Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы

Коррекционно-педагогическая деятельность представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с особыми потребностями, сообщение им необходимых и доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система является основой института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Ее функции сводятся к следующим:

1) абилитационно-реабилитационная;

2) корригирующая;

3) компенсирующая;

4) социально-бытовая;

5) профессионально-трудовая.

Их реализация осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. Выделяют следующие типы учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.

Для достоверной диагностики физических и (или) психических недостатков у детей, определения их специальных образовательных потребностей, для консультирования родителей по вопросам физической и (или) психической недостаточности детей создаются сети постоянных межведомственных психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий).

В состав комиссии обязательно входят следующие специалисты: 1) психолог; 2) врачи: психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт; 3) специальные педагоги: логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог; 4) социальный педагог; 5) юрист; 6) представители соответствующих органов управления образованием, здравоохранением и социальной защитой.

Кроме того, создаются разнопрофильные центры реабилитации для обучения и воспитания детей и взрослых в возрасте до 21 года с тяжелыми и сложными недостатками развития. Задачами таких центров являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и проведение образовательных занятий по индивидуальным программам обучения. В настоящее время в Российской Федерации около 5% детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, которые нуждаются в специальной системе образования и поддержки.

Для определения образовательного маршрута ребенка необходимо провести комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику. Эту работу в системе образования выполняют Психолого-медико-педагогические комиссии и Психолого – педагогические – медико – социальные центры (ППМС – центры).

1. Психолого – медико – педагогические комиссии (ПМПК)

ПМПК является учреждением системы образования и реализует консультативно диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.

К структурным единицам ПМПК относятся:

1-й уровень – психолого – медико – педагогические консилиумы (ПМП – консилиумы) образовательных учреждений;

2-й уровень – психолого – медико – педагогические комиссии (ПМПК) муниципального уровня (районные, городские);

3-й уровень – психолого – медико – педагогические комиссии регионального уровня (Р)ПМПК: областные, краевые, республиканские.

Цель ПМПК – организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

Основными задачами ПМПК являются:

• своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;

• комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;

• определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;

• содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

• внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;

• формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

• своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

• консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

• участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

• содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

2. Психолого – педагогические – медико – социальные центры

( ППМС – центры)

Основными задачами учреждения являются:

• оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

• осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;

• оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Основными направлениями деятельности учреждения являются:

• организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;

• диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

• психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

• проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

• оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации; анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

II. Учреждения образования

После проведения комплексной диагностики специалисты ПМПК, ППМС- центра должны ознакомить родителей с предполагаемым образовательным маршрутом для ребенка.

В настоящее время в системе образования РФ возможны следующие варианты по оказанию помощи в развитии и обучении детям с проблемами в развитии.

1. Служба Ранней помощи (СРП).

Для детей в возрасте от 0 до трех лет. с проблемами в развитии на территории РФ создаются Службы Ранней помощи (раннего вмешательства) и Лекотеки..

Высокая эффективность психолого-медико-педагогической помощи детям грудного и раннего возраста с отклонениями в развитии доказана мировой практикой. В историческом плане раннее вмешательство в большинстве развитых стран выделилось из сферы медицины и перешло в сферу образования. Такое организационное перемещение было связано с развитием международного права в области защиты детей и вытеснения медицинских методов абилитации психолого-педагогическими.

В России, на фоне демократических преобразований и изменения федерального закона об образовании, среди специалистов в области педиатрии, детской неврологии, детской психологии и дефектологии появился интерес к достижениям зарубежных коллег в указанной области и возникло желание создавать аналогичные службы.

Задачи службы ранней помощи

• адаптация членов семьи к появлению в ее составе ребенка-инвалида,

• поддержка усилий родителей, направленных на улучшение качества жизни ребенка, его воспитание и обучение, развитие независимости, подготовку к интеграции в социум,

• проведение абилитации,

• ориентировка родителей в соответствующих социально-правовых вопросах, а также в организациях, оказывающих необходимые помощь и услуги.

В основе деятельности СРП лежат следующие принципы:

• воздействие на семью в целом,

• партнерские отношения специалистов и родителей,

• поддержка инициативы родителей и их объединения для расширения возможностей и видов помощи детям, включая вовлечение родителей в работу непосредственно в СРП,

• создание условий для непрерывного профессионального роста сотрудников и расширения области их компетентности,

• ориентировка на передовой отечественный и зарубежный опыт, имеющиеся международные стандарты, е) координация деятельности СРП с региональными учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты,

• сотрудничество с государственными и общественными организациями, имеющими сходные цели,

• сотрудничество с местными органами власти.

В СРП сложились следующие формы работы: а) медицинская экспертиза, б) домашнее визитирование, в) групповые занятия, г) пролонгированное консультирование, д) семинары для родителей, е) психотерапевтическая работа с родителями, ж) семинары для родителей.

2. Лекотека

Лекотека реализует коррекционные и образовательные программы, а также психологическое сопровождение семьи на основе использования игровых методов и ресурсов Лекотеки.

Цель Лекотеки – обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями и их семей с использованием игро- и арт-терапевтических методов для социализации, поддержки развития личности детей и формирования предпосылок учебной деятельности.

Основными задачами Лекотеки являются:

• проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции при помощи игры у детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями

• обучение родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений, педагогов других учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии, и пользованию средствами Лекотеки.

•психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, включая детей-инвалидов, от 2 месяцев до 11 лет.

• психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями (с согласия родителей);

• помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком.

• подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка.

• поддержка инициатив родителей в области организации программ взаимодействия семей, обслуживаемых Лекотекой.

3. Группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях разных видов

Цели и задачи организации групп кратковременного пребывания:

• оказанисвоевременной систематической психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе и детям с проблемами в развитии,

• консультативно-методическая поддержка родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка,

• социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности

По результатам социально-педагогического исследования были выделены следующие модели кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении:

• кратковременное пребывание детей 3-7 лет в закрепленной группе детского сада;

• кратковременное пребывание детей 3-7 лет в специально выделенном групповом помещении;

• адаптационные группы кратковременного пребывания детей ясельного возраста, которые затем будут посещать данное дошкольное образовательное учреждение, прогулочные группы;

• семейные группы кратковременного пребывания (для детей 1-3 лет и их родителей) в специально организованных семейных комнатах;

• группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей 2-7 лет специалистами и медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения в кабинетах (это могут быть и коррекционные группы кратковременного пребывания);

• патронажные услуги для детей-инвалидов, которые оказываются на дому, в сочетании с кратковременным пребыванием детей в детском саду;

• группы кратковременного пребывания детей 5-7 лет по подготовке их к школе в вечернее время;

• группы выходного дня.

Данная классификация, возможно, со временем будет уточнена и дополнена по мере дальнейшего развития новых форм дошкольного образования.

4. Интегративные группы в дошкольных образовательных учреждения

комбинированного вида.

В ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Особое внимание должно уделяться интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников

Задачи создания интегративных групп

•осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;

• проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

• оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии но отстающим от возрастной нормы;

• обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки

5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии существуют следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

• специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад;

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Основными задачами специального (коррекционного) учреждения являются:

• оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

• осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;

• оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Основными направлениями деятельности специального (коррекционного) учреждения являются:

• организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;

• диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

•организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

• психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

• проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;

•анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее – коррекционное учреждение) I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

Коррекционное учреждение I вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 5–6 лет (в зависимости от учебных предметов) или 6–7 лет (с учетом подготовительного класса);

• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5–6 лет);

• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения –2 года).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида

Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.

Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения:

• 1 отделение – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

• 2 отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

Коррекционное учреждение II вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении – 4–5 лет, во 2 отделении – 5–6 или 6–7 лет);

• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения в 1 и 2 отделениях–6 лет).

• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении –2 года).

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов

Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе

В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

Коррекционное учреждение III вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4–5 лет);

• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5–6 лет);

• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения –2 года).

Общий срок обучения–12 лет.

В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.

Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года);

• 2 ступень– основное общее образование (нормативный срок освоения – 6 лет);

• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения –2 года).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида

Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения или одно отделение.

В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой ступени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием.

Во 2 отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Коррекционное учреждение V вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

в 1 отделении:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4-5 лет);

• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – б лет);

во 2 отделении:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года);

• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 6 лет).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида

Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Коррекционное учреждение VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4–5 лет);

• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 6 лет);

• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения – 2 года).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида

Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 3–5 лет).

• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет).

Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы (группы) (в 3 класс – в порядке исключения).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида

Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально–психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Сроки обучения в коррекционном учреждении VIII вида могут быть девять–одиннадцать лет

(с выдачей обучающимся свидетельств установленного образца).

Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразо­вательной школе для детей с трудностями в обучении создаются 2 основных вида классов - классы компенсирующего обучения иклассы выравнивания. Кроме того, в некоторых ОУ создаются классы педагогической поддержки, классы адаптации, здоровья и т. д.

КРО в классах выравнивания и классах компенсирующего обучения опре­деляется нормативно-правовыми положениями МО РФ и строится на основе организационно-педагогических и научно-методических положений Концеп­ции КРО, разработанной Институтом коррекционной педагогики, а также психолого-педагогических принципов развивающего обучения. Классы вы­равнивания создаются для обучения детей с ЗПР, у которых при потенциаль­но сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается сла­бость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Классы компенсирующего обучения создаются в ОУ для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основ­ная цель - создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяю­щих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях ОУ.

В классах компенсирующего обучения принимаются дети группы риска. К этой группе относятся дети в силу различных причин приходят в школу физически и психически ослабленными, социально запущенными, с риском социальной и школьной дезадаптации. Это дети «с сохранным интеллектом», значительно более низкими в сравнении со сверстниками адаптационными возможностями.

Дети группы риска не имеют выраженных отклонений в развитии, т.е. у них нет ЗПР церебрально-органического генеза, умственной отсталости, вы­раженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы. При интел­лектуальном развитии, соответствующем возрастной норме, эти дети обна­руживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость и отвле-каемость, импульсивность, гиперактивность, низкий уровень производитель­ности психических функций и деятельности, несформированность учебной мотивации и познавательных интересов.

Создание специальных классов КРО позволяет обеспечить оптимальные педагогически условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в физическом и нервно-психическом здоровье. Необходимым моментом орга­низации КРО в данных классах является динамическое наблюдение за про­движением каждого ребенка. Наблюдение производится психологической службой школы. Результаты наблюдений обсуждаются не менее 1 раза в чет­верть на малых педсоветах и консилиумах.

При изучении школьников принимаются во внимание следующие показа­тели:

1. Физическое состояние и развитие ребенка: динамика физического раз­вития, особенности слуха и зрения, особенности развития опорно-двигательной сферы, координация движений, особенности работоспособно­сти (утомляемость, истощаемость, рассеянность, количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности).

2. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности вос­приятия пространства и времени, особенности внимания, памяти, мышления, речи, познавательные интересы, любознательность.

3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, уровень освоения учебной деятельности.

4. Особенности эмоционально-волевой сферы: эмоционально-волевая зрелость, преобладающее настроение, особенности самооценки, отношение со сверстниками, поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.

5. Особенности усвоения ЗУН, предусмотренных программой.

Научной основой КРО являются положения гуманистической педагогики. Основная ценность образования - человек, ребенок. Образование и воспита­ние должны помочь ему стать человеком, стать самим собой.

Теоретические предпосылки для образовательной коррекционно-развивающей практики созданы научной школой Л.С. Выготского.

Самостоятельная работа студентов

1. Подготовьтесь к проблемному семинару «Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы в современной России»

План

1.Раскройте роль учителя в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с отклонениями в развитии и поведении.

2.Обоснуйте требования к профессионально-педагогической подготовке учителя и его готовности к коррекционно-педагогической деятельности.

3.Обоснуйте отличия в организации коррекционно-педагогического процесса в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

4. Дайте представление о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Выделите ее роль в предупреждении и преодолении отклонений в развитии детей и подростков?

5.Какова структура государственной системы коррекции, поддержки и социальной защиты детей и подростков с проблемами в развитии?

6.Инклюзивное образования в России: вариант интеграции или новое качество специального (коррекционного) образования.

Рекомендуемая литература

1.Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро – и патопсихологии. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.

2.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

3.Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А. Горловой. – М.: Академия, 2007. – 240 с.

4.Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. – М.:ЭНАС, 2005. – 168 с.

Приложение1

Вопросы для самоконтроля

1.Предмет и объект коррекционной педагогики.

2.Основные задачи и принципы коррекционной педагогики.

3.Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

4.Категории и основные научные теории коррекционной педагогики.

5.Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии.

6.Психолого-педагогические подходы к проблеме норма и отклонение развития человека.

7.Психическое здоровье и факторы риска в развитии ребенка.

8.Причины психических нарушений личностного развития детей.

9.Нарушения личностного развития у детей и подростков без психической патологии.

10.Критерии явления норма-аномалия.

11.Психический дизонтогенез по В.В. Лебединскому

12.Первичный и вторичный дефект.

13.Комбинированные нарушения и их причины. Теория Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка.

14.Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии

15.Характерологические и поведенческие отклонения ребенка.

16.Причины и условия отклоняющегося поведения подростков.

17.Критерии девиантного поведения подростков.

18.Профилактика отклоняющегося поведения подростков.

19.Понятие «дети с отклонениями в развитии» в специальной психологии

Наши рекомендации