Занятие 11-А тема: Морфологический анализ

Цели:

– активизировать мышление детей;

– систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах;

– развивать воображение;

Оборудование:

"черный ящик", рисунок дома.

1. "Да-нетка".

Приходит Игрушка и предлагает отгадать, какой рисунок лежит у нее в "черном ящике". (нарисован домик:)

Занятие 11-А тема: Морфологический анализ - student2.ru 2. Рисование "новый дом".

В: – А почему ты дом нарисовала?

И: – Потому что я решила построить себе новый дом и сейчас только про него и думаю…

В: – Но твой рисунок не очень интересный; таких домов много, они все похожи друг на друга, это не очень интересно…

И: – Да и сама знаю, но я по-другому домики не умею рисовать. Может ребята помогут?

В: – Конечно, помогут. Ребята, предложите, как построить необычный дом для нашей игрушки.

Д: – …

В: – Существует способ, как придумывать новое. Нужно вначале разобраться, из каких частей состоит предмет. Из каких частей состоит твой домик?

Д: – …

В: – Значит, в домике должны быть стены, крыша, окно, дверь, труба. Но ведь их все можно сделать по-другому, смотри.

Вот у тебя нарисовано квадратное окошко. А какое еще окно может быть?

Д: – …

(воспитатель рисует на листе различные варианты окон, предложенные детьми).

Аналогично со всеми остальными подсистемами.

В: – А теперь выбирай, какие стены, окна, двери, труба… тебе нравятся больше всего.

Игрушка "выбирает" (обводит или подчеркивает) и затем рисует дом из этих частей (дети могут помогать Игрушке).

3. Рисование "Необычное животное".

В: – Ну, что, помогли тебе ребята?

И: – Да, большое спасибо. Только у меня еще одна проблема есть. Я хочу, чтобы у меня было домашнее животное. Но я не знаю какое. Оно должно уметь охранять дом, как собака; еще я хочу, чтобы оно давало молоко, как корова; хочу, чтобы умело быстро бегать, как конь; но чтобы я не упала, у него должны быть горбы, как у верблюда, и рога, как у оленя, чтобы можно было держаться… А еще хорошо, чтобы у него был красивый хвост, как у павлина и оно умело летать…

В: – Да, такого животного я никогда не встречала… А может быть, тебе завести не одно, а несколько животных: собаку, корову, коня, павлина, оленя и др.

И: – Нет, так не получится. Им всем тогда надо будет и много места, и много еды, и ухаживать за всеми надо. Вот если был бы один такой зверь…

В: – Давай попробуем его нарисовать, а потом ты попросишь волшебника Оживления, чтобы он тебе помог его оживить.

Воспитатель повторяет описание животного, а дети должны его нарисовать (рисование может быть коллективным на большом листе бумаги).

В: – Игрушка, посмотри, вот ребята тебе нарисовали животное, о котором ты мечтаешь.

И: – Спасибо, ребята, а как его зовут?

Д: – …

И: – Вы про него сказку не можете придумать?..

4. Фантазирование.

Сюжет сказки строится как обыгрывание ситуаций применения различных частей этого животного: другие ("обычные") животные смеются над ним, а он доказывает необходимость этих частей.

5. Подведение итогов.

Упражнение 11-Б "Каким это бывает?"

Воспитатель предлагает называть различные варианты, какими может быть представлен объект (желательно использовать наглядность): какими бывают листья деревьев? (стулья? часы? расчески? конфеты и др.).

Можно устроить выставку под соответствующим названием.

Занятие – 12-А тема: Прием фантазирования "Наоборот"

Цели:

– познакомить с приемом разрешения противоречий "наоборот";

– активизировать словарный запас путем использования антонимов;

– развивать чувство юмора, воображение;

1. Упражнение "Антонимы".

Возможен необычный "вход" в занятие, настраивающий детей на то, что все будет "наоборот". Например, игрушка приходит вверх ногами, говорит "До свидания!", детям предлагается лечь в кровати и т. п.

В: – Сегодня на занятии у нас будет все наоборот. Вначале потренируемся называть "наоборотные" слова.

Скажу я слово "далеко", вы скажете мне "близко",

Скажу я слово "высоко", а вы ответьте "низко".

Скажу я слово "потолок", что скажете вы?.. – …

Скажу я слово "потерял", вы скажете?.. – …

Затем воспитатель делит детей на две группы: первая группа называет любые слова, отвечающие на вопрос "какой?", а вторая должна называть антонимы. Затем группы меняются местами.

2. Упражнение "перевертыши".

Игрушка рассказывает стихотворение:

"Ехала деревня мимо мужика,

глядь, из-под собаки

лают ворота.

Лошадь ела кашу,

а мужик овес.

Лошадь села в сани,

а мужик повез".

Обычно, реакция детей – смех. Игрушка читает стихотворение еще раз, затем просит "перевести" каждую строчку, сказать, как надо говорить.

Затем анализ: в каком случае было смешнее и почему, как "устроены" смешные предложения.

Воспитатель предлагает детям самим придумать смешинки-"перевертыши", используя прием "наоборот".

3. Физкультминутка "Наоборот".

Воспитатель называет различные предложения "наоборот", дети должны их "перевести" и выполнить задание правильно. Например: "Ладошам хлопнуть в девочек", "Ковру встать на мальчиков", "Стульчикам сесть на детей" и т. п.

4. Фантазирование по приему "наоборот".

Воспитатель называет несколько знакомых сказок и предлагает заменить свойства героев на противоположные, а затем рассказать сюжет новой сказки.

Например: "Добрый волк и три жадных поросенка, которые за ним гоняются…", "Злая Красная Шапочка и ее бабушка-Атаманша не дают покоя никому в лесу…", "Голодный Колобок захотел всех съесть…"

Желательно несколько сказок проговорить на уровне сюжета, а одну попробовать рассказать подробно.

5. Подведение итогов.

Воспитатель предлагает высказать свое мнение о занятии, выражая свои мысли "наоборот".

Упражнение 12-Б "Путаница"

Нужно придумывать предложения про обычные ситуации, как "не бывает". Например, девочка баюкает куклу – бывает, кукла баюкает девочку – не бывает; дедушка собирает грибы – бывает, грибы собирают дедушку – не бывает и др.

Занятие 13-А тема: Прием фантазирования "Бином фантазии"

Цели:

– познакомить с приемом фантазирования Джанни Родари "Бином фантазии";

– активизировать словарный запас;

– развивать тактильную память, воображение;

Оборудование:

два "волшебных мешочка", игрушки – живые и неживые объекты.

1. Упражнение "Волшебный мешочек".

В один мешочек заранее кладутся 4–5 небольших игрушек – различные животные, в другой 4–5 игрушек – предметы.

Пара детей достает игрушки из двух мешочков (узнавая предмет на ощупь, а потом проверяя себя). Затем нужно составить несколько предложений с этими словами. Например, "слон" и "молоток": "Хобот у слона похож на молоток.", или "крокодил" и "гитара": "На гитаре была наклейка с крокодилом".

2. Игра "Руки-ноги".

Воспитатель называет различные команды, представляющие собой сочетания слов "руки", "ноги" и разных предлогов.

Например: "руки под ногами", "ноги на руках", "руки через ноги", "ноги за руками" и др.

Примеры предлогов: за, над, перед, под, около, в, у, на, без. с, до, к, на, через и др..

3. Фантазирование.

Из каждого мешочка выбираются по одной игрушке и составляются различные сочетания этих слов с самыми разнообразными предлогами. Например, конь в машине, конь возле машины, машина у коня, машина на коне, конь для машины, машина без коня и др.

Затем выбирается несколько необычных сочетаний (например, машина для коня, конь на машине, конь без машины и др.) и придумывается сюжет сказки о том, как такое может быть.

Желательно один из сюжетов развить в цельную сказку (рекомендуется сочинять по цепочке).

5. Практическая работа.

Сделать иллюстрацию к придуманной сказке.

6. Подведение итогов.

Упражнение 13 – Б "Слова на букву"

Воспитатель называет любую букву и дети должны называть любые слова, которые начинаются с этой буквы.

Желательно подсчитывать количество слов и отмечать наиболее интересные слова.

Рекомендуется выбирать часто встречающиеся буквы, желательно согласные.

Наши рекомендации