Основные принципы педагогической теории Л.Н. Толстого

Контрольная работа

по дисциплине «История образования и педагогической мысли»

Тема: «Проблема педагогического мастерства в трудах Л.Н. Толстого»

    Студента 2 курса социально-педагогического факультета Направление: 16ПО(2)16ФК-БЖД Физическая культура, безопасность жизнедеятельности Профиль:педагогическое образование с 2 профилями № зачетной кн. 16067 Аллаярова С.Р. ________________________________ Проверила: канд. ист. наук, доцент Муратова С.Р. _______________________

Тобольск, 2017

Содержание

Введение. ……………………………………………………………  
1. Основные принципы педагогической теории Л.Н. Толстого. ……  
2. Л.Н. Толстой о педагогическом мастерстве как необходимом качестве народного учителя. ………………………………………  
3. Методические пособия для первоначального обучения, созданные Л.Н. Толстым. …………………………………………  
4. Проблема развития индивидуально-творческих способностей детей в Яснополянской школе Л.Н. толстого. ……………………  
5. Аннотация на работу Л.Н. Толстого «Дневник яснополянской школы».………………………………………………………………  
Заключение…………………………………………………………...  
Список использованной литературы……………………………….

Введение

Актуальность темы исследования:Одной из самых актуальных проблем человечества на рубеже тысячелетий является проблема воспитания и образования. Чтобы глубже понять современные проблемы и перспективы образования, необходимо обратиться к истории образования и педагогической мысли, которая в последние годы стремиться, не просто описывать в хронологической последовательности, исторически сменявшиеся образовательные идеи и педагогические воззрения, а представлять собой их анализ и интерпретацию в максимально широком социально-культурном контексте.

Цель исследования:исследование проблем педагогического мастерства Л.Н. Толстого.

Задачи исследования:

1. Определить педагогические проблемы, которые выдвигал Л.Н. Толстой

2. Изучить методы обучения, предложенные Л.Н. Толстым

3. Дать краткую характеристику работе Л.Н. Толстого «Дневник яснополянской школы»

Методы исследования:изучение литературных источников, теоретический анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Структура исследования: контрольная работа состоит из введения, 5-ти вопросов, заключения, списка литературы

Заключение

Таким образом, важнейшее место в педагогической теории Л.Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л.Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Л.Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков.

По мнению Толстого, свобода является для учителя своеобразным средством проверки, насколько удовлетворительна постановка преподавания в школе, то есть насколько учитель удовлетворяет запросы детской души, детской любознательности.

Л.Н. Толстой создал замечательные учебные книги “Азбуку”, “Книги для чтения”. Его рассказы и книжки для детей реалистичны, народны, глубоко патриотичны. Они широко использовались и в семейном воспитании, и в дошкольных учреждениях, служили умственному, - нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Сам Толстой и учителя Яснополянской школы стремились всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время. В результате осуществления разработанной методики ученики Яснополянской школы достигли высоких творческих успехов. Толстой делает вывод, что писателям нужно учиться сочинительству у крестьянских ребятишек.

Список использованной литературы:

1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ века. М., 1990. 608 с.

2. Толстой Л.Н. Дневник Яснополянской школы //Избр.пед.соч. М., 1989. 542 с.

3. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1953. 444 с.

4. Шаталов А.А. Л.Н. Толстой о воспитании человека. М.: Моск. Психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.224 с.

5. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н. Толстого. М., 1995.397 с.

Контрольная работа

по дисциплине «История образования и педагогической мысли»

Тема: «Проблема педагогического мастерства в трудах Л.Н. Толстого»

    Студента 2 курса социально-педагогического факультета Направление: 16ПО(2)16ФК-БЖД Физическая культура, безопасность жизнедеятельности Профиль:педагогическое образование с 2 профилями № зачетной кн. 16067 Аллаярова С.Р. ________________________________ Проверила: канд. ист. наук, доцент Муратова С.Р. _______________________

Тобольск, 2017

Содержание

Введение. ……………………………………………………………  
1. Основные принципы педагогической теории Л.Н. Толстого. ……  
2. Л.Н. Толстой о педагогическом мастерстве как необходимом качестве народного учителя. ………………………………………  
3. Методические пособия для первоначального обучения, созданные Л.Н. Толстым. …………………………………………  
4. Проблема развития индивидуально-творческих способностей детей в Яснополянской школе Л.Н. толстого. ……………………  
5. Аннотация на работу Л.Н. Толстого «Дневник яснополянской школы».………………………………………………………………  
Заключение…………………………………………………………...  
Список использованной литературы……………………………….

Введение

Актуальность темы исследования:Одной из самых актуальных проблем человечества на рубеже тысячелетий является проблема воспитания и образования. Чтобы глубже понять современные проблемы и перспективы образования, необходимо обратиться к истории образования и педагогической мысли, которая в последние годы стремиться, не просто описывать в хронологической последовательности, исторически сменявшиеся образовательные идеи и педагогические воззрения, а представлять собой их анализ и интерпретацию в максимально широком социально-культурном контексте.

Цель исследования:исследование проблем педагогического мастерства Л.Н. Толстого.

Задачи исследования:

1. Определить педагогические проблемы, которые выдвигал Л.Н. Толстой

2. Изучить методы обучения, предложенные Л.Н. Толстым

3. Дать краткую характеристику работе Л.Н. Толстого «Дневник яснополянской школы»

Методы исследования:изучение литературных источников, теоретический анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Структура исследования: контрольная работа состоит из введения, 5-ти вопросов, заключения, списка литературы

Основные принципы педагогической теории Л.Н. Толстого

Призывы Л.Н. Толстого к русским педагогам изучать и обобщать свой педагогический опыт, превращать школы в педагогические лаборатории, помогающие развитию педагогической науки, имели большое значение для развития русской общей и дошкольной педагогики. Вести опытно-экспериментальные наблюдения в процессе повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста стало традицией многих передовых русских педагогов, практических работников детских садов. Организуя опытную работу и обобщая ее результаты, они вносили свой вклад в развитие русской дошкольной педагогики.

Внимательно изучив практику работы русских и заграничных, в частности германских, школ, Л.Н. Толстой пришел к выводу, что учебно-воспитательная работа в них носит принудительный характер, создает у детей “школьное состояние души”, странное психологическое состояние, при котором у учащегося подавлены все способности, всякая самостоятельность мысли. Отсюда он сделал крайний вывод: “Критериум педагогики есть только один - свобода” [4, C.216].

Важнейшее место в педагогической теории Л.Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л.Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. “... Во всех веках и у всех людей, - писал Толстой, - ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным - есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным”. Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться “гармонически и всесторонне”. По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что “детский возраст есть первообраз гармонии”. Таким образом. Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей [4, C.219].

Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание - организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.

Л.Н. Толстой выступил против правительственных и земских школ в России, опекаемых и контролируемых правящими классами, и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства.

Проповедуя в своих педагогических статьях идею развития широкой крестьянской самодеятельности в создании народных школ, Толстой, однако, принял отсталые взгляды патриархального крестьянства на школу за выражение потребностей в области образования всего народа. В соответствии с этими взглядами он обеднял содержание учебной программы школы для народа, оставив в ней как обязательное лишь обучение грамоте и счету. Тем самым он принижал образовательные запросы и потребности народа. Отстаивая идею свободной организации школ народом и доказывая, что народ противодействует тем усилиям, которые употребляет для его образования общество и правительство, Толстой пытался, таким образом, отстранить деятелей народного образования от строительства народной школы, полагался на стихийное ее развитие.

Л.Н. Толстой высоко оценил народную педагогику и имел намерение написать “Исторический очерк для истории педагогики русского крестьянства”, в котором собирался обосновать общие правила организации образования русского крестьянина [2, C.172].

Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, которую мы ниже рассмотрим, в частности, следующие принципы:

- принцип сознательности и активности обучения;

- принцип связи обучения с жизнью;

- принцип доступности обучения;

- принцип прочности усвоения знаний;

- принцип природосообразности.

Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз подчеркнем, что в процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся [2, C.180].

Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.

Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований: “1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”

Лучшим приемом для достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных истин. По Толстому, педагогу необходимо исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частных фактов и явлений вести детей к обобщениям. Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых ими действий, использовать элемент проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений.

Л.Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков.

Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку.

Исходной психолого-педагогической позицией Л.Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, и здесь оказался ведущим.

Наши рекомендации