выбросить из этого перечня задачи национального, идеологического, экономического, экологического, полового воспитания, ничего не получится. Они находятся как бы па стыках традиционно выделяемых частей воспитания. Если задачи выделять не для отдельных составных частей воспитания, а для всей системы, то их структура представляется несколько иной. Предлагая ее в дополнение к изложенной, пытаемся сохранить преемственность между традиционными положениями отечественной педагогики и стучащимися в дверь новыми требованиями.

1. Духовное и нравственное воспитание:

– развитие представлений о духовной жизни человека, путях обретения духовности;

– воспитание моральных понятий, суждений, чувств и убеждений;

– усвоение привычек духовного и нравственного поведения;

– привитие навыков делать моральный выбор в жизненных ситуациях;

– воспитание ответственности за сделанный выбор, за свои поступки;

– развитие потребности постоянного морального самоусовершенствования.

2. Интеллектуальное воспитание:

– усвоение обязательного минимума практических и мировоззренческих знаний;

– развитие познавательных сил, способностей и дарований учеников;

– удовлетворение запросов, потребностей обучаемых;

– развитие потребности учиться, постоянно пополнять свои знания.

3. Физическое воспитание:

– понимание связи между телесным и духовным;

– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;

– формирование потребности и привычки постоянно следить за своим физическим и духовным развитием.

4. Трудовое воспитание:

– понимание назначения человека, смысла и направленности его труда;

– формирование привычки много и настойчиво работать;

– привитие ответственного отношения к любой работе;

– воспитание готовности несколько раз поменять работу на протяжение жизни.

5. Эмоциональное воспитание:

– формирование представлений о связи духовного и эстетического;

– привитие навыков гуманного отношения к людям;

– развитие готовности прийти на помощь;

– воспитание привычек культурного поведения;

– формирование небезразличного отношения к жизни;

– развитие эстетичных чувств, вкусов.

6. Экологическое воспитание:

– формирование представлений о вечной гармонии человека с природой;

– приобретение необходимых знаний об окружающей среде;

– воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе;

– привитие навыков жить в согласии с природой;

– формирование готовности прийти на помощь природе.

7. Правовое воспитание:

– развитие представлений о духовных началах власти, законов;

– усвоение необходимого объема правовых знаний;

– формирование ответственного отношения к своим обязанностям;

– развитие навыков уважения прав и свобод других людей.

8. Половое воспитание:

– понимание духовного смысла продолжения жизни;

– воспитание ответственности за свой выбор и свои поступки;

– воспитание ответственности за свою семью и будущих детей.

9. Экономическое воспитание:

– развитие представлений о духовном смысле жизни, ее материальной стороне, о превалировании духовного над материальным;

– усвоение знаний о действии экономических законов;

– формирование правильных оценок себя, своих возможностей, своего места в жизни;

– привитие навыков планирования карьеры, профессионального роста.

10. Политическое воспитание:

– овладение знаниями о политической системе государства;

– формирование патриотизма, чувства ответственности перед обществом;

– формирование готовности делать взвешенный политический выбор;

– привитие навыков жизни и поведения в гражданском обществе.

11. Гражданское воспитание:

– понимание ведущей идеи, объединяющей людей в многонациональном и поликультурном обществе;

– принятие гражданственности как общего для всех закона жизни;

– овладение знаниями о гражданском обществе;

– подготовка к жизни в гражданском обществе.

Возвращаясь к рассмотренному выше соотношению между

общечеловеческими и национальными ценностями подчеркнем, что последние составляют как бы общую основу, фон, на котором идет формирование общечеловеческих ценностей. Национальное подразумевается всегда, оно не выступает отдельной составной частью цели воспитания, но необходимо присутствует в каждой воспитательной задаче. Образно говоря, это "дух" российской воспитательной системы.

Формы организации обучения

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:

Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.

Месту учебы - школьные и внешкольные.

Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.

История развития школы знает разные формы организации обучения:

индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);

дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;

Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;

Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);

американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.

Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:

постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;

каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;

постоянное чередование уроков;

руководящая роль учителя.

Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).

Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок - это:

Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.

Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.

Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход.

Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.

Полоролевое воспитание.

Организация групповой деятельности.

Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.

Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.

Дидактические требования к уроку:

четкое определение образовательных целей и задач;

учет принципов обучения;

оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

опора на достигнутый уровень;

сочетание видов, методов и форм обучения;

сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;

установление межпредметных связей;

тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

Воспитательные требования к уроку:

постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;

формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;

внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку:

формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;

занятия на «опережающем» уровне;

проектирование «зоны ближайшего развития»;

прогнозирование «скачков» в развитии;

оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.

Классификация уроков:

по содержанию;

способу проведения;

дидактическим целям.

Главные типы уроков:

урок изучения новых знаний;

урок формирования новых умений;

урок обобщения и систематизации;

урок контроля и коррекции;

урок практического применения знаний и умений;

комбинированный урок.

Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы.

Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Содержит 3 этапа:

Диагностика.

Прогнозирование.

Планирование.

Составляется план-конспект урока:

Дата проведения и номер по тематическому плану.

Название темы и класса, где он проводится.

Цели и задачи образования, воспитания и развития.

Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.

Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.

Реализация принципов обучения на уроке.

Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность.

Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество.

Учебное оборудование, реквизит.

Задание на дом.

Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.

Вышеперечисленное (пункты 2-11 плана-конспекта урока) является также схемой анализа урока по М.К. Кирилловой, Е.Г. Федорцу.

Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной. Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения.

Совершенствование урока проходит по следующим направлениям:

целеполагание и мотивация, увязывание целей с актуальными потребностями и возможностями;

содержание обучения;

структура;

методы и приемы обучения;

отношения учитель-ученик, их гуманизация, позиция ученика;

работа на результат - педагогические технологии.

Задача оптимизации состоит в выборе целесообразных и эффективных форм обучения, направленных на реализацию цели обучения.

Вопрос Психология общения

Деловое общение в той или иной степени предполагает целенаправленное взаимодействие в рамках коллективной работы с целью получения определенного результата. Традиционно принято выделять несколько видов делового общения.

Деловая переписка. Этот вид общения относится к так называемому заочному взаимодействию, когда информация доносится до собеседника при помощи письма. Составить деловое письмо не так просто, как может показаться на первый взгляд. Нужно учитывать некоторые моменты, такие как: оформление электронного послания, сроки, в рамках которых ответ будет оставаться актуальным, лаконичность изложения необходимой информации. В результате деловой переписки люди могут прийти к определенным заключениям и выводам. Подробнее читать в статье этика деловой переписки.

Деловая беседа. Этика делового общения в обязательном порядке включает в себя проведение таких бесед, которые шли бы на пользу развития компании или предприятия. В деловой беседе руководитель и подчиненный могут прояснить для себя значимые вопросы, определить круг необходимых задач, требующих немедленного решения, обсудить результаты. Именно в ходе деловой беседы проясняются значимые элементы деятельности и уточняются необходимые детали. Любые рабочие моменты могут быть рассмотрены именно с помощью данного вида делового общения.

Деловое совещание.Иногда недостаточно просто провести с сотрудниками беседу в рамках корпоративной работы. Для достижения более эффективного взаимодействия и лучшего понимания требуется прибегать к деловому совещанию. На этих собраниях рассматриваются значительные срочные вопросы, не терпящие отлагательств. Совещания могут проводиться как среди руководителей, так и быть направлены на работу начальника с персоналом.

Публичное выступление. Деловое общение призвано обеспечить установление деловых связей между сотрудниками. Публичное выступление используется в тех случаях, когда важно донести какую – то информацию, имеющую ознакомительный и презентационный характер до слушателей. Тот, кто выступает перед аудиторией, должен обладать всеми необходимыми знаниями по предмету своего доклада, а так же рядом личностных характеристик, позволяющих ему свободно и легко воспроизводить эту информацию. Основные требования к выступающему: грамотная речь, уверенность в себе, четкость и последовательность изложения материала.

Деловые переговоры. Являются неотъемлемым элементом делового общения. С помощью переговоров можно быстро решить важную проблему, определиться с ближайшими целями и задачами развития фирмы, услышать мнение и намерения оппонента. Деловые переговоры чаще всего проводятся между руководителями разных организаций с целью обозначить свои позиции и прийти к единому решению.

Дискуссия. Нередко возникает в ходе делового общения как следствие столкновения разных точек зрения. Культура делового общения не позволяет свободно и открыто выражать свои позиции, если они противоречат общественной морали, но с помощью дискуссии можно иногда и поспорить в рамках принятых норм. Дискуссия обнаруживает различные взгляды на одну и ту же проблему и нередко может охватить предмет спора с противоположных сторон.

вопрос ВИДЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Деловое общение в той или иной степени предполагает целенаправленное взаимодействие в рамках коллективной работы с целью получения определенного результата. Традиционно принято выделять несколько видов делового общения.

Деловая беседа. Этика делового общения в обязательном порядке включает в себя проведение таких бесед, которые шли бы на пользу развития компании или предприятия. В деловой беседе руководитель и подчиненный могут прояснить для себя значимые вопросы, определить круг необходимых задач, требующих немедленного решения, обсудить результаты. Именно в ходе деловой беседы проясняются значимые элементы деятельности и уточняются необходимые детали. Любые рабочие моменты могут быть рассмотрены именно с помощью данного вида делового общения.

Деловое совещание.Иногда недостаточно просто провести с сотрудниками беседу в рамках корпоративной работы. Для достижения более эффективного взаимодействия и лучшего понимания требуется прибегать к деловому совещанию. На этих собраниях рассматриваются значительные срочные вопросы, не терпящие отлагательств. Совещания могут проводиться как среди руководителей, так и быть направлены на работу начальника с персоналом.

Деловые переговоры. Являются неотъемлемым элементом делового общения. С помощью переговоров можно быстро решить важную проблему, определиться с ближайшими целями и задачами развития фирмы, услышать мнение и намерения оппонента. Деловые переговоры чаще всего проводятся между руководителями разных организаций с целью обозначить свои позиции и прийти к единому решению.

Дискуссия. Нередко возникает в ходе делового общения как следствие столкновения разных точек зрения. Культура делового общения не позволяет свободно и открыто выражать свои позиции, если они противоречат общественной морали, но с помощью дискуссии можно иногда и поспорить в рамках принятых норм. Дискуссия обнаруживает различные взгляды на одну и ту же проблему и нередко может охватить предмет спора с противоположных сторон.

Наши рекомендации