Средства педагогического процесса

В общем виде как и в любой человеческой деятельности средства педагогического процесса можно выделить в пять групп: материальные, информационные, языковые, логические, математические – мы их рассмотрели выше – см. гл. 3, п. 3.1.4, рис. 34. Причем, в самом широком смысле средствами образования выступает весь окружающий мир: природа, машины, произведения искусства, книги, кинофильмы и т.д. и т.п.

Если говорить в более узком традиционном понимании, то понятия средств ограничиваются материальными и информационными средствами – это игрушки (в раннем возрасте), учебное оборудование, учебно-наглядные пособия и т.д.

Средства педагогического процесса делятся на (рис. 47):

- средства для обучающегося: учебники, учебные пособия, задачники, справочники, хрестоматии, конструкторы и т. д.;

- средства для педагога: методики, методические пособия, рекомендации, методические разработки и т.д.;

- средства на занятия, мероприятия: наглядные пособия, демонстрационное оборудование, лабораторное оборудование, компьютеры и т.д.

Вот, пожалуй и все, что можно в нашем контексте сказать о средствах педагогического процесса.

За исключением одного момента.

интрига У обучающегося есть учебники. Учебник от слова «учиться». А почему нет «воспитальников», нет «развивальников» - пособий для обучающегося по его воспитательной деятельности, по его деятельности по развитию (пс.-п.) психических процессов?Нет таких предметов? Но это не аргумент. Или никто не задумывался? Или никто не пробовал? А, наверное, стоило бы попробовать!  

Так, представим себе «воспитальник», где растущему человеку в доходчивой форме рассказывалось бы:

- что такое воспитание, мировоззрение, интересы, ценности, идеалы и т.д.;

- что такое мораль (нравственность), духовность, гражданственность,

патриотизм, эмпатия, правила общения с людьми, правила этикета,

чем определяется половая принадлежность поведения и т.д. и т.п.

А, кроме того, допустим, задачник с примерами конфликтных ситуаций и путями их разрешения. И так далее.

Средства педагогического процесса - student2.ru

Рис. 46. Различные роли педагога (по Казанскому О.А.)

Средства педагогического процесса - student2.ru

Рис. 47. Классификация средств педагогического процесса

Ведь если учебный процесс отражен в многочисленных учебниках, то воспитательный процесс целиком лежит на педагоге (в том числе и родителях, товарищах и т. д.) и целиком построен на устном непосредственном общении. А обучающемуся негде даже просто почитать о том, что же такое воспитание.?

Тоже самое, представим себе «развивальник» - хотя бы как сборник упражнений-тренировок для обучающегося по развитию мышления, памяти, внимания, воли, по тренировке самообладания и т.д.

Все это вопросы, требующие ответов.[?????]

Таким образом, в этом параграфе мы рассмотрели структуру педагогического процесса. А в целом в третьей главе рассмотрели категорию деятельности как основания образовательного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали!

М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Таким образом, мы попытались выстроить логический каркас здания современной педагогики – педагогики новой постиндустриальной эпохи. Насколько это нам удалось, судить Вам, уважаемый Читатель.

Конечно, найдутся многие, кто обвинит автора в грехах: в схематизме, формализме, технократизме, в неуважении к..., в ниспровержении основ .... Да, грехи, грехи... Но и вариться в прежней трехсотлетней педагогике – многословной, расплывчатой и бессистемной - уже невозможно.

Конечно, нами раскрыты далеко не все основания педагогики. Так, мы сознательно опустили еще два аспекта образования человека. Помимо трехкомпонентной структуры: воспитания, обучения и развития следует выделить еще развитие характера и развитие способностей. Но это еще больше усложнило бы структуру. Поэтому автор пока оставил эти вопросы «за кадром».

Далее, открытым остается вопрос об основаниях построения педагогических теорий. На сегодняшний день существующие теории воспитания (теория свободного воспитания, теория воспитательного пространства, теория экзистенционализма и др.) и теории обучения (ассоциативно-рефлекторная теория учения, теория развивающего обучения и др.) находятся в совершенно разных непересекающихся пространствах. А теорий развития (пс.-п.) после работ Л.С. Выготского вообще нет. Задача заключается в выделении оснований построения единых педагогических теорий образования человека, обобщающих аспекты воспитания, обучения, развития. [?????]

Множество неисследованных проблем педагогики нами было вскрыто по ходу изложения текста книги.

Так что перед педагогикой лежит огромное невозделанное проблемное поле, которое ждет целую армию педагогов-исследователей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход. – М., 2002.

2. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.

4. Большая советская энциклопедия.В 30тт. Изд. 3-е. М.: Из-во «Советская энциклопедия», 1970-1978.

5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. — Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999.

6. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М.: Синтег – ГЕО, 1997.

7. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. Изд. 2-е. – СПб.: СПб.ГТУ, 1999.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996.

9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1998.

10. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. — М., 1978 (репринт изд. 1880—1884).

11. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М., 1960.

12. Деражне Ю.Л. Открытое обучение. Монография. – М.: Сервис, 2003.

13. Дистервег А. Избр. пед. соч. – М., 1956.

14. Дуранов М. Е., Орлов В. Б. Личность обучающегося и ее развитие. Учеб. пособие. – Челябинск: ЧГПУ, 1997.

15. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Издат. центр «Академия», 2001.

16. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.

17. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // Народное образование. 1964, №1.

18. Ильясов И.И.Структура процесса учения. М. – 1986.

19. Каган М.С. Человеческая деятельность. – М.: Политиздат, 1974.

20. Казанский О. А. Основы педагогической деятельности. Липецк, ЛГПИ, 1991.

21. Казанский О. А. Педагогика как любовь. М.: Российское педагогическое агенство, 1995.

22. Коротов В. М.Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980.

23. Краевский В.В. Содержание образования: вперёд к прошлому. – М.: Пед. общество России, 2000.

24. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.

25. Краткий словарь по философии/ Под общ. Ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982.

26. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972.

27. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

28. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, -1993.

29. Леднев В.С.Содержание общего среднего образования. М.: Педагогика, 1980.

30. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.Д

31. Лернер И.Я.Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

32. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992.

33. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.- 1973.

34. Митина Л.М. Психология профессионального развития. – М., 1998.

35. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: Синтег, 2007.

36. Новиков А.М. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002. – 320 с.

37. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Изд-во Эгвес, 2005.

38. Новиков А.М.О структуре теории образования. ж. Педагогика, 2005, № 7.

39. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008.

40. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М.: Высшая школа, 1986.

41. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000.

42. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. – М.: Эгвес, 2009.

43. Новиков Д.А. . Теория управления образовательными системами. М.: Народное образование, 2009.

44. Новиков Д. А.Теория управления организационными системами. М.: Психолого-социальный институт, 2005.

45. Общая психология.Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

46. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 23-е. М. – 1991.

47. Онушкин В.Г., Огарев Е.И.Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. – СПб.; Воронеж, 1995.

48. Педагогика:учеб./ Л.П. Крившенко [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008.

49. Педагогика:учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/ Н. М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков ; под ред. Н. М. Борытко. – М.: Изд. центр «Академия», 2007.

50. Педагогика. Учеб. пособие. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.

51. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1997.

52. Педагогическая энциклопедия. В 4-х тт. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966 – 1968.

53. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П.Введение в системный анализ. – М.: Высш. школа, 1989.

54. Петровский А.В.О психологии личности. М.: Педагогика, 1971.

55. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1981.

56. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

57. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинчен-ко, Б.Г. Мещерякова. 2-ое изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

58. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993-1999.

59. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: АПН СССР, 1985.

60. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.; СПб, ПИТЕР, 2003.

61. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997.

62. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1988.

63. Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957.

64. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001.

65. Толковый словарь русского языка. Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова. М.: Вече. Мир книги. – 2001.

66. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1972.

67. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

68. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика. 1981.

69. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Мир, - 1966.

Приложение .

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ (КАТЕГОРИЙ) ПЕДАГОГИКИ

Большая советская энциклопедия Российская педагогическая энциклопедия Авторские определения  
Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.   - По БСЭ: Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Это наиболее общая философская категория. В дальнейшем по тексту обозначается как «развитие филос.».
Опыт,основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир и как результат этого воздействия в виде знаний и умений, как процесс взаимодействия субъекта с объектом. Понятие О. по существу совпадает с категорией практики. На их основе формируется О. как результат познания, включая совокупность исторически сложившихся знаний. Накопление и передача О. из поколения в поколение составляет существенную характеристику общественного развития.   - Опыт. По словарю русского языка С.И. Ожегова – первые два значения из четырех: «1.Совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений» (а также привычек по К.К. Платонову [..] – А.Н.). Это узкая, психолого-педагогическая трактовка понятия. В дальнейшем по тексту будет обозначаться как «опыт (пп)». Это значение понятия «опыт» является частным случаем значения 2. «2. Отражение в человеческом сознании объективного мира, общественной практики, направленной на изменение мира.» Это широкая философская трактовка понятия. В этом смысле опыт трактуется и как общественно-исторический опыт и как индивидуальный опыт каждого отдельного человека [Краткий словарь по философии/под общ. Ред. И.В. Блауберга, И.К Пантина. – 4-е изд. –М.: Политиздат, 1982.]. В дальнейшем по тексту будет обозначаться как «опыт (филос.)».
  -   - Жизненный опыт –индивидуальный опыт отдельного человека, накапливаемый им в процессе жизни, деятельности.
Образование, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Образование, процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.   Образование – развитие (филос.) жизненного опыта человека. Как процесс и как результат. Слово «образование» происходит от корня «образ». Образование – это построение и развитие человеком своего образа окружающего мира и образа своего места, своей роли в этом мире. В соответствии с иерархической структурой личности [К.К. Платонов] образование включает в себя три компонента: воспитание, обучение, развитие (пс.п.) – см.
-   -     Обучающийся - субъект образования (воспитания, обучения, развития): в детском саду – воспитанник, в школе, в профучилище – учащийся, в колледже, в ВУЗе – студент, на курсах – слушатель, курсант и т.д.; и вообще любой человек любого возраста, занимающийся в учебном заведении или самообразованием.
Педагогика, отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образоват. процессов в развитии личности, разрабатывающая практич. пути и способы повышения их результативности. Педагогика, наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Педагогика – наука о развитии жизненного опыта человека (обучающегося).
Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Воспитание,социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.   Воспитание –развитие направленности личности. Формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т.д.  
Обучение, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. Обучение, совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание. Обучение (учение) –развитие знаний, умений, навыков, привычек (или, что то же – развитие опыта (в первом, психолого-педагогическом значении) – см.. В дальнейшем по тексту обозначается как «опыт (пс.-п.)»
    - Развитие психическое, становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребенка Развитие(в смысле психического развития) – развитие психических процессов: внимания, воли, чувств, мышления и т.д. – в дальнейшем по тексту обозначается как «развитие (пс.-п.)»
    -     - Образовательная деятельность –деятельность обучающегося по освоению (развитию) его жизненного опыта. Развитие жизненного опыта человека – воспитание, обучение, развитие – осуществляется в процессе особого вида человеческой деятельности - образовательной деятельности.
  -   - Образовательный процесс –процесс осуществления обучающимся образовательной деятельности.
Педагог, лицо, ведущее практич. работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее спец. подготовку в этой области     -   Педагог -человек, руководящий обучающимся (обучающимися) и управляющий его (их) образовательной деятельностью
    -       - Педагогическая деятельность –деятельностьпедагога по управлению образовательной деятельностью обучающегося (обучающихся).
    -   - Педагогический процесс –процесс совместной деятельности педагога (педагогов) и обучающегося (обучающихся) по воспитанию, обучению и развитию последних.

Наши рекомендации