Понятие о педагогических технологиях

В последние десятилетия в образовательной среде широкое распространение получило понятие «педагогические технологии». Этому направлению посвящено большое количество научных публикаций, учебных и методических пособий и т.д. Причем, различные авторы трактуют это понятие по-разному, создавая в педагогике, в том числе в профессиональной педагогике весьма противоречивую картину. Так, в педагогической литературе на сегодняшний день имеется более трехсот определений понятия «педагогическая технология». Попробуем внести ясность в этот вопрос.

Современное понимание технологии пришло в широкий обиход из сферы производства в последние десятилетия. А именно тогда, когда в развитых странах стали выделяться в отдельные структуры фирмы – разработчики ноу-хау: новых видов продукции, материалов, способов обработки и т.д. Эти фирмы стали продавать фирмам-производителям в менее развитых странах лицензии на право выпуска своих разработок, сопровождая эти лицензии детальным описанием способов, средств и условий производства – т.е. технологиями.

Вслед за этим понятие «технология» стало применяться в более широком смысле. Технология, понимаемая в современном, более широком смысле, связана не только с техникой, но и с другими завоеваниями цивилизации. Когда говорят, например, о компьютерной или информационной технологии, то имеют в виду открываемые ими новые возможности, которые они несут с собой. В этом смысле о технологии стали говорить после того, как выяснилось, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не только с новой техникой. Но и с новыми формами кооперации, организации производства, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с целеустремленностью усилий общества и государства и т.д. Постепенно под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.).

Современное самое общее определение технологии: технология– это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи.

Из этого общего определения технологии вытекает и определение педагогической технологии. Соответственно: педагогическаятехнология– это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи.

Что же нового несет в себе это определение? Само по себе – ничего! Действительно, и раньше и теперь и в будущем любой учитель, преподаватель и т.д., готовясь к очередному учебному занятию или внеучебному мероприятию, ставит определенные педагогические задачи. А для их реализации планирует (проектирует) – когда сознательно, когда, подчас, не задумываясь, интуитивно - конкретные формы (урок, лекция, семинар и т.п.), конкретные методы, конкретные средства (учебник, презентации, модели и т.п.) с учетом имеющихся условий проведения занятий. При этом любой педагог имеет представления о возможной оценке качества будущего результата. Таким образом, все это подпадает под современное определение технологии. Каждый педагог ежедневно реализует педагогические технологии: под каждую педагогическую задачу своя технология.

Тогда зачем же нужен весь разговор о педагогических технологиях? Дело в том, что принципиальную новизну несет в себе новый, так называемый «технологический подход» в проектировании и реализации педагогических систем. Его еще можно назвать «проектно-технологическим подходом».

Педагогическим проектированием,если говорить коротко, называют предварительную разработку деталей педагогических систем - мы сейчас о нем и говорим (в подразделе «фаза проектирования педагогического проекта»). Благодаря проектированию та или другая педагогическая система становится как бы технологичной. Главное отличие проектирования любой педагогической системы от обычного, традиционно принятого планирования учебно-воспитательной работы заключается в том, чтобы самым детальным образом задать образовательные цели педагогической системы на диагностической основе. Это означает вполне определенное, однозначное описание целей, задание способов их выявления, измерения и оценки степени их реализации. Проектирование педагогической системы предполагает возможность с помощью разработанных диагностических процедур систематического на каждом учебном занятии контроля и оценки достижения этих детально спроектированных образовательных целей.

Следующая задача проектирования педагогической системы – это построение на основе педагогической системы соответствующих педагогических технологий. Основная идея технологического подхода заключается в том, чтобы детально спроектировать педагогический процесс во всех его составляющих компонентах – содержании, формах, методах воспитания и преподавания, в средствах обучения и т. д. таким образом, чтобы «гарантированно»[28] (точнее, более или менее приемлимо) получить требуемый результат – достижение запроектированных образовательных целей.

Как уже говорилось, каждая конкретная педагогическая задача реализуется своей технологией. В то же время рассматриваются типовые (общие) педагогические технологии как обобщенные описания тех или иных подходов в построении педагогических систем, как своего рода «конструкторы», из элементов которых строятся конкретные технологии.

Типовых педагогических технологий может быть много: в зависимости от назначения педагогических систем, от исходных научных, педагогических, дидактических, методических концепций, от целевых установок разработчиков и т.д. Также возможно множество классификаций типовых педагогических технологий:

- по направленности педагогического процесса: воспитывающие, обучающие, развивающие;

-по характеру содержания образования: светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные и др.;

- по формам организации: индивидуальные и групповые, лекционные и урочные, учебные и внеучебные и др.;

- по используемым средствам: текстовые, информационные и телекоммуникационные и др.;

- и другие классификации (см. рис. 42).

Подводя итоги рассмотрения понятия "педагогическая технология", отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен «гарантировать» (обеспечивать) достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия педагога и обучающегося (обучающихся).

понятие о педагогических технологиях - student2.ru

Рис. 42. Классификации типовых педагогических технологий

Таким образом, «педагогическая технология» является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач в современных условиях.

Несколько слов о соотношении понятий «дидактика», «методика», «педагогическая система», «педагогическая технология». Дидактика является общей теорией обучения, рассматривая всю совокупность проблем, целей, содержания, форм и методов преподавания и учения, средств обучения. Методика – это «частная дидактика», т.е. теория обучения конкретному курсу, предмету. Та или иная конкретная педагогическая система строится, проектируется на основе конкретизации положений дидактики, методики применительно к данным конкретным целям и условиям обучения. Реализация педагогической системы осуществляется посредством решения комплекса педагогических задач. Под каждую задачу выстраивается конкретная педагогическая технология.

Аналогично выстраивается такая же цепочка в отношении воспитания, в отношении развития.

Таким образом, мы рассмотрели всю последовательность проектирования педагогических систем во всей ее полноте. Естественно, в простых случаях вовсе необязательно выполнять весь этот набор процедур. Если, к примеру, учитель проектирует очередной урок, то, конечно же, большинство стадий и этапов процесса проектирования будет пропущено, свернуто, или будет осуществляться на интуитивном уровне. Но чем сложнее проект, чем больше заинтересованных участников он охватывает, тем все больше проектирование будет «вписываться» в эту полную общую схему.

Далее, согласно логике организации проекта, следующей фазой проекта как формы организации педагогической деятельности является технологическая фаза.

Наши рекомендации