Демонстрационные наблюдения и эксперименты
Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.
К сильным сторонам демонстрационных наблюдений можно отнести нижеследующие качества.
1. Они являются менее трудоемкими. Это проявляется на всех этапах работы: во время подготовки (один объект достать легче, чем несколько), в процессе работы и при подведении итогов.
2. Этот способ работы более прост в методическом отношении. Проводя опыт самостоятельно, педагог имеет возможность рационально распределить время на различные этапы, сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное.
3. Практически исключены ошибки при проведении опытов.
4. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределять внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.
5. Во время демонстрационных наблюдений проще следить
соблюдением дисциплины.
6. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.
7. Проще решаются вопросы гигиены.
8. Создается возможность работы с объектами, имеющимися в единственном числе, а также с объектами, представляющими для детей определенную опасность (ядовитые растения и грибы, огонь и др.).
Слабые стороны демонстрационных наблюдений:
1. Объекты находятся далеко от детей, и те не могут рассмотреть мелкие детали.
2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.
3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект с разных сторон.
4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного), реже, двух анализаторов; не задействованы тактильный (кожный), двигательный, вкусовой и иные анализаторы.
5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.
6. Немаловажным недостатком является относительная пассивность детей: они только видят, как педагог совершает действия, но сами активного участия не принимают; это тем более важно, что у детей еще сильно выражено действенное мышление.
7. При наличии одного объекта дети не видят его других модификаций.
8. Восприятие знаний идет в ритме, навязанном педагогом; для одних он может оказаться высоким, для других — низким.
9. Сведена до минимума личная инициатива детей.
10. Затруднена индивидуализация обучения.
Фронтальные наблюдения и эксперименты '
Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений. Они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».
Сильные стороны фронтальных наблюдений выражаются в том, что дети могут:
— хорошо увидеть мелкие детали;
— рассмотреть объект со всех сторон;
— использовать для обследования все анализаторы;
— реализовать заложенную в них потребность к деятельности;
— познакомиться не с одной, а с несколькими модификациями изучаемого объекта;
— работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности трудовых навыков.
К сказанному можно добавить, что эмоциональное воздействие фронтальных экспериментов намного выше, чем демонстрационных: процесс обучения индивидуализирован.
Слабые стороны фронтальных наблюдений тоже имеют место.
1. Труднее найти много объектов, сложнее написать конспект.
2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком.
3. Труднее установить контакт с детьми.
4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей.
5. Повышается риск ухудшения дисциплины (хотя само ухудшение дисциплины наступает не обязательно).
6. Повышается риск нарушений правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.
При выборе метода обучения демонстрационным наблюдениям и экспериментам отдается предпочтение в следующих случаях:
— если объекты существуют в одном экземпляре;
— если объект в принципе не может быть дан в руки детей (гора, Солнце, дерево);
— если объект представляет для детей определенную опасность (например, ядовитые растения и грибы, опасные животные);
— если по методическим соображениям не рационально вести работу сразу с несколькими объектами (например, с 22 котятами);
— если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно;
— если педагог не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину.
Во всех остальных случаях следует проводить фронтальные наблюдения и эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.