Занятие 28-А Тема: Классификация растительного мира

Цели:

– систематизировать знания детей о растениях;

– развивать умение переключать внимание;

– развивать логическое мышление;

– формировать навыки самостоятельного проведения классификации;

Оборудование:

карточки с рисунками, "пятиэкранка".

1. Упражнение на выделение существенных признаков.

Приходит Игрушка и говорит:

– Сейчас весна, так хорошо на улице. Все вокруг зеленое, все растет…И день уже такой длинный стал, не то что зимой; и я и вы тоже за зиму выросли. Значит, мы все – растения…

В: – Ты, наверное, что-то путаешь…

И: – А вот и нет. Растения – это то, что растет. Значит, и день и я и вы (и волосы на голове и ногти на руках) – тоже растения, ведь мы все растем. Правда, ребята?

Д: – …

В конце вывод: существенный признак для растения – не рост (увеличение в размере), а то, что оно растет в земле (то есть постоянно находится в одном месте, не передвигается), имеет корни, стебель, листья; питается водой, "воздухом" и "землей"; появляется из семян.

И: – И что же, все-все растения имеют такие признаки?

В: – Давай проверим.

На наборном полотне – пятиэкранка, воспитатель поочередно выставляет по одной карточке растений из разных классов (груша, каштан, одуванчик, подсолнух или др.).

Примечание: на карточке может быть изображена часть растения: лист, цветок, плод и т. д.

Желательно вначале кратко "прокатить" по "пятиэкранке" каждое растение, а затем обсудить, что у них было общего ("главные" подсистемы, происхождение, питание, размножение) и чем они отличались (надсистемой, практическим применением).

2. Игра "Назови растения".

Проходит в виде игры с мячом или по "цепочке". Нужно назвать как можно больше различных растений, не повторяясь.

3. Упражнение на классификацию.

Воспитатель показывает много различных карточек с растениями и предлагает придумать, на какие группы их можно разложить.

Желательно начертить круг и вначале выделять более крупные классы, а затем внутри них проводить дополнительную классификацию (при этом можно линии деления на крупные классы выделять одним цветом, а на подклассы – другим).

Вариант проведения упражнения:

В: – Здесь нарисован круг, который разделен на 5 частей, а у меня есть карточки: береза, ромашка, мухомор, капуста, малина…

Давайте придумаем название каждой части круга.

– … (дети называют "деревья", "цветы", "грибы", "овощи", "ягоды" и воспитатель соответственно раскладывает карточки.)

В: – А эти растения куда надо положить (показывает карточки ель, яблоня, пальма с бананами, анютины глазки, тюльпаны, подснежник, василек, боровик, морковка, свекла, лук, черника, клубника)?

Желательно, чтобы дети раскладывали карточки по выделенным пяти группам самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.

4. Игра на переключение внимания.

Когда воспитатель называет слово "фрукты!", дети поднимают руки вверх и становятся на носочки ("фрукты растут на деревьях"). Когда звучит слово "овощи", нужно сесть на корточки и руками опереться о пол ("овощи "сидят" в земле"). Когда произносится слово "ягоды", нужно показать, как собирают ягоды, наклоняясь за каждой ягодкой.

В процессе игры воспитатель произносит и конкретные названия (например, слива, апельсин, картофель, земляника, крыжовник и др.)

5. Упражнение на классификацию (продолжение).

Воспитатель предлагает посмотреть внимательно на круг и подумать, нельзя ли внутри каждой из пяти частей растения разделить еще на какие-нибудь группы.

В результате выделяются следующие группы (названия условные):

– деревья: "с иголками", "с листьями", "с съедобными плодами – фруктами";.

– цветы: "выращивает человек", "растут сами" (в лесу, поле, на лугу);

– грибы: съедобные, несъедобные;

– овощи: "подземные" и "наземные";

– ягоды: "лесные" и "садовые".

Желательно, чтобы дети устно добавляли названия других растений из этой же группы ("А какие еще цветы, которые растут сами, вы знаете?", "А еще какие-нибудь "подземные" овощи бывают?").

По желанию воспитатель может выделять дополнительные группы (можно разделить фруктовые деревья на растущие "у нас" и "не у нас", ввести понятие "комнатные цветы" и др.).

В конце необходимо подчеркнуть, на самом деле групп, на которые можно разделить растения, не пять, а гораздо больше; но дети еще имеют недостаточно знаний для этого.

6. Игра "да-нетка".

Дети по очереди загадывают любое растение из числа карточек, лежащих в кругу.

Воспитатель направляет игру, наглядно показывая, как сужается круг поиска при использовании правильных вопросов. Можно организовать соревнование: кто задаст меньше всего вопросов, чтобы отгадать карточку.

7. Подведение итогов.

Упражнение 28-Б "Вопрошайка"

Придумывание различных вопросов про растения. Наиболее интересные вопросы желательно записывать и использовать при проведении викторины для родителей на выпускном вечере.

Наши рекомендации