Занятие 7-А тема: Развитие ассоциативности (продолжение)

Цели:

– активизировать мышление детей;

– систематизировать знания об объектах круглой формы;

– развивать ассоциативное мышление;

– обучать алгоритму составления ассоциативных загадок;

Оборудование:

"черный ящик", расческа.

1. Проблемная ситуация "Волшебный кружок".

Приходит Игрушка, рисует кружок и предлагает детям отгадать, что это такое.

Дети высказывают свои предположения (яйцо, черепашка, голова и др.), при этом воспитатель вносит необходимые изменения в рисунок.

Но на все предложения Игрушка отвечает "нет".

В: – Ребята больше не знают, что это такое может быть. Скажи нам сама.

И: – Да это же просто кружок, самый обыкновенный!

В: – Нет, это не простой кружок, а волшебный – ведь он умеет превращаться: и в черепашку, и в цыпленка, и в лягушонка и в др.

2. Упражнение "Назови круглое".

Дети встают и по очереди называют различные круглые предметы, которые есть в группе. Кто не смог ответить или повторился – садится.

3. Дорисовывание фигур.

И: – Сейчас я нарисую несколько картин (начинает рисовать на нескольких листах одновременно).

– Ой, сколько времени! Мне срочно нужно убегать! До свидания! Дорисуйте, пожалуйста, сами!

Примеры линий:

Занятие 7-А тема: Развитие ассоциативности (продолжение) - student2.ru

Воспитатель предлагает дорисовать линии до законченных фигур. Желательно, чтобы дети представили несколько вариантов. Затем – обсуждение и выбор наиболее интересных, неповторяющихся сюжетов.

4. Упражнение "Да-нетка".

Воспитатель предлагает отгадать, что находится в "черном ящике": "Этот предмет нужен всем людям, чтобы они были красивыми".

Ответ: "Расческа".

5. Сочинение загадки.

Последовательность сочинения:

– Ответить, на что похожа расческа (3–4 названия).

Например, на пилу, на забор, на траву.

– Ответить, чем расческа отличается от этих объектов.

Например, от пилы – тем, что расческа не пилит; от забора – тем, что на нее нельзя залезать; от травы – тем, что не растет.

– Составить загадку, используя слова-связки "как", "но не".

Например: "Как пила, но не пилит; как забор, но нельзя лазить; как трава, но не растет. Что это такое?"

6. Подведение итогов.

Воспитатель разучивает с детьми загадку и предлагает ее загадать родителям.

Упражнение 7-Б "Чем похожи, чем отличаются"

Во время проведения различных режимных моментов (умывания, еды, раздевания, сборов на прогулку и др.) воспитатель предлагает сравнивать близкие по значению объекты.

Например, чем похожи и чем отличаются ложка и вилка, простыня и пододеяльник, сандалии и тапочки, куртка и пальто, полотенце и платок, шапка и кепка и др.

Занятие 8-А Тема: Прием "Оживление"

Цели:

– познакомить с приемом фантазирования "оживление";

– активизировать мышление детей;

– развивать воображение, фантазирование;

Оборудование:

рисунки или игрушки сказочных персонажей.

1. Знакомство с Волшебником.

В: – Сегодня у нас на занятии будет волшебник, которого вы все хорошо по сказкам знаете. Благодаря этому волшебнику из снега получилась девочка Снегурочка, полено заговорило и получился Буратино, а один герой сказки не только смог разговаривать, но даже и петь песни, несмотря на то, что был всего лишь куском теста… (воспитатель показывает соответствующие рисунки или игрушки)

Чем, по-вашему, занимается этот Волшебник?

Д: – …

В: – Приведите еще примеры, когда в сказках разговаривают и оживают разные предметы.

Д: – …

2. Проблемный диалог про отличительные признаки живого.

При обсуждении необходимо выяснить, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы.

Причем, если дети высказывают отличие по второстепенным признакам, Игрушка приводит контраргументы, показывая, что эти признаки свойственны и неживым объектам.

Например:

Д: – Живое движется.

И: – Машина тоже движется, разве она живая?

Д: – Живые разговаривают.

И: – Рыбы и цветы не разговаривают, разве они не живые?

и т. д.

Таким образом дети приходят к выводу, что существуют признаки, характерные только для живых объектов: они рождаются, растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.

3. Физкультминутка "Замри-отомри".

Дети в произвольном порядке двигаются по группе, на команду "Замри!" – нужно остановиться и не двигаться.

Команды чередуются в произвольном темпе и порядке.

4. Фантазирование.

В: – Давайте и мы с вами попробуем придумать сказку, а Волшебник Оживления нам поможет.

Вначале нужно выбрать предмет, про который мы будем сочинять сказку.

Д: – …

В: – Почему вдруг этот предмет ожил, из-за чего?

Д: – …

В: – Если предмет оживает, то он должен уметь расти, питаться, рождаться, иметь детей; можно, чтобы он двигался и разговаривал. Как он это будет делать?

Д: – …

Желательно не только обсудить соответствующие изменения, но и попробовать придумать "настоящую" сказку: приключения этого героя.

5. Практическая работа.

Нарисовать портрет волшебника Оживления.

Упражнение 8-Б "Другая точка зрения"

Воспитатель предлагает детям представить себя различными объектами и описать свои ощущения: что вы любите? чего боитесь? с кем дружите? о чем мечтаете? что вам не нравится? и др.

Желательно рассматривать не только цельные объекты, но и их части (во время воздействия): опишите, что чувствует язык, когда вы едите мороженое? что чувствует шляпка гвоздя, когда вы его забиваете?

Наши рекомендации