Глава 7. Устранение легкой степени разрушительного поведения
В этой главе содержатся методы, направленные на устранение поведений, используемых ребенком, чтобы избежать работы или поведений, препятствующих обучению. У некоторых детей наблюдается тяжелое разрушительное поведение, такое как членовредительство, создающее угрозу безопасности. Эти поведение должны устраняться не при помощи методов, описанных в данной главе, а при помощи консультаций со специалистами, прежде чем ребенка помещают в обучающую ситуацию. Если жизнь ребенка не в опасности из-за нанесения себе повреждений, мы рекомендуем вам продолжать данные программы.
Прежде чем использовать методы, направленные на устранение разрушительного поведения крайне важно определить, что ребенок надеется получить при помощи такого поведения. Вероятнее всего, существуют две причины разрушительного поведения. Первая – ребенок может пытаться избежать выполнения задачи. Он устраивает истерику, чтобы вы остановились и отступили. Вторая – просто ему нужно больше внимания от взрослого, чем он получает в данный момент. Его суетливость, плач, крик, разбрасывание учебного материала, опрокидывание мебели, падание на пол, резко выгибание спины и кусание – поведения, которые возможно представляют собой попытки избежать требований или привлечь внимание и вызвать ваше беспокойство.
Методы для устранения разрушительного поведения
Прямое пресечение
Прямое пресечение – наиболее эффективный и наименее сложный метод устранения разрушительных поведений. Вам следует вести себя так, словно ничего не произошло. Не обращайте совершенно никакого внимания на ребенка, когда он демонстрирует разрушительное поведение и показывайте всем своим видом, что его разрушительное поведение на вас не действует. То есть, не смотрите непроизвольно на ребенка, когда он демонстрирует разрушительное поведение и не откладывайте инструкции из-за его срывов. Ребенок прекратит себя так вести, когда поймет, что это ничего не дает взамен. Иногда дети кажутся очень умными в вопросах того, как пробиться к вам. Если вы отшатнетесь, начнете сомневаться, отложите испытание или смутитесь, этого ребенку будет достаточно, чтобы продолжать истерику.
Однако прямое пресечение можно применять только к поведению с легкой степенью разрушительности. Невозможно игнорировать ребенка, если он вас кусает или ломает мебель. Возможно, для уменьшения размеров таких серьезных истерик будет необходимо применить наказание или таймаут, но очень важно помнить, что после уменьшения истерики нужно вернуться к прямому пресечению.
Таймаут от внимания
Таймаут – еще один способ, который может быть использован для устранения легкой степени разрушительного поведения. Когда ребенок начинает демонстрировать разрушительное поведение, отвернитесь от ребенка и удостоверьтесь в том, что вы отвели лицо до тех пор, пока он не прекратит. Ничего не говорите, и оставайтесь спокойной. Если этого не достаточно для прекращения разрушительного поведения, удалите ребенка от других источников внимания в комнате. Поверните ребенка лицом к пустой стене или так, чтобы он не мог смотреть на вас и на других, пока он не будет вести себя достаточно тихо, чтобы можно было продолжить работу. Не ругайтесь на него, пока он успокаивается.
Не обращайте на ребенка внимание, пока он находится в таймауте. Нет абсолютного правила относительно длительности таймаута, но в целом эффективны 5 минут. Не рекомендуется использовать таймауты длительностью более 20 минут, так как теряется слишком много учебного времени. Достаточно изолировать ребенка до тех пор, пока он не будет спокоен в течение 5-10 секунд. Как только он начинает вести себя достаточно спокойно, чтобы можно было продолжать работу, похвалите его за спокойствие, возобновите задачу. Если ребенок начинает демонстрировать разрушительное поведение, как только вы воспроизводите задачу, повторите процедуру. Дайте ребенку знать, что он не получает от вас внимание за плохое поведение, и что он должен продолжить возвращение к задаче.
Не следует применять таймаут, если ваш ребенок часто занимается самостимуляцией. В этом случае ребенку может также нравиться таймаут, как и внимание, так как пока вы его игнорируете, он может спокойно заниматься самостимуляцией. Таймаут также не подходит для детей, которые хотят избежать или отделаться от ваших требований. На самом деле в таких случаях применение таймаута ухудшает поведение ребенка.
Поведение в углу
Этот метод – форма таймаута от внимания с добавленной чертой физического ограничения. Некоторые дети во время разрушительного поведения становятся очень злобными. Они пинаются, царапаются, кусаются или дерутся, чтобы получить внимание и избежать работы. Поведение в углу можно применять, только если ваш ребенок агрессивен при разрушительном поведении или если он не будет спокоен при применении таймаута.
Когда ребенок начинает демонстрировать разрушительное поведение, немедленно принудительно поставьте его в угол комнаты. Заставьте его стоять лицом в угол, при этом руки его должны быть вытянуты за спиной и не касаться тела. Пусть его руки будут вдоль стен, образующих угол. Если он пинается, ноги его тоже должны быть широко расставлены, чтобы как можно больше поверхности ноги касалось двух смыкающихся стен. Ребенок должен находиться в этом положении до тех пор, пока не успокоится. Это крайне неудобное положение, и ребенок не захочет в нем находиться долго. Как только ребенок успокоился и больше не старается пинаться, царапаться или драться, освободите его. Похвалите и возвратитесь к работе над задачей. Ребенок может начать набрасываться на вас, как только его освободят или немного позже. Немедленно верните его в угол. Повторяйте эту процедуру по мере необходимости. Дайте ему знать, что совершенно нельзя пытаться причинить вред другим, и что ваше терпение в этом вопросе больше чем его! Как всегда возвращайтесь к выполнению задачи и продолжайте работу до тех пор, пока не решите, что она выполнена к вашему полному удовлетворению, а не к его.
Работа над задачей с применением «Нет!»
Если невозможно применить пресечение, а таймаут не срабатывает или неприменим в данной ситуации, попробуйте работать над задачей и одновременно убедительно повторяйте «Нет».
Когда ребенок начинает проявлять разрушительное поведение, ему немедленно и очень убедительно нужно сказать «Нет!». Старайтесь не прерывать выполнение задачи, так как для него это может стать поощрением и противодействием «Нет». Иногда полезно сопровождать «Нет!» с громким шумом, таким как удар по столу или громко хлопнуть в ладоши перед лицом ребенка. В целом команда должна содержать конкретное поведение, например «Не кричи!» или «не смейся!». Таким образом, ребенок точно слышит, что именно он должен перестать делать. Однако команда должна быть короткой. В некоторых случаях, например, когда он сбрасывает учебные материалы со стола, когда словесное описание нежелательного поведения было бы обременительным и возможно собьет ребенка с толку, лучший выход – оставить команду короткой и просто сказать «Нет!».
Есть три варианта реакции ребенка на ваше «Нет!»:
1. ребенок может прекратить разрушительное поведение. Если это произойдет, похвалите его за это («молодец, что спокоен» или «хорошо сидишь») и продолжить задачу.
2. ребенок может демонстрировать еще более разрушительное поведение. Он может так сильно суетиться, то нельзя будет продолжать выполнять задачу (например, он может бросать учебный материал со стола на пол). В этом случае вы, возможно, захотите усилить эффект «Нет» (например, сказать громче или шлепнуть его один раз и т.д.). Сделайте команду такой аверсивной и настойчивой, чтобы он предпочел сделать так, чтобы вы перестали давать команду, а не продолжал демонстрировать разрушительное поведение.
3. ребенок может начать вести себя менее разрушительно, настолько, что это позволит продолжать выполнять задачу. Например, ребенок может прекратить громкую истерику, но продолжать хныкать. В такой ситуации продолжайте выполнять задачу, словно нет никакого разрушительного поведения. То есть старайтесь применять прямое пресечение. Если ребенок правильно реагирует, хвалите его особенно тепло. Таким образом, вы похвалите (усилите) поведение, которое одобряете и игнорируете (удалите) нежелательное, разрушительное поведение.
Ребенок может начать демонстрировать разрушительное поведение, как только вы снова вводите задачу. Повторите процедуру. Дайте ребенку знать, что он должен выполнить задачу, и что его разрушительное поведение не освободит его от выполнения задачи. Для большинства маленьких детей громкое «Нет!» достаточно аверсивно, чтобы прекратить срыв. В некоторых случаях рекомендовано резко шлепнуть его по бедру и одновременно сказать «Нет!». Обычно сильный шлепок по попе прекратит истерику, если другие способы не помогают. Несомненно, аверсивы быстро прекращают истерику (и вы можете продолжить обучение).
Однако, иногда так легко не получается. Например, если ребенок крайне «негативистичен» и наказание и злость с вашей стороны для него награда. Чем больше вы наказываете, тем более разрушительным становится поведение. Обычно в таких случаях, если вы действительно сердитесь и становитесь строгими, вы можете его остановить. Но на это могут уйти недели или месяцы, что очень обременительно для душевного и физического здоровья. Возможно, вам придется приступить к пресечению при работе над истериками. Или попытайтесь применить какую-нибудь форму переориентирования, которые обсуждаются в главе 1.
Наконец, если ваши команды и срыв ребенка перерастают в долгие состязания по крику и у вас слишком много сомнений относительно шлепков, вам, вероятно, следует использовать простое пресечение или сочетать «Нет!» с процедурой таймаута. Состязания в крике могут быть показателем того, что ребенку нравится наблюдать за тем, как вы повышаете голос и злитесь, и процедура не имеет силы. Также при использовании аверсивов помните о двух важных вещах. Во-первых, ребенок может приспособиться к ним, если применять их в течение определенного периода времени. Если аверсивы должны сработать, результат должен быть виден через 10-20 применений. Во-вторых, ребенок может научиться использовать форму самостимулирующего поведения для блокирования своей внешней среды, чтобы это защитило его от окружающих стимулов. Это в большей степени характерно при длительном применении аверсивов.
Овладение разделом II
Сколько времени требуется на то, чтобы выполнить раздел II ? Например, сколько времени нужно, чтобы ребенок прекратил истерики или научился сидеть на стуле, держа руки на коленях и смотря на вас? Некоторые дети овладели разделом II за час; другим понадобился целый месяц. Даже через месяц у некоторых детей бывают вспышки раздражения (истерики), но они такие слабые, что можно переходить к разделу III . В любом случае, крайне отлична скорость обучения у детей, даже в группе с примерно одним уровнем IQ . Конечно, это также зависит от того насколько вы хороший учитель, насколько вы управляете эффективными позитивными усилителями для формирования альтернативных поведений, насколько вы убедительны, сколько помощи получаете и т.д. это облегчит процесс обучения другим программам.
Как только вы овладели разделом II , уверенность, которую вы приобрели, будет длиться долго. Вероятно, с ребенком произошло больше хорошего, чем просто он научился сидеть спокойно. Некоторые из этих вещей трудно измерить. Приобретая более конкретную роль, он начинает чувствовать больше доверия и привязанности к вам, так как вы способны больше сделать для него. Вы приобретаете больше в его глазах.
Раздел III
Копирование, соревнование и раннее развитие речи
Программы в Главе III должны помочь вам сделать обучение вашего ребенка более интересным. Глава 8 – это описание приемов обучения вашего ребенка повторению ваших движений. Вы сможете научить его поднимать руки, дотрагиваться до носа, хлопать в ладоши, вставать, улыбаться, и многим другим движениям с помощью имитации. Как только он научится имитировать ваши движения, вы сможете показать ему множество вещей – играть с игрушками, одеваться, пользоваться мимикой. Имитация – один из самых мощных приемов обучения, и, вероятнее всего, самый главный. Это единственный способ, каким нормальные дети учатся у взрослых. Помните, что обучение детей проходит с разной скоростью. Обучение детей, у которых нет навыков повторения или они развиты очень слабо, скорее всего будет идти медленнее, чем детей, которые готовы имитировать все ваши движения. С такими детьми обучение имитированию – это процесс закрепления навыков, которые у них уже существуют. При этом очень важно контролировать сам процесс имитирования, следить за тем, чтобы дети использовали свои навыки адекватно. Глава 8 содержит очень важный раздел, который должен быть прочитан с особым вниманием. Это раздел о "чередовании в случайном порядке" и "discrimination learning problems." Процесс обучения, обсуждаемый в этом разделе, является основополагающим для всех программ в этой книге.
Программа в главе 9 учит ребенка сравнивать один объект или простые визуальные формы (по размерам, форме или цвету) с похожими или идентичными объектами. Например, учитель раскладывает несколько разных предметов на столе перед ребенком, после этого он выбирает один предмет (и называет его), тем самым обучая сравнивать («находить сходство») этого предмета и предметов, лежащих на столе. Программа сравнивания предметов очень похожа на программу, обучающую имитации движений. Нет никакого загадочного смысла в том, что мы сначала учим ребенка имитировать движения, а потом – сравнивать предметы; вы можете на практике менять последовательность программ. А можете использовать обе программы одновременно. Глава 10 посвящена программе, обучающей словесным инструкциям (ранняя речь). По существу, программа в главе 10 дает возможность учителю добиться словесного контроля над движениями ребенка, описанными в главе 8.
Например, вместо того, чтобы ребенок просто поднимал руки (или хлопал в ладоши, или улыбался), повторяя движения учителя, учитель начинает с этого момента употреблять словесные команды, такие как «Подними руки», «Хлопни в ладоши» или «Улыбайся», постепенно убирая движения-подсказки до тех пор, пока ребенок не научится реагировать только на команды. В этом случае вы можете видеть, как общество взрослых начинает осуществлять все более существенный контроль над поведением ребенка.
Глава 11 посвящена наиболее сложной программе в этой книге. Она посвящена тому, как научить неговорящего или практически неговорящего ребенка имитировать звуки слова так, чтобы научить его говорить. И если программы в главе 8 и 9 посвящены имитации или распознаванию визуальных объектов, словесная имитация очевидно – это распознавание слуховых сигналов. Мы видим, что у детей с задержкой развития есть особые проблемы с восприятием и воспроизведением слуховых сигналов по сравнению с визуальными объектами). Для них скорее всего слуховое распознавание речи гораздо сложнее, чем распознавание визуальных объектов. В любом случае, глава 11 протестирует ваши учительские возможности. Если вы сможете обучить ребенка вербальной имитации, значит вы необыкновенно компетентный специалист в этой необычайно сложной педагогической ситуации.
Как только вы сможете научить ребенка некоторому имитационному поведению, у вас появляется основа для программ, которые развивают игровые навыки; этому посвящена глава 12.
И наконец, глава 13 посвящена обсуждению оптимизации обучения, обобщению того, как новое поведение превратить в образ жизни, подтверждению того, что выученные навыки усваивается.
Часть III – это основная часть. К этому времени вы уже полностью вовлечены в учебный процесс; в идеале, вам необходимо в день заниматься 6-8 часов один на один с ребенком. Не всегда у нас есть возможность заниматься с ребенком так много, но надо помнить, что чем больше мы занимаемся, тем лучше будет прогресс.
К этому моменту ваш ребенок будет заниматься по нескольким программам одновременно, поскольку мы не видим причин прекращать занятия по любой из программ, описанных в части III. Это даст вам возможность разнообразить ваши занятия и сделать день ребенка более интересным.